Решение № 2-42/2020 2-42/2020~М-444/2019 М-444/2019 от 10 февраля 2020 г. по делу № 2-42/2020Осинский районный суд (Иркутская область) - Гражданские и административные именем Российской Федерации 10 февраля 2020 года с.Оса Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Суховеркиной Т.В., при секретаре Сириной Ю.В., с участием представителя истца помощника прокурора Осинского района Иркутской области Балдыхановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-42/2020 по иску прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности, Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности по очистке места незаконной рубки лесных насаждений. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что приговором мирового судьи судебного участка № 133 Осинского района Иркутской области от 28 мая 2019 года ФИО1 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 УК РФ, за незаконную рубку лесных насаждений, совершенную <дата обезличена> в ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству. Приговором суда ему назначено наказание в виде обязательных работ. При совершении данного преступления ФИО1 были нарушены Правила пожарной безопасности в лесах и Правила санитарной безопасности в лесах. В нарушение требований лесного законодательства после совершения незаконной рубки лесных насаждений он оставил на месте рубки порубочные остатки, что может стать причиной возникновения и распространения лесного пожара. Наличие на лесосеке порубочных остатков противоречит требованиям санитарной и пожарной безопасности в лесах, ведет к захламлению лесного участка. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные нормы содержатся в ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №27-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №252-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно п.п.2-6 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) в число основных принципов лесного законодательства входят сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов. В соответствии с ч.1 ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия. Согласно ст.99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. Частью 1 ст.100 ЛК РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Согласно п.4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Таким образом, фактические обстоятельства совершения ответчиком незаконной рубки установлены указанным приговором суда и доказыванию не подлежат. Согласно информации ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от <дата обезличена> №.... очистка участка лесного фонда в ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству не произведена. Данное лесонарушение может привести к возникновению лесных пожаров, что, в свою очередь, способно нанести значительный урон дикой природе, разрушая экологическую систему. Таким образом, проверкой установлено, что до настоящего времени не проведена очистка места незаконной рубки древесины, что создает угрозу для распространения заболеваний леса, повышает пожарную опасность и способствует дальнейшему ухудшению качества лесного фонда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.77 Федерального закона от 10 января 2002 года №10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В силу п. l Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. В соответствии с п.9 указанных Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Согласно п.16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В соответствии с п.2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года, очистка лесов от захламления относится к мерам санитарной безопасности. Данные нормы направлены на предупреждение пожаров, иного вредного воздействия на лесные ресурсы в целях обеспечения их сохранности, рационального использования в соответствии с принципами лесного законодательства. В силу ст. 11 ЛК РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах. Несмотря на указание в Правилах № 417 о возложении обязанности на законного лесозаготовителя, п.16 также распространяется и на лиц, совершивших незаконную рубку деревьев, поскольку захламление леса порубочными остатками и угроза пожарной безопасности леса могут возникнуть как в результате законных, так и незаконных лесозаготовительных действий. Кроме того, соблюдение одного требования закона не может происходить путем нарушения других норм. Согласно информации ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству очистка участка лесного фонда от порубочных остатков, где была совершена незаконная рубка лесных насаждений, производится способами, регламентированными в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 года №367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» - путем укладки порубочных остатков на волоки с целью укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения, сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. Согласно подпункту «б» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательстве порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению. Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. С момента осуществления незаконной рубки ответчик не исполнил обязанности по устранению выявленного нарушения лесного законодательства, а именно, не произвел очистку места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков. Несоблюдение ответчиком Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах нарушает законные интересы Российской Федерации, поскольку ухудшает природные и потребительские свойства земельного участка лесного фонда, на котором производилась лесозаготовка. Допущенные им нарушения создают угрозу окружающей среде, поскольку ухудшают состояние санитарной безопасности в лесу, и, как следствие, ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Таким образом, в связи с непроведением ФИО1 очистки места незаконной рубки от порубочных остатков были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду. Кроме того, в результате бездействия ответчика повышается угроза возникновения лесных пожаров в пожароопасный период. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Согласно п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и государства. Обращение прокурора с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, направлено на устранение выявленных нарушений закона и профилактику наиболее тяжких последствий, которые могут возникнуть в результате бездействия ответчика. Помимо этого, нарушаются интересы Российской Федерации, так как в соответствии со ст.8 ЛК РФ лесные участки лесного фонда находятся в федеральной собственности. Невыполнение установленных законодательством требований создает угрозу повреждения и уничтожения федеральной собственности. Прокурор Осинского района просит обязать ФИО1 в срок не позднее 01 апреля 2020 года произвести очистку места незаконной рубки лесных насаждений. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Осинского района Балдыханова К.А. исковые требования прокурора поддержала полностью, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Ответчик ФИО1, представитель третьего лица, ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области по Осинскому лесничеству, были извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщили, с заявлениями об отложении судебного разбирательства не обращались. Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица. Заслушав объяснения представителя истца Балдыхановой К.А., учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения данного дела, установлены, определив характер правоотношений сторон и закон, подлежащий применению при разрешении данного дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Осинского района, заявленные в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Истец прокурор Осинского района в обоснование заявленных исковых требований представил суду следующие письменные доказательства, которые были исследованы судом и используются в качестве доказательств при принятии решения по данному уголовному делу: Копия приговора мирового судьи судебного участка № 133 Осинского района Иркутской области от 28 мая 2019 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 УК РФ. Приговор суда вступил в законную силу 10 июня 2019 года. Информация начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Осинскому лесничеству от <дата обезличена> №...., согласно которой очистка места незаконной рубки, совершенной ФИО1 в ..., не производилась. Предметом данного иска являются требования прокурора Осинского района о возложении на ответчика обязанности произвести очистку места незаконной рубки. При рассмотрении данного гражданского дела суд руководствуется положениями лесного и гражданского законодательства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии с п.п.2 ст.1 ЛК РФ одним из основных принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов и использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде. Согласно ч.ч.1, 2 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия, вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (п.4 ч.1 ст.55 ЛК РФ). Приговором мирового судьи судебного участка № 133 Осинского района Иркутской области от 28 мая 2019 года ФИО1 был признан виновным в совершении незаконной рубки лесных насаждений, находящихся в ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству, ему было назначено наказание. Приговор суда вступил в законную силу. В силу ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Судом достоверно установлено, что на месте незаконной рубки, совершенной ответчиком, имеются порубочные остатки, очистка которых не произведена до настоящего времени. Так, из информационного письма начальника Осинского лесничества усматривается, что после выявленного и пресеченного лесонарушения, совершенного ФИО1, очистка лесного фонда в ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков не производилась. Наличие порубочных остатков может привести к возникновению и распространению лесного пожара. Очистка мест рубок предусмотрена Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1). В соответствии с п.9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Согласно п.16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. Согласно п.п. «б», «е» п.39 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению или работ по их рекультивации, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами. Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно, и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Согласно п.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Судом установлено, что до настоящего времени указанные нарушения требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды не устранены. Неосуществление ответчиком мероприятий по очистке места незаконной рубки от порубочных остатков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду. Повышается угроза возникновения лесных пожаров в пожароопасный период. Оценивая в совокупности, установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что организовать очистку лесных участков от порубочных остатков обязан ответчик, невыполнение требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды влечет нарушение прав Российской Федерации, в связи с чем исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга к ФИО1 о возложении обязанности по очистке места незаконной рубки лесных насаждений ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков, образовавшихся в результате совершенного им преступления, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Прокурор, обратившийся в суд в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц, в силу п.9 ч.1 ст.333.39 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, которая составляет по данной категории дел 300 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ) и подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 удовлетворить. Возложить на ФИО1 обязанность в срок до 01 апреля 2020 года произвести очистку места незаконной рубки лесных насаждений в ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков, образовавшихся в результате совершенного им преступления, путем укладки порубочных остатков на волоки с целью укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения, сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки, указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение. Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования «Осинский район») в размере 300 (триста) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Осинского районного суда Т.В. Суховеркина Суд:Осинский районный суд (Иркутская область) (подробнее)Судьи дела:Суховеркина Татьяна Владимировна (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Решение от 13 апреля 2020 г. по делу № 2-42/2020 Решение от 17 февраля 2020 г. по делу № 2-42/2020 Решение от 10 февраля 2020 г. по делу № 2-42/2020 Решение от 7 февраля 2020 г. по делу № 2-42/2020 Решение от 7 февраля 2020 г. по делу № 2-42/2020 Решение от 28 января 2020 г. по делу № 2-42/2020 Решение от 27 января 2020 г. по делу № 2-42/2020 Решение от 24 января 2020 г. по делу № 2-42/2020 Решение от 16 января 2020 г. по делу № 2-42/2020 Судебная практика по:Ответственность за причинение вреда, залив квартирыСудебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ |