Решение № 2-3188/2020 2-3188/2020~М-2993/2020 М-2993/2020 от 7 октября 2020 г. по делу № 2-3188/2020




Дело № 2-3188/2020 (59RS0002-01-2020-005998-85)


Р Е Ш Е Н И Е


именем Российской Федерации

г. Пермь 7 октября 2020 г.

Индустриальный районный суд г.Перми в составе:

федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.,

при секретаре Трушниковой Е.В.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) об установлении тождества выполняемой работы, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, исключенные периоды,

У С Т А Н О В И Л:


ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г.Перми» (межрайонное) об установлении тождества выполняемой работы, возложении обязанности включить в специальный стаж исключенные периоды. В обоснование исковых требований указал, что он осуществлял работу в качестве директора, педагога дополнительного образования, преподавателя по программам среднего профессионального образования по внутреннему совместительству в следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития попечительства»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Негосударственное частное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития современных образовательных технологий»;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Институт РОСТа».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В решении об отказе в установлении пенсии УПФР в Индустриальном районе г. Перми указало на отсутствие необходимого педагогического стажа для назначения досрочной пенсии, в том числе на отсутствие оснований для включения вышеуказанных периодов работы в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, по причине отсутствия наименований учреждений в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Истец считает, что невключение спорных периодов в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, нарушает его права и законные интересы на пенсионное обеспечение.

На основании изложенного просит установить тождество работы ФИО1 в должности генерального директора, педагога дополнительного образования (учителя экономики) в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития попечительства» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности генерального директора, педагога дополнительного образования (учителя экономики) в Негосударственном частном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития современных образовательных технологий» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности генерального директора - ректора, преподавателя (старшего) в факультете СПО в Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Институт РОСТа» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работе, выполняемой в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; включить указанные периоды работы в специальный стаж.

Истец ФИО1 в судебном заседании на иске настаивает, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Ответчик ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г.Перми» (межрайонное) в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданских дел №, №, пенсионное дело № ФИО1, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда в Индустриальном районе г.Перми (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения по ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяется Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665. В соответствии с указанным постановлением при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости именно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регулируют Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Пунктом 2 настоящих Правил определено, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Из пункта 4 Правил следует, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Из материалов дела следует, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ ФИО1 отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет и несоблюдением условий, предусмотренных ч. 1.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Данным решением ФИО1 было засчитано в специальный стаж 03 месяца 24 дня.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, копией решения Комиссии № 92 от ДД.ММ.ГГГГ г., другими материалами дела.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 полагает, что в специальный стаж должны быть включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития попечительства»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Негосударственном частном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития современных образовательных технологий»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Институт РОСТа», в связи с чем просит установить тождество выполняемой работы.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также ряде его определений, части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18, статьи 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что вопрос тождественности исполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики условий осуществления истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности учреждений, организаций, в которых он работали и т.п.).

Согласно пункту 17 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой деятельности лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, суд исходит из того, что деятельность, связанная с образовательным (воспитательным) процессом может быть засчитана в специальный стаж только при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в разделе «Наименование учреждений» Списка. Между тем, образовательные учреждения, в которых осуществлял трудовую деятельность истец в спорные периоды, в данных Списках не поименованы. Каких-либо данных о том, что Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития попечительства», Негосударственное частное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития современных образовательных технологий», Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Институт РОСТа», являются или являлись учреждениями и впоследствии была изменена организационно-правовая форма этих учреждений, в материалах дела не имеется, равно как не имеется и доказательств того, что в составе указанных организаций имелись структурно выделенные подразделения, перечисленные в п. 13 Правил.

В свою очередь возможность установления тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на которую указано в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", относится к случаям работы в соответствующих должностям в учреждениях, предусмотренных Списками. Возможность же признания права на досрочное назначение пенсии за лицами, которые осуществляли соответствующую деятельность в должностях, аналогичных предусмотренными Списками, но в иных учреждениях, действующим законодательством не предусмотрено. Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может быть решен лишь в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Кроме того, указанным обстоятельствам дана правовая оценка в рамках рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ Дзержинским районным судом г.Перми гражданского дела по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Дзержинском районе г.Перми о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии и назначении пенсии.

Ссылка истца на Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 66/н от 24.09.2015 г. «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях» не может быть принята судом во внимание в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ранее действующей редакции), а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Оценивая доказательства в совокупности, учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований об установлении тождества его работы работе, выполняемой в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, соответственно, оснований для включения указанных периодов работы в специальный стаж истца у суда также не имеется.

руководствуясь ст.ст.194198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) об установлении тождества выполняемой работы, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, исключенные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Толкушенкова



Суд:

Индустриальный районный суд г. Перми (Пермский край) (подробнее)

Судьи дела:

Толкушенкова Елена Юрьевна (судья) (подробнее)