Решение № 2А-66/2020 2А-66/2020~М-52/2020 М-52/2020 от 13 октября 2020 г. по делу № 2А-66/2020Булунский районный суд (Республика Саха (Якутия)) - Гражданские и административные Дело № 2а-66/2020 Именем Российской Федерации 13 октября 2020 г. пос. Тикси Булунский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Е.Г. Павленко, единолично, при секретаре судебного заседания О.А. Бортниковой, рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Саха (Якутия) к ФИО, о взыскании задолженности в сумме ***, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (расчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с -дата-): взнос в размере *** пени в размере ***; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с -дата-): взнос в размере *** страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с -дата-): взнос в размере ****; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с -дата- : взнос в размере *** итого на общую сумму *** Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО, о взыскании задолженности в сумме *** В обосновании исковых требований административный истец указал, что на основании данных выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО -дата- прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения (выписка из ЕГРИП прилагается). На момент обращения налогового органа в суд, ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя. В период осуществления предпринимательской деятельности ответчик в соответствии со статьёй 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов. Согласно материалам дела, в связи с тем, что ответчик прекратил деятельность -дата- ему в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ были направлены требования об уплате недоимки и пени по страховым взносам №___ от -дата-; №___ от -дата-; №___ от -дата-; №___ от -дата- на общую сумму взноса *** и пени *** рублей соответственно по исчисленным страховым взносам за период с -дата- по -дата- В требовании, предлагалось в срок погасить задолженность: до -дата- – №___ от -дата-; до -дата- – №___ от -дата-; до -дата- – №___ от -дата- ; до -дата- – №___ от -дата-, однако в установленный срок и на момент предъявления настоящего заявления, требования налоговой инспекции ответчиком не исполнены. В связи с частичной уплатой сумма задолженности на сегодняшний день составляет ***. по вышеуказанному требованию, которое не исполнено ответчиком до настоящего времени, о чем прилагается расшифровка задолженности. Таким образом, административным ответчиком обязанность в силу п.1 ст. 45 НК РФ не была исполнена в установленный срок и на момент настоящего обращения в суд требования инспекции административным ответчиком не исполнены. В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 НК РФ). Представитель административного истца ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока, по мотивам того, что на администрировании Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Саха (Якутия) находится 14 районов, численность физических лиц, состоящих на учете 14 районов по состоянию на 01.07. 2020 г. составляет 139465 человек. Численность физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей – 3577 человек, в связи со значительным объемом документов, урегулированием задолженности в досудебном порядке пропущен процессуальный срок подачи заявления. Представитель административного истца, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом. Материалы дела содержат ходатайство представителя административного истца о рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства. В соответствии со ст. 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика. В соответствии со ст. 54 КАС РФ, в случае, если у административного ответчика, место жительство которого неизвестно, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката. Согласно адресной справке от -дата-, выданной инспектором подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне – ОМВД России по Булунскому району – ФИО, -дата- зарегистрирован по месту жительства с -дата- по адресу: -адрес- (Якутия), -адрес-. Судебное извещение, направленное административному ответчику по месту регистрации не вручено, согласно акту курьера Булунского районного суда РС(Я) от -дата-, ФИО по месту жительства отсутствует, в пос. Тикси не проживает. Определением Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) от -дата- представителем ответчика назначена адвокат Куц О.В., имеющая регистрационный №___ в реестре адвокатов РС (Я) и удостоверение №___, выданное -дата- Управлением Министерства юстиции России по РС (Я). Адвокат Куц О.В. привлеченная к участию в деле в порядке статьи 54 КАС РФ, в качестве представителя ответчика, место жительство, которого неизвестно, в судебном заседании исковые требования не признала, объяснила, что административным истцом пропущен срок на обращение с административным иском в суд, приведенные в ходатайстве причины пропуска, представитель ответчика считает неуважительными, просит в иске отказать по причине пропуска процессуального срока. Суд, руководствуясь ч. 7 ст. 150 КАС РФ, с учетом того, что представитель ответчика не высказала возражений по поводу рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства определил рассмотреть административное дело в отсутствии представителя административного истца. Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, заслушав доводы представителя административного ответчика, суд приходит к следующим выводам. Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, налоговые правоотношения – это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика. Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с ч. 2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно ст. 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно п.1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отказе в вынесении судебного приказа. Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций. Судом установлено, что административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем, -дата- прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения. В период осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов. Административному ответчику были направлены требования об уплате недоимки и пени по страховым взносам : №___ от -дата-, со сроком уплаты задолженности в срок до -дата- ; №___ от -дата- со сроком исполнения до -дата-; №___ от -дата- со сроком исполнения до -дата- ; №___ от -дата-, со сроком исполнения до -дата-, в связи с отсутствием сведений об исполнении налогоплательщиком требований налогового органа, -дата- ИФНС России №8 по Республике Саха (Якутия) направила административное исковое заявление в Булунский районный суд Республики Саха (Якутия). Административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам, пени, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока поступили в суд -дата- С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган не обращался. В связи с тем, что шестимесячный срок при обращении с заявлением о взыскании суммы недоимки по нескольким налоговым требованиям подлежит исчислению со дня истечения добровольного срока исполнения последнего требования, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки до -дата-, с административным иском в суд административный истец обратился -дата-, то есть за пределами установленного законом срока. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога ( пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения ( публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Доводы представителя административного истца о том, что срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине, в связи с большой численностью физических лиц и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, в связи со значительным объемом документов, урегулированием задолженности в досудебном порядке суд отклоняет, так как в данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов, оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с ФИО задолженности по страховым взносам не имеется, административным истцом без уважительных причин пропущен установленный налоговым законодательством срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога, оснований для восстановления которого не установлено. В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, Отказать в удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия), о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) к ФИО, о взыскании задолженности по страховым взносам в размере *** отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины. В соответствии со ст. 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Булунский районный суд Республики Саха (Якутия), в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Председательствующий судья : п/п Е.Г. Павленко Копия верна: Судья Булунского районного суда Республики Саха (Якутия): Е.Г. Павленко Суд:Булунский районный суд (Республика Саха (Якутия)) (подробнее)Судьи дела:Павленко Е.Г. (судья) (подробнее) |