Решение № 3А-21/2024 3А-21/2024(3А-340/2023;)~М-398/2023 3А-340/2023 М-398/2023 от 6 февраля 2024 г. по делу № 3А-21/2024Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) - Административное Дело № 3а-21/2024 УИД 27OS0000-01-2023-000438-90 ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД именем Российской Федерации 6 февраля 2024 года город Хабаровск Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В., при секретаре Мут А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Хабаровскому краю, министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора аренды земельного участка от 28.08.2017 № А171 (с учетом дополнительного соглашения от 14.08.2018), заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 554 кв.м., расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, в 850 м на юг от жилого дома № 28 по ул. Пригородной, вид разрешенного использования – склады. Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена приказом министерства имущества Хабаровского края от 24.10.2022 № 70 по состоянию на 01.01.2022 и составляет 2 181 389 рублей 04 копейки, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости 14.12.2022. Согласно приложению № 2 к названному договору аренды арендная плата за названный объект недвижимости рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, на данном земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером №, находящийся в его собственности. Согласно отчету № 23.75.ЗУ ООО «ОЦЕНКА_27» об оценке объекта от 11.12.2023 рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2022 составляет 1 209 161 рубль 34 копейки. Считает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права. Административный истец, с учётом уточнённых требований, просил суд установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 209 161 рубля 34 копеек. Определением судьи от 22.12.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края. В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем предоставил заявление, направил в суд своего представителя ФИО2, которая заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. В судебное заседание административный ответчик Управление Росреестра по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил. Предоставили письменный отзыв, из которого следует, что правовую оценку требований административного истца оставляют на усмотрение суда, самостоятельной заинтересованности по данному вопросу не имеют. В судебное заседание административный ответчик министерство имущества Хабаровского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил. В судебное заседание заинтересованное лицо администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направило. Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц. В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Из статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с названным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. Также пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Согласно разъяснениям, данным в абзацах 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Из материалов дела следует, что ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 554 кв.м., расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, в 850 м на юг от жилого дома № 28 по ул. Пригородной, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – склады, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.12.2023, договором аренды земельного участка от 28.08.2017 № А171, дополнительным соглашением от 14.08.2018. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09.12.2023 кадастровая стоимость указанного земельного участка, внесенная в государственный реестр недвижимости 14.12.2022, составляет 2 181 389 рублей 04 копейки, определена по состоянию на 01.01.2022 приказом министерства имущества Хабаровского края от 24.10.2022 № 70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков на территории Хабаровского края и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, министерства имущественных отношений Хабаровского края и министерства имущества Хабаровского края». Из приложения № 2 к указанному договору аренды следует, что арендная плата за названный объект недвижимости рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как арендатора земельного участка, поскольку размер арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка, поэтому ФИО1 вправе оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости. В подтверждение рыночной стоимости указанного земельного участка административным истцом представлен отчёт об оценке объекта № 23.75.ЗУ, составленный 11.12.2023 оценщиком ООО «ОЦЕНКА_27» ФИО3, согласно которому рыночная стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2022 составила 1 209 161 рубль 34 копейки. Оценивая представленный административным истцом отчёт об оценке объекта, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основан на Федеральных стандартах оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», «Виды стоимости (ФСО II)», «Процесс оценки (ФСО III)», «Задание на оценку (ФСО IV)», «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Отчётом об оценке (ФСО VI)», утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.04.2022 № 200, Федеральном стандарте оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденном приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.09.2014 № 611. Из данного отчёта следует, что оценщиком описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения сравнительного подхода, с целью определения стоимости объекта оценки данным подходом был использован метод сравнения продаж. От применения доходного и затратного подходов оценщик отказался, подробно обосновав в отчёте причины отказа. Из отчёта об оценке объекта следует, что оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости; провёл подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнил необходимые корректировки. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учётом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств. При этом отчёт содержит ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки. Приведенные в отчёте об оценке объекта выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение. Представленный в материалы дела отчёт пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, скреплен печатью оценочной организации. Отчёт об оценке объекта оценки подготовлен оценщиком ООО «ОЦЕНКА_27» ФИО3, имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 22.07.2021 № 209, с 12.10.2015 является членом Ассоциации «Русское общество оценщиков». При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчёту оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости. Следовательно, представленный административным истцом отчёт об оценке объекта является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость указанного объекта недвижимости, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению. Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Как следует из материалов дела, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 20.12.2023, в связи с чем суд считает необходимым указать в резолютивной части решения на эту дату подачи административным истцом заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 554 кв.м., расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, в 850 м на юг от жилого дома № 28 по ул. Пригородной, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – склады, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 209 161 рубля 34 копеек. Дата обращения ФИО1, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 20.12.2023. Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Хабаровского краевого суда Н.В. Федоренко Мотивированное решение изготовлено 06.02.2024. Суд:Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) (подробнее)Судьи дела:Федоренко Наталья Викторовна (судья) (подробнее) |