Решение № 12-994/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 12-994/2020Железнодорожный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Административное Дело №12-994/2020 УИД №22RS0066-01-2020-004989-63 на постановление по делу об административном правонарушении 10 ноября 2020 года <...>, каб. 410 Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края Тагильцев Роман Валерьевич, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника КГКУ «Региональное жилищное управление» ФИО1 на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю (далее – МОСП) от ДД.ММ.ГГГГ № КГКУ «Региональное жилищное управление» (далее – КГКУ «РЖУ», Учреждение) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник КГКУ «РЖУ» обжаловал его в районный суд. В обоснование своих требований в жалобе указал, что в действиях КГКУ «РЖУ» отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку решение суда не исполнено по независящим от него причинам; жилищный фонд социального использования в Алтайском крае не создан, жилые помещения за учреждением не закреплены, собственных денежных средств на их приобретение КГКУ «РЖУ» не имеет; приобретение жилых помещений возможно только в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; сроки, установленные судебным приставом-исполнителем для исполнения судебного решения, являются неразумными и необоснованными; с учетом изменений действующего законодательства строительство жилых домов для детей-сирот нецелесообразно, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ общее количество помещений для них в жилом доме не может превышать 25% от общего количества квартир. В связи с чем защитник просит постановление должностного лица МОСП отменить, производство по делу прекратить. Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется. В судебное заседание законный представитель и защитник КГКУ «РЖУ» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. С учетом положений статей 25.1, 25.4, 25.15 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя. Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, судья районного суда приходит к следующему выводу. Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный для добровольного исполнения срок, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения. В силу ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ в МОСП возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении обязанности на КГКУ «РЖУ» предоставить ФИО4. жилое помещение. В постановлении установлен пятидневный срок для исполнения судебного решения. ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем МОСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ Постановлением начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП от ДД.ММ.ГГГГ № КГКУ «РЖУ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение постановления о назначении нового срока от ДД.ММ.ГГГГ В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Установленный законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, софинансируемых за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (Письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №). Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение №9). В пункте 4 настоящих Правил определены условия предоставления субсидий. В силу п. 7 Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в установленном порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства просвещения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил. Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (п. 8 Правил). Проверяя доводы КГКУ «РЖУ» об отсутствии вины в совершении административного правонарушения в связи с невозможностью по объективным причинам исполнить решение суда в установленный срок (недостаточностью финансирования из бюджета), судья приходит к следующему. Постановлением Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № создано КГКУ «РЖУ», на которое с ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по предоставлению помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края».В жалобе защитник Учреждения ссылается на направление различных писем о внесении в проект бюджета Алтайского края изменений и о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление деятельности по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются исполнительные производства, что, по его мнению, является основанием для применения положений части 4 статьи 24.5 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности. Между тем судьей районного суда данные доводы отклоняются, как несостоятельные. В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, регулируемым данным кодексом, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. В статье 9 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» определены участники бюджетного процесса в Алтайском, к которым КГКУ «РЖУ» не относится. Участники бюджетного процесса в Алтайском крае реализуют свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. Функциями и полномочиями учредителя КГКУ «РЖУ» наделено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, которое является главным распорядителем бюджетных средств краевого бюджета, получаемых Учреждением. Поэтому направление должником различных писем о внесении в проект бюджета Алтайского края изменений и о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление деятельности по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются исполнительные производства, не является основанием для применения положений части 4 статьи 24.5 КоАП РФ. Из обстоятельств настоящего дела об административном правонарушении следует, что возникшие правоотношения КГКУ «РЖУ» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края не являются бюджетными в силу положений статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, следует учесть, что согласно ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Таким образом, направленные КГКУ «РЖУ» в различные министерства и ведомства Алтайского края письма правового значения не имеют для разрешения настоящей жалобы с учетом установленного судебным приставом-исполнителем срока исполнения судебного акта. Главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо обращаться в Министерство финансов Российской Федерации о предоставлении им дополнительных бюджетных ассигнований для исполнения требований по исполнительным документам (ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). Таких действий по настоящему делу об административном правонарушении выполнено не было. Защитником Учреждения не представлено судье достаточных доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения. Указанные в жалобе причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под такими причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №13-П). Отношения, связанные с приобретение КГКУ «РЖУ» жилых помещений, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно части 1 статьи 15 которого бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Несмотря на доводы КГКУ «РЖУ» о том, что процесс приобретения жилых помещений занимает длительный период времени, судья полагает, что у должника существовала реальная возможность исполнить решение суда. Причем действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на их приобретение. С учетом изложенного судья приходит к выводу, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, располагал реальной возможностью исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, однако не принял всех необходимых к этому мер. Кроме того, в случае возникновения объективных трудностей по исполнению решения суда, связанных, как с решением вопроса выделения бюджетных средств, так и непосредственным приобретением жилых помещений, ответчик не лишен возможности поставить перед судом первой инстанции вопрос об отсрочке исполнения судебного постановления по правилам, предусмотренным статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. То обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ общее количество помещений для детей-сирот в жилом доме не может превышать 25% от общего количества квартир, поэтому строительство жилых домов для них нецелесообразно, не может являться основанием для освобождения должника от административной ответственности, на которого решением суда возложена обязанность по предоставлению жилья такой категории граждан. Оценив вышеприведенные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в совокупности с иными материалами дела (ст. 26.11 КоАП РФ), федеральный судья приходит к выводу о наличии в действиях КГКУ «РЖУ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Существенных нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом МОСП не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, судьей не установлено. В связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не имеется (п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). Руководствуясь статьями 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении КГКУ «Региональное жилищное управление» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника КГКУ «Региональное жилищное управление» ФИО1 – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1, а также в части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо опротестовано прокурором непосредственно в Алтайский краевой суд или через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение 10 суток со дня получения его копии. Судья Р.В. Тагильцев Суд:Железнодорожный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) (подробнее)Судьи дела:Тагильцев Роман Валерьевич (судья) (подробнее) |