Решение № 2-10584/2020 2-10584/2020~М-6664/2020 М-6664/2020 от 12 ноября 2020 г. по делу № 2-10584/2020Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные копия Дело № 2-10584/2020 УИД № 24RS0048-01-2020-008591-55 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 12 ноября 2020 года г. Красноярск Советский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Севрюкова С.И., при секретаре Кузнецовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Минусинска Красноярского края к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установил администрация г. Минусинска Красноярского края обратилась в суд с иском к ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.04.2020 №24097/20/16231. Требования мотивированы тем, что решением Минусинского городского суда Красноярского края по делу № 2-2739/2019 на администрацию г. Минусинска Красноярского края возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования г. Минусинск по договору найма специализированного жилого помещения в г. Минусинске Красноярского края, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску и Красноярскому краю было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 30.04.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Однако, в течение пяти дней для добровольного исполнения требований, разрешить вопрос о бюджетном финансировании для принятия мер по предоставлению взыскателю жилья не представилось возможным. Истцом предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, однако, объективные обстоятельства не позволили администрации г. Минусинска обеспечить жильем взыскателя. В связи с этим, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора согласуется с характером совершенного правонарушения и отсутствием его вины в неисполнении решения суда. Представитель истца администрации г. Минусинска Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, предварительно представил в дело письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с недостатком финансирования для обеспечения явки представителя в суд. Представитель ответчика ГУФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Представитель третьего лица МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску и Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц. Исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее. В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона. Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Частью второй названной правовой нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно положений ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания, что прямо предусмотрено ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В силу ч. 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Статьей 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. В судебном заседании установлено, что решением Минусинского городского суда Красноярского края по гражданскому делу № 2-2739/2019 на администрацию г.Минусинска Красноярского края возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на территории г. Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». 19.03.2018 г. между министерством образования Красноярского края и администрацией г.Минусинска заключено соглашение № 9 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации г. Минусинска по реализации в 2018 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Соглашение № 9), в соответствии с ч. 1 которого министерство образования обязуется предоставить администрации г. Минусинска субвенцию на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2018 году в размере 49 510 400 руб. на приобретение жилых помещений, а получатель обязуется принять указанную субвенцию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, законодательством РФ в Красноярском крае. Минусинским городским судом Красноярского края по гражданскому делу № 2-2739/2019 выдан исполнительный лист. Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску и Красноярскому краю на основании исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении администрации г. Минусинска, взыскатель ФИО1; должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. 30.04.2020 судебным приставом – исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление №24097/20/16231 о взыскании с должника администрации г. Минусинска Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение в установленный срок исполнительного документа, выданного судом в рамках дела № 2-2739/2019. 04.12.2018 администрация г. Минусинска Красноярского края обратилась к министру образования Красноярского края с заявлением о предоставлении в 2019 году дополнительных сумм субвенций для обеспечения жилым помещением, в том числе ФИО1 Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с решениями судов в 2018-2019 годах, являющегося Приложением к Соглашению № 9, не содержит фамилии ФИО1, в связи с недостатком финансирования из краевого бюджета. Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Администрация г. Минусинска Красноярского края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, позволяют суду сделать вывод о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Должником предприняты меры к скорейшему предоставлению подходящего жилого помещения из своих собственных ресурсов, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации г. Минусинска в неисполнении решения суда. Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. Как указывалось выше, в соответствии со статьей 401 ГК РФ наличие вины обязательный элемент наступления ответственности за неисполнение обязательств. На основании изложенного, можно сделать вывод, что должник предпринял исчерпывающие меры для исполнения возложенных на него обязанностей, в связи с чем, вина должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа отсутствует, а потому суд находит исковые требования администрации г. Минусинска Красноярского края подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд исковые требования администрации г. Минусинска Красноярского края к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить. Освободить администрацию города Минусинска Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава–исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю от 30 апреля 2020 года № 24097/20/16231, вынесенным в рамках исполнительного производства №3135/20/24097-ИП. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий С.И. Севрюков Суд:Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) (подробнее)Судьи дела:Севрюков Сергей Игоревич (судья) (подробнее) |