Решение № 2А-4933/2020 2А-4933/2020~М-4378/2020 М-4378/2020 от 17 ноября 2020 г. по делу № 2А-4933/2020

Ангарский городской суд (Иркутская область) - Гражданские и административные




РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

17 ноября 2020 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Поповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4933/2020 (УИД 38RS0001-01-2020-004368-24) по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Модуль»,

УСТАНОВИЛ:


Управление Минюста России по Иркутской области обратилось в суд с административным иском, в обоснование требований указав, что Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Модуль» (далее ЧОУДПО «Учебный центр «Модуль») зарегистрирован Межрайонной инспекцией ФНС № 17 по Иркутской области ** за основным государственным регистрационным номером 1143850032633. Сведения о ЧОУДПО «Учебный центр «Модуль» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Местом нахождения некоммерческой организации является: ... помещение, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от **. МАУ является руководителем фонда. Управлением установлено нарушение административным ответчиком ФЗ «О некоммерческих организациях», которое выразилось в непредставлении отчета о своей деятельности за **. ** Управлением вынесено повторное предупреждение об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что административным ответчиком не исполняет обязанность по предоставлению отчетов о деятельности за 2017 или сообщения о продолжении деятельности, а также отчеты по размещению информации на информационных ресурсах Минюста России в сети интернет в установленный срок, что является основанием для обращения с настоящим иском. Допущенные нарушения являются основанием для ликвидации юридического лица. Просит ликвидировать ЧОУДПО «Учебный центр «Модуль» и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц

В судебное заседание представитель административного истца Управления Минюста России по Иркутской области не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ЧОУДПО «Учебный центр «Модуль» МАУ, действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения административного дела путем направления почтовой корреспонденции, однако направленную в его адрес судебную корреспонденцию не получил, конверт возвращен в суд с отметкой «истек срок хранения». Суд полагает, что предприняты полные и достаточные меры для извещения административного ответчика о времени и месте рассмотрения административного дела.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В письменном отзыве на иск указано, что возражают против ликвидации, т.к. у административного ответчика имеется задолженность по денежным взысканиям за нарушения налогового законодательства.

Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Заявление в суд о ликвидации местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации. (часть 3 статьи 44 ФЗ № 82-ФЗ).

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, административное исковое заявление согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции России от 03 марта 2014 года № 26, Положению о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705, предъявлено в суд уполномоченным государственным органом.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения.

В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (части 1 и 2).

Статьей 44 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абзац 3 части 1).

К числу грубых нарушений пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» относит действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также названо нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. Кроме того, к грубым отнесены нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В порядке статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией, составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ), содержании и результатах деятельности благотворительной организации, нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Положениями Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах реализации отдельных положений Федеральных законом, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Судом установлено:

Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Модуль» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ** за №, запись о государственной регистрации внесена МИФНС России № 17 по Иркутской области. В соответствии с выпиской из единого государственного реестра руководителем фонда является МАУ, юридический адрес регистрации: ...

Административным ответчиком допущено нарушение вышеуказанных положений закона.

Так, в нарушение пп.3, 3.1, 3.2, статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» ЧОУДПО «Учебный центр «Модуль» не исполнил обязанность по предоставлению в Управление отчета о своей деятельности за 2017-2019 или сообщения о продолжении деятельности, а также не исполнил обязанность по размещению данной информации в ресурсах Минюста России в сети интернет в срок установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

** ИФНС России по Иркутской области сообщено об отсутствии организации по адресу государственной регистрации, в нарушении п.7 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

** руководителем ЧОУДПО «Учебный центр «Модуль» МАУ подано заявление о ликвидации и исключении организации из ЕГРЮЛ, поскольку организация не осуществляет деятельность более двух лет.

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком не соблюдаются требования абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, в соответствии с которым общественная организация обязана ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, однако в 2017-2019 году административным ответчиком такие отчеты не составлялись.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за деятельностью организации со стороны общества и государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частями 1, 3 статьи 6, статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьей 120 Налогового кодекса РФ некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, оформлять факты своей хозяйственной деятельности первичными учетными документами, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов.

Суд находит установленным, что организацией были допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ является основанием для ее ликвидации.

Каких-либо доказательств, указывающих на отсутствие нарушений, на принятие мер по их устранению, в материалах дела не имеется.

В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 г. № 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 № 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в данном случае, с учетом неоднократного непредставления ЧОУДПО «Учебный центр «Модуль» в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона, обращение в суд с требованием о признании ЧОУДПО «Учебный центр «Модуль» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, является законным и обоснованным, и подлежащим удовлетворению.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден. Вместе с тем, имея ввиду то обстоятельство, что настоящее решение является основанием для исключения административного ответчика из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с чем, в силу взаимосвязанных положений пп. 1 и 2 ст. 48, пп. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 19, пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ, его правоспособность, в том числе, обязанность по уплате государственной пошлины, являющейся сбором, прекратится, суд полагает возможным не взыскивать государственную пошлину с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 263-265 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.

Ликвидировать Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Модуль», основной государственной регистрационный номер № и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья М.В. Ягжова

Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2020 года.



Суд:

Ангарский городской суд (Иркутская область) (подробнее)

Судьи дела:

Ягжова М.В. (судья) (подробнее)