Решение № 2А-804/2020 2А-804/2020~М-504/2020 М-504/2020 от 17 ноября 2020 г. по делу № 2А-804/2020

Енисейский районный суд (Красноярский край) - Гражданские и административные



Дело № 2а-804/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

город Енисейск 17 ноября 2020 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Штея Н.А.,

при секретаре Дидоха Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за их несвоевременную уплату,

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная ИФНС №9 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам общей сумме 4102.05 руб., в том числе: задолженности по ЕНВД в размере 1933,60 руб.; задолженность по НДС в размере 2168,45 руб.

Требования мотивированы тем, что ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем в период с 13.11.2010 года по 18.08.2015 года, состояла на налоговом учете и осуществляла вид предпринимательской деятельности, подлежащий налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 10.08.2015 года плательщиком ФИО1 представила налоговую декларацию по ЕНВД за 3 квартал 2015 года, сумма налога к уплате составила 2933,60 руб. Срок уплаты единого налога на вмененный доход за 3 квартал 2015 года не позднее 26.10.2015 года. В срок установленный законодательством, единый налог на вмененный доход за указанный период не был уплачен.

В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес должника было направлено требование об уплате налога от 06.11.2015 года № 37209, которое плательщиком было исполнено частично в размере 1000 руб., после чего сумма налога ко взысканию составила 1933.60 руб.

ФИО1 в период осуществления предпринимательской деятельности, являлась плательщиком налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ (далее по тексту - НДС), и обязана была представлять налоговую декларацию по НДС. 16.04.2015 года ФИО1 была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года, сумма налога к уплате согласно представленной декларации, составила 3168,45 руб. Срок уплаты налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года не позднее 25.09.2015 года. В указанный законодательством срок сумма налога не была уплачена.

В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес плательщика было направлено требование № 22405 от 08.10.2015 года на уплату налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года, которое плательщиком было исполнено частично в размере 1000 руб., после чего сумма ко взысканию налога составила 2168,45 руб.

Межрайонной ИНФС № 9 по Красноярскому краю мировому судье судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам. 24.12.2019 года мировым судьей судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам. 10.01.2020 года мировым судьей судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края было вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями от должника. До настоящего времени сумма задолженности в добровольном порядке административным ответчиком ФИО1 не погашена.

Определением суда от 06.10.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц было привлечено ОСП по Енисейскому району.

Представитель административного истца МИФНС России № 9 по Красноярскому краю ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Административный ответчик ФИО3 извещенная о времени и месте судебного заседания по адресу регистрации по месту жительства, в суд не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Согласно ст. 204 КАС РФ в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.

Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 65, а также в пункте 67 Пленума от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание участников судебного процесса.

На основании изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, без проведения аудиопротоколирования.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (далее – КАС РФ), в связи с чем, дела по требованиям о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

На основании ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам с физического лица, не являющегося предпринимателем, если общая сумма долга превышает 3000 руб.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Одновременно с этим, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу пунктов 1 и 2статьи 45 НК РФналогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 состояла в Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю в качестве индивидуального предпринимателя в период с 13.11.2010 г. по 18.08.2015 г.

Как следует из содержания административного искового заявления, у ФИО1 имеется задолженность по налогам в сумме 4102 руб. 05 коп, в том числе:

- недоимка по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов, неуплаченная по налоговым декларациям за 3 квартал 2015 г. в сумме 1933 руб. 60 коп.;

- недоимка по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации (НА) в сумме 2168 руб. 45 коп., неуплаченная по налоговой декларации за 2 квартал 2015 г.;

Согласно части 1 статьи 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Обязанность по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2015 г. ФИО1 в установленный законом срок (26.10.2015 г.) не исполнена.

Кроме того, ФИО1 не исполнена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, сумма которого согласно представленной декларации за 2 квартал 2015 г. составила 3168 руб. 45 коп. (срок уплаты – не позднее 25.09.2015 г.).

Представленный расчет судом проверен, сомнений не вызывает, контррасчет ответчиком не представлен.

В соответствии с требованиями ст. 69 НК РФ налоговым органом в адрес должника ФИО1 06.11.2015 года было направлено требование № 37209 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени в срок до 26.11.2015 года, а также требование № 22405 от 08.10.2015 г., которые налогоплательщиком исполнены не были.

Факт направления налоговым органом в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений и требований об уплате налога подтверждается реестром почтовых отправлений с отметкой отделения почтовой связи о принятии корреспонденции, а также скриншотами из личного кабинета налогоплательщика.

В силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.

Направление налогового уведомления или требования в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.

Указанные выше доказательства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания страховых взносов за 2017 год, а у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налогов.

Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Так, в соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В соответствии с частью 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно требованиям № 37209 и № 22405 срок уплаты единого налога на вмененный доход был установлен до 26.11.2015 года и 28.10.2015 г., соответственно, установленный законом шестимесячный срок обращения в суд заявлением о взыскании с ФИО1 указанной недоимки истек 26.05.2016 г. и 28.04.2016 г.

Из материалов дела № 2а(24)-708/2019, представленного мировым судьей судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края, следует, что заявление МИФНС России № 9 по Красноярскому краю о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам в сумме 5117 руб. 41 коп., расходов по оплате государственной пошлины (датированное составлением 11.10.2019 года), поступило мировому судье 19.12.2019 года, то есть со значительным пропуском установленного действующим законодательством шестимесячного срока. Определением данного мирового судьи от 10.01.2019 года, в связи с поступившими возражениями должника ФИО1, судебный приказ от 24.12.2019 года отменен, с разъяснением взыскателю права обращения в суд с административным исковым заявлением. Административное исковое заявление поступило в суд 17.07.2020 года.

Согласно пункту 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу положений части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, поскольку на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым органом был значительно пропущен срок, установленный для принудительного взыскания, то соблюдение истцом шестимесячного срока предъявления иска после отмены судебного приказа не может быть расценено как предъявление исковых требований с соблюдением установленного законом срока, при отсутствии объективных, уважительных причины для его восстановления.

Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено.

В ответ на запрос суда истцом представлены пояснения от 28.08.2020 г. № 2.2-17/10397, а также ходатайство о восстановлении срока, в которых сообщается, что направление заявления о вынесении судебного приказа 22.10.2019 г. было обусловлено в связи с временным отсутствием работника. Просили признать данную причину несвоевременной подачи заявления о выдаче судебного приказа уважительной.

Разрешая заявленное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения. Суд исходит из того, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Приведённые в ходатайстве доводы не относятся к исключительным обстоятельствам, которые бы препятствовали своевременному оформлению документов для обращения в суд и позволили восстановить налоговой инспекции срок для предъявления настоящего административного иска.

При этом факт вынесения судебного приказа не свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, поскольку судебный приказ отменен.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога в судебном порядке является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам, Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного иска к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за их несвоевременную уплату Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий: Н.А. Штей

Мотивированное решение составлено 18.11.2020 года



Суд:

Енисейский районный суд (Красноярский край) (подробнее)

Судьи дела:

Штей Н.А. (судья) (подробнее)