Решение № 2-6310/2018 2-6310/2018~М-5914/2018 М-5914/2018 от 2 октября 2018 г. по делу № 2-6310/2018Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) - Гражданские и административные ... Именем Российской Федерации г. Оренбург 02 октября 2018 года Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе: председательствующего судьи Бугарь М.Н., при секретаре Болдиновой М.А., с участием: представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга к ФИО3 о возврате неосновательного обогащения в размере сумм полученных за повторное использование имущественного налогового вычета, истец ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ФИО3 В обоснование иска указал, что ответчиком в ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга (далее по тексту - Инспекция) представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц в форме 3-НДФЛ с целью получения имущественного налогового вычета в сумме 320 178 руб. за 2012 – 2016 г.г. израсходованной на приобретение квартиры, расположенной по адресу: .... В результате проведенной камеральной проверки Инспекцией подтверждено право ФИО3 на получение имущественного налогового вычета, и приняты соответствующие решения N от ..., N от ..., N от ... N от ..., N от ..., N от ..., N от ... за налоговые периоды 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 г. В последующем, налоговым органом в ходе проведенного анализа предоставленных налоговых вычетов было установлено, что налогоплательщиком имущественный налоговый вычет получен повторно, поскольку ранее данным предоставленным ему правом он воспользовался. Истец просил суд признать ошибочно возвращенную сумму налога в размере 320 178 руб. за 2012 г., 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г. неосновательным обогащением и обязать ответчика вернуть указанную сумму в бюджет РФ, восстановить пропущенный срок для обращения с требованием о возврате неосновательного обогащения. Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности от ..., в судебном заседании просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, просила суд в иске отказать. По существу иска пояснила, что ответчик приобрела квартиру по указанному адресу, обратилась за консультацией по поводу получения имущественного налогового вычета. Ей была выплачена сумма налогового вычета, спустя время ею получено уведомление о возврате выплаченной суммы налогового вычета. Ответчик обратилась к ответчику, на приеме ей сообщили, что уведомление было направлено ошибочно, проверка по данному факту не производилась. Просила применить срок исковой давности к заявленным требованиям. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них. Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам. Согласно п. 7 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу п. 11 ст. 220 НК РФ повторное предоставление налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьей 220 НК РФ, не допускается. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» положения ст. 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции данного Федерального закона применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу данного Федерального закона, то есть с 1 января 2014 г. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 9-П от 24.03.2017 в случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки (статьи 31, 48, 69, 70 и 101 НК РФ) обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в качестве неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК РФ. Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК РФ каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по НДФЛ. В силу ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства. Судом установлено, что в результате проведенной камеральной проверки Инспекцией подтверждено право ФИО3 на получение имущественного налогового вычета, и приняты решения о возврате суммы излишне уплаченного налога от ... N в размере 57 232 руб., от ... N в размере 50907 руб., от ... N в размере 59 478 руб., от ... N в размере 123 790 руб., от ... N в размере 7542 руб., от ... N в размере 14 022 руб., от ... N в размере 7207 руб. Налоговым органом в ходе проведенного анализа предоставленных налоговых вычетов было установлено, что налогоплательщиком имущественный налоговый вычет получен повторно, поскольку ранее данным предоставленным ему правом она воспользовалась. Так, было установлено, что право было реализовано ею в сумме, израсходованной на приобретение квартиры, расположенной по адресу: ... на основании налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2008 и 2010 г.г., представленных в ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга. Согласно решениям N от ... и N от ... ФИО3 произведен возврат суммы налога на сумму 80910,25 руб. (43324 руб. + 37586,25 руб. = 80910,25 руб.). Обстоятельство повторного предоставления вычета ответчику установлено посредством мониторинга программы Автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3») проведенного Центром обработки данных Федеральной налоговой службы (ЦОД ФНС ...). Таким образом, поскольку ФИО3 уже воспользовалась правом получения имущественного налогового вычета при покупке квартиры, расположенной по адресу: ..., то повторное предоставление такого вычета неправомерно. Между тем, учитывая, что выплаты в размере 57 232 руб. произведена ..., в размере 50907 руб. произведена ..., в размере 59478 руб. произведена ..., то есть более чем за 3 года до подачи иска в суд ..., истцом в данной части требований пропущен срок исковой давности. Каких- либо обоснованных доводов относительно уважительности причин пропуска срока со стороны истца не заявлено, доказательств тому не представлено, в связи с чем судом не усматривается оснований для его восстановления. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга законными, основанными и подлежащими частичному удовлетворению за 2016 г. и 2018 г. в размере 152561 руб. (123790 руб. + 7542 руб. + 14022 руб. + 7207 руб. = 152561 руб.), в удовлетворении остальной части данных требований суд истцу отказывает. В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика ФИО3 не освобожденной от уплаты судебных расходов, таким образом, обязанность по оплате государственной пошлины суд возлагает на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Таким образом, в доход муниципального образования «город Оренбург» с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 4251,22 руб. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд исковые требования Инспекции федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга к ФИО3 о возврате неосновательного обогащения в размере сумм полученных за повторное использование имущественного налогового вычета удовлетворить частично. Взыскать с ФИО3 в пользу Инспекции федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга сумму неосновательного обогащения в размере 152 561 рубль. Взыскать с ФИО3 в доход бюджета муниципального образования «город Оренбург» сумму государственной пошлины в размере 4 251 рубль 22 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований Инспекции федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга к ФИО3 о возврате неосновательного обогащения в размере сумм полученных за повторное использование имущественного налогового вычета отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: подпись Бугарь М.Н. Решение в окончательной форме принято .... Судья: подпись Бугарь М.Н. ... ... ... Суд:Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) (подробнее)Судьи дела:Бугарь М.Н. (судья) (подробнее)Судебная практика по:Неосновательное обогащение, взыскание неосновательного обогащенияСудебная практика по применению нормы ст. 1102 ГК РФ Исковая давность, по срокам давности Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ |