Решение № 2А-162/2024 2А-162/2024(2А-3247/2023;)~М-2854/2023 2А-3247/2023 М-2854/2023 от 8 февраля 2024 г. по делу № 2А-162/2024Московский районный суд г. Твери (Тверская область) - Административное Дело № 2а-162/2024 Именем Российской Федерации 08 февраля 2024 года г. Тверь Московский районный суд города Твери в составе: председательствующего судьи Сметанниковой Е.Н., при секретаре Игнатьевой М.С. с участием представителя административного ответчика УФСИН России по Тверской области, ФСИН России ФИО1, представителя административного ответчика ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тверской области» ФИО2, представителя заинтересованного лица ФКУЗ «МСЧ-69» ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, УФСИН России по Тверской области, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управлению Федерального казначейства по Тверской области о взыскании компенсацию за нарушение условий содержания, ФИО4 обратился в суд с административным иском о взыскании компенсацию за нарушение условий содержания. В обоснование заявленных требований указано, что в период времени с 12 декабря 2002 года по 04 марта 2004 года ФИО4 находился под стражей в СИЗО-1. В указанный период времени, санитарные нормы площади в камере на одного человека составляли не менее 4 кв.м., однако данные требования административным ответчиком соблюдены не были. В 2002 года на двадцать человек была камера, а содержалось в камере по восемьдесят человек. Люди спали в четыре смены, тем самым создавая невыносимые условия для проживания, нарушая все возможные санитарные нормы и правила. В связи с чем, административный истец испытывал чувство тесноты, дискомфорта, нехватки кислорода, унижение человеческого достоинства. Содержание под стражей можно, являлось непригодным и несовместимым с жизнью. Медикаменты, матрасы, подушки, одеяло, постельные белье, полотенце не выдавались. Помещения были усеяны вшами и клопами, в связи с чем, все постоянно болели, и заболевали тяжкими инфекционными заболеваниями. Норма питания, установленная государством не выдавалась даже на 25-30% из положенного. Предоставленное питание было непотребного вида и качества, непригодное к употреблению. Санузел и раковина была всего лишь одна на камеру, в которой было размещено от 80 до 100 человек. На основании вышеизложенного административный истец просит взыскать компенсацию морального вреда за не надлежащие условия содержания в период времени с 12 декабря 2002 года по 04 марта 2004 года в размере 2 000 000 рублей. Представитель ФКУ «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тверской области» ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление не признала, пояснила, что предоставить документы подтверждающие информацию об условиях содержания ФИО4 с 15 декабря 2002 года по 03 марта 2004 года не представляется возможным по причине истечения сроков хранения учетной документации и последующего ее уничтожения. Полагает, что административный истец злоупотребляет правом, обращаясь за судебной защитой, спустя более, чем через 20 лет, следователь административным истцом пропущен срок исковой давности. Представитель административного ответчика УФСИН России по Тверской области, ФСИН России ФИО1, в судебном заседании административное исковое заявление не признала, пояснила, что предоставить документы подтверждающие информацию об условиях содержания ФИО4 с 15 декабря 2002 года по 03 марта 2004 года не представляется возможным по причине истечения сроков хранения учетной документации и последующего ее уничтожения. Полагает, что административный истец злоупотребляет правом, обращаясь за судебной защитой, спустя более, чем через 20 лет, следователь административным истцом пропущен срок исковой давности. Доказательств ненадлежащего содержания стороной административного истца не представлено. Представитель заинтересованного лица ФКУЗ «МСЧ-69» ФИО3 полагал исковые требования, не подлежат удовлетворению. Иные лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 ст. 46 Конституции РФ). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 ст. 46 Конституции РФ). Частью 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При этом статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Указанные нормы (статья 227.1) введены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ) и применяются с 27 января 2020 года. Аналогичная нормы приведены и в статье 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации). Из материалов административного дела следует, что 15 декабря 2002 года ФИО4 прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по Тверской области и содержался в СИЗО-1 до 03 марта 2004 года. Согласно карточки осужденного ФИО4 содержался в камере № 37. В период нахождения ФИО4 под стражей распространялся Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в редакции от 21 июля 1998 года, от 9 марта 2021 года, от 31 декабря 2002 года, от 30 июня 2003 года и от 8 декабря 2003 года) и Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД РФ от 26 января 1996 года № 41. Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации). Согласно статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. В силу части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. В заявленный административным истцом период, Главный корпус изолятора №1, где находилась камера 37, располагалось в здании по адресу: <...>, литер Е, Е-1, Е-2, Е-3). Из технического паспорта указанного административного здания (строения) от 29 октября 2009 года следует, что камера №37 имела общую площадь 53,7 квадратных метра. Обращаясь с настоящим административным иском, ФИО4 указывает, что в камерах СИЗО-1 были антисанитарные условия, отсутствовали бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии; нормы санитарной площади в камере на одного человека, установленные в размере 4 кв.м, не соблюдались; на всю камеру имелся только один умывальник, заключенные постоянно болели тяжелыми формами заболеваний, не предоставлялись постельные принадлежности(полотенце, подушка, одеяло, матрац, постельное белье), порция еды выдавалась только на 25-30% и т.д. Вместе с тем, доказательств, подтверждающих данные фактические обстоятельства, административным истцом не представлено. Как следует из документов предоставленный стороной административного ответчика, а именно Актов на уничтожение дела, картотеки, журналы, нормативные акты, спецлитература в 2015 году уничтожены: журналы учета договоров со сроком хранения 5 лет ЭПК, журналы учета суточного наличия заключенных за периоды с 03 января 2002 года по 24 мая 2004 года со сроком хранения 10 лет по Приказу ФСИН России №373-14г, книги количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО, со сроком хранения 10 лет Приказ ФСИН России №373-14. Согласно ответа, Тверской прокуратуры по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях от 28 сентября 2023 года обращения ФИО4 не разрешались. Согласно пункту 51 Перечня документов органов прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения, утвержденному Приказом Генпрокуратуры РФ от 30 апреля 1997 года № 19, срок хранения справок о проверках следственных изоляторов, изоляторов временного содержания, переписки по ним составлял 5 лет, в связи с чем, получить дополнительные доказательства из прокуратуры не представляется возможным. Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации). Согласно статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. В силу части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Принимая во внимание, что предметом рассмотрения является период с 15 декабря 2002 года по 03 марта 2004 года доказательства относительно условий содержания административного истца, за который представить невозможно в связи с уничтожением хранившейся документации, с учетом предоставленной в материалы дела совокупности доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, в отсутствие обращений административного истца к администрации следственного изолятора и в надзорные органы с жалобами на ненадлежащие условия содержания в приведенной части, в отсутствие предписаний надзорных органов, вынесенных в адрес следственного изолятора, суд приходит к выводу, что приведенные административным истцом в обоснование заявленных требований обстоятельства, свидетельствующие о его нахождении в СИЗО в оспариваемый период в условиях, не соответствующих установленным нормам, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора по существу. К утрате доказательств в данном случае привели действия самого административного истца, не обратившегося своевременно в суд за защитой нарушенного, по его мнению, права. Довод административного истца о том, что ввиду нарушение санитарных и гигиенических норм, происходило заражение тяжелыми заболеваниями, также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Поскольку, как следует, из личного дела, осужденного в котором имеется медицинская карта ФИО4, административный истце в период времени с 15 декабря 2002 года по 03 марта 2004 года за медицинской помощью не обращался. Медицинская документация содержит сведения о состоянии здоровья в момент поступления ФИО4 в следственный изолятор, а также по убытию из следственного изолятора. Иного в ходе рассмотрения дела не предоставлено. Вследствие обращения истца с требованием о признании незаконными действий (бездействия) административных ответчиков и взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания по истечении 20 лет с момента рассматриваемых событий административными ответчиками утрачена возможность предоставления доказательств соблюдения требований к условиям содержания истца по объективным причинам – уничтожение документации по истечении сроков хранения. Таким образом, в данном случае отсутствует необходимая совокупность обстоятельств, с которыми закон связывает возможность взыскания в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей, факт причинения ему какого-либо вреда, подлежащего компенсации, не доказан. Таким образом, оценивая представленные доказательства по правилам ст.ст. 60, 61, 164 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание то обстоятельство, что судом не усматривается нарушений со стороны административных ответчиков, их действия являются правомерными, суд находит, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать. Руководствуясь статьями 175-180, 286-290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административные исковые требования ФИО4 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, УФСИН России по Тверской области, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управлению Федерального казначейства по Тверской области о взыскании компенсацию за нарушение условий содержания, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Е.Н. Сметанникова Мотивированное решение суда изготовлено 12 февраля 2024 года. Судья Е.Н. Сметанникова Суд:Московский районный суд г. Твери (Тверская область) (подробнее)Истцы:Данилин Денис Вячеславович (подробнее)Ответчики:ФСИН России (подробнее)УФСИН России по Тверской области (подробнее) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области (подробнее) Иные лица:ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России (подробнее)Судьи дела:Сметанникова Евгения Николаевна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |