Решение № 2-20/2021 2-20/2021(2-775/2020;)~М-721/2020 2-775/2020 М-721/2020 от 4 марта 2021 г. по делу № 2-20/2021

Шарьинский районный суд (Костромская область) - Гражданские и административные



Дело № 2- 20/2021


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

4 марта 2021 года

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи: Гуманец О.В.

с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Шабалиной Т.А.

при секретаре Долгодворовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределённого круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.»о возложении обязанности укомплектовать штат врачами,

УСТАНОВИЛ:


Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.», в котором просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать штат врачами специалистами в соответствии со штатным расписанием ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница», а именно: отделение первичного сосудистого центра 6 врачами - кардиологами, 6 врачами - неврологами.

В обоснование заявленного требования указал, что Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан в деятельности ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница», в ходе которой установлен факт неукомплектования учреждения врачами - кардиологами, неврологами.

Ссылаясь на положения ст. 41 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закрепляющую основные принципы охраны здоровья, а также ст. 10,19, 37 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме по принципу приближённости к месту жительства, указал, что в ходе проведённой проверки в деятельности ОГБУЗ «ФИО1» выявлены нарушения действующего законодательства.

В ходе проверки деятельности отделений первичного сосудистого центра установлено, что в нарушение требования приложения 1 приказа «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечнососудистыми заболеваниями (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 918н): в части приложения 14, п. 10 и Приказа Минздрава России от 15.11.2012 № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» в ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница» не организовано круглосуточное дежурство врачей кардиологов и неврологов, отсутствует проведение круглосуточного функционирующего отделения лучевой диагностики с кабинетом компьютерной томографии и (или) кабинетом магнитно-резонансной томографии. Вместе с тем к основным функциям центра относятся оказание круглосуточной медицинской помощи больным с угрожающими жизни состояниями (острый коронарный синдром, хирургическая патология сосудов и другие). Работающие в учреждении 2 кардиолога осуществляют деятельность только в дневное время, в ночное время действующие кардиологи отсутствуют, в связи, с чем в течение суток отсутствует контроль за пациентами с «тяжелым» состоянием и своевременное назначение терапии.

Областное государственной учреждение «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» является медицинским учреждением, где реализуются отдельные мероприятия национального проекта «Здравоохранение».

В соответствии с целями национального проекта «Здравоохранение» деятельность медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, должна достигать наибольшие целевые показатели по различным параметрам, в том числе обеспечивать снижение кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечение оптимальной доступности для населения медицинской помощи; обеспечение оптимизации работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу; снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста, смертности от болезней системы кровообращения.

11.06.2020 г. по выявленным нарушениям в адрес главного врача ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница» межрайонным прокурором внесено представление, вместе с тем до настоящего времени меры к укомлектованию врачами кардиологами и неврологами учреждением не предприняты.

Дефицит кадров в ОГБУЗ «ФИО1», в том числе как врачей узких специализаций (врач гастроэнтеролог, ревматолог, пульмонолог, онколог, кардиолог, инфекционист, невролог, аллерголог-иммунолог, эпидемиолог, уролог, офтальмолог, фтизиатр) так и врачей широкого профиля (врач терапевт, педиатр, хирург), препятствует достижению и выполнению целей и задач, определенных проектом, отрицательно влияет на качество предоставляемых медицинских услуг населению, негативно отражается на здоровье граждан и нарушает их права на получение своевременной, качественной и полноценной медицинской помощи.

В направленных в суд возражениях ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» указала, что считает требования прокуратуры не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 37 ч. 1 Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию.

Исходя из положений ч.1 ст.37 Конституции Российской Федерации и абзаца 2 ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора , в рамках которого на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по определенной должности, профессии, специальности и других условиях, на которых будет осуществляться трудовая деятельность.

Согласно выписке из штатного расписания «первичного сосудистого центра» ОГБУЗ «ФИО1» на 01.10.2020 г. по штату: врач-кардиолог-6, врач-невролог 4, из них, занято 1,25 ставки врачом- кардиологом Г.Д.Н. Врачами больницы осуществляется совмещение ставок недостающих специалистов в сосудистом центре врачами неврологического и кардиологического отделений.

Действующим законодательством не предусмотрено оснований, обязывающих работодателя заполнять имеющиеся вакантные должности. Для решения кадрового дефицита администрацией больницы принимаются меры. От ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф. Каверина» проходят обучение в медицинских ВУЗах 49 человек, в том числе:

- на 1 курсе 11 человек из них ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» - 8 человек («Педиатрия» - 3, «Лечебное дело» -5), ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» - 1 человек «Лечебное дело», ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» - 2 человека («Лечебное дело»).

- на 2 курсе 10 человек из них ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» - 6 человек («Педиатрия» - 5, «Лечебное дело» -1), ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» - 1 человек «Лечебное дело», ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» - 1 человек («Лечебное дело»), ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» - 1 человек («Лечебное дело»), ФГБОУ ВО «Тверской ГМУ» -1 человек («Лечебное дело»).

- на 3 курсе 8 человек из них ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» - 4 человека («Педиатрия» - 1. «Лечебное дело», ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» - 2 человека («Педиатрия» - 1, «Лечебное дело» - 1), ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» - 1 человек («Лечебное дело»), ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» - 1 человек («Лечебное дело»).

- на 4 курсе 8 человек из них ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»- 6 человек («Педиатрия» - 2, «Лечебное дело» - 3, «Стоматология» - 1), ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» - 2 человека («Лечебное дело»).

на 5 курсе 5 человек из них ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» - 1 человек («Лечебное дело»), ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» - 4 человека («Лечебное дело»).

- на 6 курсе 7 человек из них ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет»- 4 человека («Лечебное дело» - 3. педиатрия -1), ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» - 2 человека («Лечебное дело»), ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия» - 1 человек («Фармация»).

От ОГБУЗ ФИО1 проходят обучение в ординатуре по целевому договору 2 человека 2-й год обучения - выпуск 2021 года (ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» («Кардиология», «Травматология и ортопедия»).

Ординатура бюджет 1 человек 2-й год обучения - выпуск 2021 года (ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» («Аллергология иммунология).

ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф. Каверина» выплачивает стипендию 2 ординаторам и 28 студентам ВУЗов, а также 2 студентам медколледжей. Компенсируется ежемесячная оплата за найм жилья 11 врачам в размере 8 000 рублей.

По программе «Земский доктор» и «Земский фельдшер» при трудоустройстве в ОГБУЗ «ФИО1» врачам выплачивается 1.5 млн. рублей, фельдшерам на отдалённые ФАПы - 750 тыс. рублей.

Администрация больницы ежегодно участвует в проведении встреч с преподавательским составом и студентами Кировской, Ярославской, Ивановской, Нижегородской медицинских академий, а также со студентами медколледжа.

Размещаются рекламные материалы с целью привлечения кадров в прессе местного уровня, а также в изданиях других областей (Кировской, Ивановской. Ярославской), где имеются медицинские ВУЗы.

Ежемесячно представляется информация о наличии вакансий в центр занятости. Размещены вакансии на сайте больницы.

В 2020 году после окончания ординатуры приступили к работе 2 врача: 1 врач-кардиолог и 1 врач- невролог.

В 2021 году после окончания ординатуры должны приступить к работе в ОГБУЗ «ФИО1» 2 врача: 1 врач- кардиолог и 1 врач- травматолог.

В целях реализации кадровой политики заключаются договоры о целевом обучении , по условиям которых граждане обязаны отработать определенное время в медицинской организации на территории Костромской области. При этом понуждение исполнить договор о целевом обучении (отработать определенное время в медицинской организации) невозможно, так как в соответствии с положениями Конституции РФ труд свободен (л.д.40-42).

В ходе рассмотрения дела требования были изменены. Истцом указано, что в соответствии с требованиями Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» лицензиат должен соблюдать лицензионные требования предъявляемыми при осуществлении медицинской деятельности в том числе:

- наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

- е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

- ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций.

В соответствии с п.5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.

Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.

Согласно штатному расписанию по состоянию на 01.10.2020 в штате первично-сосудистого центра, основными функциями которого являются оказание круглосуточной медицинской помощи больным с угрожающими жизни состояниями (острый коронарный синдром, нарушение мозгового кровообращения, хирургическая патология брахиоцефальных артерий и другие), вакантны 6 врачей-кардиологов и 4 врача-невролога, в связи с чем, в течение суток отсутствует контроль за пациентами с «тяжелым» состоянием и своевременное назначение терапии.

С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, истец полагает, что недостаточность укомплектования штата ОГБУЗ «ФИО1 им. Каверина В.Ф.» врачами кардиологами и неврологами является препятствием для получения неопределенным кругом лиц качественной, своевременной и доступной медицинской помощи.

Полагает, что доводы ответчика о том, что ОГБУЗ «ФИО1» проводятся мероприятия по укомплектованию штата, но безрезультатно, неубедительны, поскольку данное обстоятельство не освобождает лечебное учреждение от обязанности обеспечить оказание надлежащей медицинской помощи населению, следовательно, и от обязанности укомплектовать лечебное учреждение врачами согласно штатному расписанию.

Просил обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Шарьинская окружная больница» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать штат врачами специалистами в соответствии со штатным расписанием ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница», а именно: отделение первичного сосудистого центра 6 врачами - кардиологами, 4 врачами - неврологами (л.д.67).

В направленном в суд отзыве на уточнение исковых требований ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» указала, что врачами больницы осуществляется совмещение ставок недостающих специалистов в первичном сосудистом центре врачами неврологического и кардиологического отделений, в связи с чем, осуществляется контроль за пациентами с «тяжелым» состоянием и своевременное назначение медицинских препаратов.

Даже заключение договора о целевом обучении , по условиям которого граждане обязаны отработать определенное время в медицинской организации на территории Костромской области не гарантирует в дальнейшем заключение трудового договора . При этом понуждение исполнить договор о целевом обучении (отработать определенное время в медицинской организации) невозможно, так как в соответствии с положениями Конституции РФ труд свободен.

Кроме того, для обучения врача - узкого специалиста в медицинском ВУЗе необходимо 8 лет, а не шесть месяцев как считают представители прокуратуры.

Главный врач ФИО2, как работодатель не может понуждать заключить трудовой договор с выпускниками ординатуры, в данном случае, по специальности «неврология», «кардиология».

В материалы дела представлено обращение от 09.12.2020 г. № 4792 в Шарьинскую межрайонную прокуратуру по понуждению к заключению трудового договора с К.С.С. в должности врача-невролога ОГБУЗ «Шарьйнская ОБ». ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» согласно заключенного договора от 21.08.2018 г. № 20-0 были оплачены услуги обучения студента К.С.С. по программе ординатуры «Неврология» в ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России стоимостью 276200,00 рублей с 2018 г.-2020 г. После окончания ординатуры К.С.С. от заключения трудового договора с медучреждением отказался.

Согласно полученному ответу прокуратуры от 21.12.2020 г. № 495ж-2020-4229 в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Действующим законодательством не предусмотрено оснований, обязывающих работодателя заполнять имеющиеся вакантные должности (л.д.73).

В судебном заседании помощник Шарьинского межрайонного прокурора Шабалина Т.А. исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора поддержала по доводам, изложенным в обоснование иска.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» ФИО3, действующая на основании доверенности от 16.11.2020 года, с иском не согласилась, приводя вышеуказанные доводы, изложенные в возражениях.

Дело рассматривалось в отсутствие представителя Департамента здравоохранения Костромской области, привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, извещённого судом о слушании. Доводы по иску представлены не были.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела по инициативе губернатора Костромской области, на основании писем департамента здравоохранения Костромской области приказом № 297 от 08.06.2017 г. в ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» был открыт первичный сосудистый центр, коечная мощность которого на 2021 год составляет 44 койки (л.д.76-81).

В соответствии со штатным расписанием ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» на период с 1.10.2020 года в первичном сосудистом центре штатных единиц - врач-кардиолог -6, врач-невролог - 4 (л.д.44-45).

Из указанных штатных единиц занято 1,25 ставки врачом- кардиологом Г.Д.Н. Врачами больницы осуществляется совмещение ставок недостающих специалистов в сосудистом центре врачами неврологического и кардиологического отделений. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Право на здоровье занимает ведущее (после права на жизнь) место в системе прав человека и защищается нормами различных отраслей права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7).

Статья 41 Конституции Российской Федерации обеспечивает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья граждан последствия.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья закреплены ст. 79 указанного Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.

В частности, частью 1 пункта 2 статьи 79 главы 9 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации установлена обязанность медицинской организации организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.

Термин «организовывать и осуществлять» предполагает принятие мер, совершение действий, направленных на обеспечение оказания надлежащей медицинской помощи населению, в том числе, не смотря на нехватку финансов, лекарственных средств и отсутствие должного количества специалистов.

Ни «Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями", утверждённый приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 918н и устанавливающий правила оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в медицинских организациях, ни «Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения", утверждённый приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 918н и устанавливающий правила оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в медицинских организациях не возлагают на медицинскую организацию обязанность укомплектовать штат соответствующими специалистами.

Как предусмотрено указанными правилами, при невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь по профилю "кардиология" или "сердечно-сосудистая хирургия".

Доказательств того, что из-за отсутствия должного количества врачей специалистов ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» и открытый на её базе первичный сосудистый центр не функционируют и не оказывают медицинскую помощь населению, суду представлено не было.

Не возлагает на медицинскую организацию обязанность укомплектовать штат соответствующими специалистами и «Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утверждённое Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 и определяющее порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями.

Доказательств того, что ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» и открытый на её базе первичный сосудистый центр осуществляют свою деятельность без лицензии, либо лицензия из-за отсутствия в штате должного количества врачей специалистов выдана лицензирующим органом в нарушение вышеуказанного Положения, суду также представлено не было.

Между тем как наличие у ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» лицензии на осуществление медицинской деятельности, предполагает и наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); и наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности; и соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи и соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Обращаясь с требованием о возложении на ответчика обязанность укомплектовать штат врачами специалистами, истец фактически предлагает возложить обязанность заключить договор трудовой, или иной. Между тем, заключение любого договора предполагает как минимум две стороны.

В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора . Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Доказательства того, что ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» добровольно приняла обязательства заключить с кем-либо из врачей-специалистов договор и не сделала это, суду не представлены.

Представителем ответчика в ходе рассмотрения дела подробно изложены все вышеуказанные принимаемые меры, направленные на укомплектование штата врачами специалистами. Ссылаясь на то, что это не входит в обязанность истца, представителем истца, между тем не указаны какие-либо конкретные меры, которые нужно принять ответчику в пределах его компетенции и которые могут привести к укомплектованию штата врачами - специалистами.

Работа по заполнению вакантных ставок оканчивается заключением трудового договора с лицом, которое соответствует предусмотренным законодательством требованиям для работы врачом той или иной специальности.

Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен (ч.2 ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Согласно абзацу 1 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

В силу положенийст. 15Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора , заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 16 ТК РФ).

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст. 20 ТК РФ).

Таким образом, заключение трудового договора зависит не только от волеизъявления работодателя, но и от намерения работника заключить указанный договор.

Доказательства того, что ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» отказала кому-либо из врачей специалистов в заключении договора , суду представлено не было.

В материалы дела представлен ответ заместителя Шарьинского межрайонного прокурора от 21.12.2020 года на обращение главного врача ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» о понуждении К.С.С. заключить трудовой договор с ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.», поскольку с ним был заключен договор о целевом обучении . Согласно указанному ответу, со ссылкой, в том числе, на положения ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, ответчику разъяснено право обратиться в суд с иском о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер поддержки в рамках договора о целевом обучении (л.д.48).

В настоящее время в производстве Шарьинского районного суда находится на рассмотрении гражданское дело по иску ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» к К.С.С. о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер поддержки в рамках договора о целевом обучении .

Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу, что неполная укомплектованность штата ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.» врачами - специалистами не является следствием бездействия данного учреждения здравоохранения, а вызвана объективными, независящими от ответчика причинами, поскольку для заключения трудового договора недостаточно волеизъявления только лишь работодателя.

В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Как обоснованно указано в иске, структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.

И, исходя из положений ч.1 ст.37 Конституции Российской Федерации и указанного абзаца 2 ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель также самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено оснований, обязывающих работодателя заполнять имеющиеся вакантные должности.

То обстоятельство, что проблема нехватки квалифицированных кадров касается не только ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.», но и иные медицинские учреждения в масштабах страны, подтверждается созданием национального проекта "Здравоохранение", Паспорт которого утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16). Указанный федеральный проект планирует осуществлять, в том числе, мероприятия по обеспечению первичного звена здравоохранения квалифицированными кадрами.

Кроме того, следует учесть, что деятельность по укомплектованию численности штата больницы представляет собой ряд поэтапных, последовательных действий, включающих в себя поиск кандидатов, размещение резюме, собеседование, согласование и обсуждение условий работы, и, наконец, заключение договора .

Предъявляя требование ответчику о возложении обязанности укомплектовать штат врачами специалистами в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, доказательств того, что указанный срок реален и достаточен для исполнения решения, суду не представлено.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П по делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3 Постановления от 14.02.2002 N 4-П, вступившее в законную силу судебное решение должно быть исполнено, - в противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов, что несовместимо с конституционным принципом справедливого правосудия и полной судебной защиты, отрицательно сказывается на авторитете судебной власти и порождает сомнения в эффективности правовых средств защиты.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также то, что удовлетворение судом требований прокурора в рамках заявленного иска приведет к неисполнимости решения суда, что противоречит общеправовому принципу исполнимости судебных актов, суд находит, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 256 - 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Шарьинскому межрайонному прокурору, обратившемуся в интересах неопределённого круга лиц в удовлетворении иска к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Шарьинская окружная больница» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать штат врачами специалистами в соответствии со штатным расписанием ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница», а именно: отделение первичного сосудистого центра 6 врачами - кардиологами, 4 врачами - неврологами, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий О.В. Гуманец

Решение вступило в законную силу ________.



Суд:

Шарьинский районный суд (Костромская область) (подробнее)

Судьи дела:

Гуманец О.В. (судья) (подробнее)