Решение № 12-330/2023 71-13/2024 от 28 февраля 2024 г. по делу № 12-330/2023Суд Еврейской автономной области (Еврейская автономная область) - Административное Судья Шарипова Ю.Ф. Дело № 12-330/2023 (71-13/2024) 28 февраля 2024 г. г. Биробиджан Судья суда Еврейской автономной области Папулова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 на постановление врио главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору С. от 10.11.2023, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 25.12.2023, вынесенные в отношении администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛА: Постановлением врио главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору С. от 10.11.2023 № <...> юридическое лицо - администрация муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО (далее - администрация Валдгеймского сельского поселения, администрация) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения. Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.12.2023 постановление должностного лица административного органа от 10.11.2023 оставлено без изменения, жалоба администрации - без удовлетворения. Не согласившись с вынесенным решением, глава администрации Валдгеймского сельского поселения ФИО1 обратился в суд ЕАО с жалобой, в которой просит постановление должностного лица административного органа от 10.11.2023, решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.12.2023 отменить. Мотивируя жалобу, указал, что осмотр территории Валдгеймского сельского поселения проводился без представителя администрации, в связи с чем не бы определен естественный водоисточник в с. Пронькино, а также не было зафиксировано наличие указателей направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения. Свидетель П. не смогла пояснить, каким образом было установлено несоответствие Правилам противопожарного режима в РФ второго естественного водоисточника в р. Бира, который использовался 08.05.2023 при тушении пожара. В судебном заседании глава администрации Валдгеймского сельского поселения ФИО1 доводы жалобы поддержал, пояснил, что на территории с. Пронькино имеется второй естественный водоисточник, это река Бира, к которому ведет дорога, которая ранее использовалась для подъезда к парому. С указанного места имеется возможность осуществить забор воды из реки. Не отрицал, что указанный водоисточник не внесен в карточку тушения пожаров. Помощник прокурора Биробиджанского района Любина Ю.К. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась. Допрошенный в качестве свидетеля дознаватель ОНД и ПР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по ЕАО К. пояснил, что подъезд к противопожарному водоисточнику должен быть оборудован: должна иметься площадка для разворота с твердым покрытием или пирс. Перед судебным заседанием он выезжал на место и установил, что дороги к реке с твердым покрытием нет, берег песчаный. Учитывая, что вес пожарной машины с водой составляет 15 тонн, в обязательном порядке должно быть твердое покрытие. Данный противопожарный водоисточник не внесен в карточку тушения пожаров, которой должен руководствоваться пожарный расчет при тушении пожара. Свидетель З. пояснил, что противопожарный водоисточник расположен на р. Бира, твердость грунта позволяет подъехать к реке, так как там ранее была дорога на паром. Площадка в этом месте примерно 30 на 50 метров. По просьбе главы поселения он вырубал на ней деревья. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения главы администрации ФИО1, свидетелей, прихожу к следующему. Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи. Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) следует, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Как следует из представленных материалов дела, прокуратурой Биробиджанского района на основании статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.01.1992), поручения прокуратуры ЕАО проведена проверка населённых пунктов Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты лесов и населённых пунктов от пожаров, готовности сельского поселения к предстоящему пожароопасному периоду. В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 решение о проведении проверки от 11.10.2023 доведено до главы администрации 12.10.2023. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: 1. В селе Пронькино имеется в наличии 1 искусственный пожарный водоём. Требуется не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объёма воды на пожаротушение, что является нарушением статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) и пункта 10.3 свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»; 2. В селах Желтый Яр и Пронькино отсутствуют указатели направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, что является нарушением пункта 48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила противопожарного режима в РФ). Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Валдгеймского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Проверив законность постановления должностного лица административного органа, суд первой инстанции согласился с обоснованностью привлечения администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Оснований не согласиться с указанными выводами судьи районного суда не имеется. Регулирование вопросов пожарной безопасности помимо Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности. В пункте 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно статье 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1); к наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары (часть 2). Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», которым установлены требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов, в том числе в части наличия в населенных пунктах, предусмотренных в соответствии с Техническим регламентом источников наружного противопожарного водоснабжения, в части норм расхода воды на наружное пожаротушение, в части расстановки пожарных гидрантов, а также в части размещения пожарных резервуаров и искусственных водоемов. Данным сводом правил определено, что количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение (пункт 10.3). В силу абзаца третьего пункта 48 Правил противопожарного режима в РФ направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Факт совершения администрацией вмененного административного правонарушения и её виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельства выявленных нарушений требований пожарной безопасности, вину администрации, допустившей наличие данных нарушений. Является несостоятельным довод жалобы о том, что в селе Пронькино на р. Бира имеется естественный водоисточник. Село Пронькино в соответствии с постановлением губернатора ЕАО от 28.03.2023 № 66 внесено в перечень населенных пунктов Еврейской автономной области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, на 2023 год. В силу пункта 75 Правил противопожарного режима в РФ органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения. Паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (далее - паспорт населенного пункта), ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатываются и утверждаются в соответствии с разделом XX настоящих Правил в отношении населенных пунктов - органами местного самоуправления поселений (пункт 76). Паспорт населенного пункта составляется к началу пожароопасного сезона на каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, по форме согласно приложению № 8 (пункт 414). В паспорте указываются сведения о выполнении требований пожарной безопасности установленные законодательством Российской Федерации, в том числе источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, искусственные пожарные водоемы, реки, озера, пруды, бассейны, градирни и др.) и реализация технических и организационных мер, обеспечивающих их своевременное обнаружение в любое время суток, подъезд к ним для забора воды пожарной техникой в любое время года, а также достаточность предусмотренного для целей пожаротушения запаса воды. Также указывается информация о выполнении (пункт 4 раздела V приложения № 8). Вместе с тем, паспорт населенного пункта, в котором указан источник наружного противопожарного водоснабжения на р. Бира, главой поселения суду не представлен. Кроме того, из представленной в материалы дела по запросу суда карточки тушения пожаров № 3, которая корректировалась по состоянию на 26.06.2023, следует, что в селе Пронькино имеется один наружный противопожарный водоисточник. Данная карточка утверждена начальником 1 ПСЧ ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по ЕАО и согласована с главой администрации Валдгеймского сельского поселения ФИО1 Факт тушения пожара 08.05.2023 путём забора воды из р. Бира не свидетельствует о соблюдении администрацией требований статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и пункта 10.3 свода правил СП 8.13130.2020. Согласно ответу ГУ МЧС России по ЕАО на запрос суда от 27.02.2024 имеющееся в материалах дела письмо начальника 1 ПСЧ ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по ЕАО О. от 13.06.2023 (л.д. 42), согласно которому 15.05.2023 произведена проверка возможности забора воды пожарным автомобилем с берега р. Бира в селе Пронькино, в ходе которой установлено, что забор воды пожарным автомобилем возможен, принят для сведения в работу отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Биробиджану и Биробиджанскому району. Исходя из содержания письма забор воды возможен в летнее время, в то время как требования пожарной безопасности гласят о заборе воды в любое время года. Кроме того, в соответствии с пунктом свода правил 8.1.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, к источникам наружного противопожарного водоснабжения должна быть предусмотрена возможность подъезда для пожарных автомобилей (мотопомп) и забора воды в соответствии с требованиями СП 8.13130 и других нормативных документов по пожарной безопасности. К пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров (пункт 10.10 Свода правил 8.13130.2020). Поскольку источник наружного противопожарного водоснабжения на р. Бира не внесен в карточку тушения пожара, а также в паспорт населенного пункта, следовательно, показания свидетеля З. о том, что твердость грунта позволяет подъехать к реке для забора воды, судом не принимаются. Доказательства наличия указателей направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения в селах Пронькино и Желтый Яр в материалах дела отсутствуют. Представленные суду апелляционной инстанции договор на оказание услуг от 17.07.2019 № <...> и платежное поручение от 18.07.2019 № <...> свидетельствуют об изготовлении пожарных знаков, без указания их наименования и места установки. Доводу жалобы о том, осмотр территории Валдгеймского сельского поселения проводился без представителя администрации, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, не согласится с которой, оснований не имеется. Кроме того, в судебном заседании глава поселения не отрицал, что перед проверкой ему было вручено решение о ее проведении, однако своим правом на участие он не воспользовался. Доказательств невозможности соблюдения требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые юридическое лицо не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения требований пожарной безопасности, должностным лицом при рассмотрении дела и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление не установлено. В целом доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела. Судьей районного суда обстоятельства, значимые для разрешения дела, установлены правильно, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, правовым основанием к отмене вынесенного постановления не является. Нарушений норм материального права, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не установлено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Постановление врио главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору С. от 10.11.2023 № <...>, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 25.12.2023 оставить без изменения, жалобу главы администрации Валдгеймского сельского поселения ФИО1 - без удовлетворения. Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судья суда ЕАО С.А. Папулова Суд:Суд Еврейской автономной области (Еврейская автономная область) (подробнее)Судьи дела:Папулова Светлана Александровна (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:По пожарной безопасностиСудебная практика по применению нормы ст. 20.4 КОАП РФ |