Решение № 2А-2А-3740/2021 2А-3740/2021 2А-3740/2021~М-3666/2021 М-3666/2021 от 28 июля 2021 г. по делу № 2А-2А-3740/2021




КОПИЯ 34RS0002-01-2021-005916-02

Дело № 2а- 2а-3740/2021


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

28 июля 2021 г. г. Волгоград

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Абакумовой Е.А.

При секретаре судебного заседания Перевязко М.А.

С участием старшего помощника прокурора Дзержинского района г.Волгограда Соколовой Т.М., представителя административного истца – ГУ МВД России по Волгоградской области ФИО1, административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о продлении срока содержания гражданина Украины ФИО2, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду,

УСТАНОВИЛ:


Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ МВД России по Волгоградской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении содержания гражданина Украины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду на срок не превышающий 90 дней.

В обоснование требований указано, что приговором Симферопольского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 года ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «б,в» ч.2 ст. 158 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 16 декабря 2020 года Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) Министерства Юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы № 6862-рн, согласно которому пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Украины ФИО2 признано нежелательным сроком на 3 года после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч.3 ст. 86 УК РФ. 9 апреля 2021 года, в соответствии со ст.31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении граждан в Российской Федерации», ГУ МВД России по Волгоградской области вынесено решение о депортации в отношении гражданина Украины ФИО2. В адрес заведующего Генерального Консульства Посольства Украины в Российской Федерации направлялся запрос в отношении ФИО2, с целью оформления ему свидетельства на возвращение и беспрепятственного убытия в Украину, согласно ответу Генерального Консульства Украины в г. Ростов-на-Дону на который указано, что проверка на принадлежность к гражданству Украины, а также оформление документов для возвращения в Украину осуществляется при предоставлении полных установленных данных лица, относительно которого будет осуществляться проверка, и анкет- заявлений установленного образца. 12 апреля 2021 года в адрес заведующего Генерального Консульства Посольства Украины в Российской Федерации повторно направлен запрос в отношении ФИО2, с целью оформления ему свидетельства на возвращение для беспрепятственного убытия в Украину, согласно ответу на который, подтвердить принадлежность ФИО2 к гражданству Украины не представляется возможным. Решением Дзержинского районного суда г. Волгоград от 5 мая 2021 года ФИО2 помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду до исполнения решения о депортации, на срок, не превышающий 90 дней. 19 июля 2021 года в отношении административного ответчика вновь направлен запрос в адрес УВМ ГУ МВД России по Ростовской области с целью подтверждения личности ФИО2, и документировании его временным удостоверением личности для возвращения в Луганскую народную Республику (далее – ЛНР), а также оказания содействия в определении даты и места пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Поскольку административный ответчик постоянного места жительства на территории Российской Федерации не имеет, проконтролировать его пребывание на территории Российской Федерации не представляется возможным, а ответ на направленный запрос не поступил административный истец просит продлить срок содержания гражданина Украины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду до исполнения решения о депортации на не превышающий 90 дней.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что в дополнение к ранее направленному запросу от 19 июля 2021 года в отношении административного ответчика, также в адрес УВМ ГУ МВД России по Ростовской области с целью подтверждения личности ФИО2, и документировании его временным удостоверением личности для возвращения в страну гражданской принадлежности будут направлены копии документов, представленных самим административным ответчиком, а именно свидетельство о его рождении, копию паспорта его матери ФИО3. Кроме того настаивала, что у административного ответчика имеется регистрация в ЛНР <адрес>, <адрес>, д. <адрес>. Поскольку возможность исполнения решения о депортации не утрачена, просила продлить содержание гражданина Украины ФИО2 в Центре временного содержания иностранных граждан на 90 дней, для исполнения решения о депортации.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании при рассмотрении административного иска возражал против заявленных требований. Указав, что родился в городе Симферополь АР Крым. Был документирован паспортом гражданина Украины выданного УМВД Украины в Луганской области. При задержании его в 2016 году следователь изъял у него указанный паспорт. Настаивал на том, что его мать ФИО3 имеет гражданство РФ, документирована паспортом ив настоящее время проживает в городе <адрес> 3<адрес> СТ «Лотос». Мать в силу своего преклонного возраста нуждается в уходе. Он не женат, детей не имеет. На территории Украины родственников и жилья не имеет. Не отрицал, что ранее имел регистрацию по адресу: Украина, <адрес>, однако в настоящее ревмя полагает, что с регистрации снят и проживать там невозможно ввиду политической обстановки. В случае не продления срока содержания в спецучреждении планирует проживать с матерью в Республике Крым. Полагает, что возможно осуществление контроля за ним по месту жительства. При этом он не желает возвращаться в ни в ЛНР ни в Украину, так как не считает себя гражданином Украины.

Суд, выслушав участвующих лиц, а также заключение прокурора, полагавшего административный иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В силу частей 4 - 6 статьи 25.10 этого же Закона иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В силу ч. 4 - 6 ст. 25.10 этого же Закона иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ).

В соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В соответствии с ч. ч.2,4 ст. 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут быть временно размещены в специальном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, предназначенном для временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии.

Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя данного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя. За исключением случая, предусмотренного ч. 4 названной статьи, временное размещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии может осуществляться только на основании решения суда (часть 5).

В силу положений ч. 6. ст. 32.2 указанного Закона содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Украины, что подтверждено заключением об установлении личности № 18 от 30 апреля 2021 года.. Документа удостоверяющего личности либо признаваемого Российской Федерацией в качестве такового не имеет. Регистрации по месту пребывания и постоянного места жительства на территории Российской Федерации он не имеет.

Приговором Симферопольского районного суда Республик Крым от 25 ноября 2019 года ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «б,в» ч.2 ст. 158 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

16 декабря 2020 года Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) Министерства Юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы № 6862-рн, согласно которому пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Украины ФИО2 признано нежелательным сроком на 3 года после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч.3 ст. 86 УК РФ.

9 апреля 2021 года, в соответствии со ст.31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении граждан в Российской Федерации», ГУ МВД России по Волгоградской области вынесено решение о депортации в отношении гражданина Украины ФИО2.

Согласно п.12 ст.31 Закона N 115-ФЗ, исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Ранее ФИО2 был документирован паспортом гражданина Украины, выданного 22 сентября 2011 года Стахановским ГО УМВД Украины в Луганской области.

15 июня 2020 года в адрес заведующего Генерального Консульства Посольства Украины в Российской Федерации направлен запрос в отношении ФИО2, с целью оформления ему свидетельства на возвращение и беспрепятственного убытия в Украину.

Согласно ответу Генерального Консульства Украины в г. Ростов-на-Дону от 2 июля 2020 года, проверка на принадлежность к гражданству Украины, а также оформление документов для возвращения в Украину осуществляется при предоставлении полных установленных данных лица, относительно которого будет осуществляться проверка, и анкет- заявлений установленного образца.

В адрес заведующего Генерального Консульства Посольства Украины в Российской Федерации повторно 12 апреля 2021 года направлен запрос в отношении ФИО2, с целью оформления ему свидетельства на возвращение для беспрепятственного убытия в Украину.

9 апреля 2021 года ГУ МВД России по Волгоградской области вынесено решение о помещение гражданина Украины ФИО2 в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду в день освобождения из места лишения свободы на срок, не превышающий 48 часов, с целью исполнения решения о депортации.

30 апреля 2021 года ФИО2 в день освобождения из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области по отбытии срока наказания помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду.

5 мая 2021 года Дзержинским районным судом г. Волгограда вынесено решение о помещении гражданина Украины ФИО2 в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду для исполнения решения о депортации на срок не превышающий 90 дней, до 28 июля 2021 года.

19 июля 2021 года в отношении административного ответчика вновь направлен запрос в адрес УВМ ГУ МВД России по Ростовской области с целью подтверждения личности ФИО2, и документировании его временным удостоверением личности для возвращения в ЛНР, а также оказания содействия в определении даты и места пропуска го через государственную границу Российской Федерации.

До настоящего времени ответ на указанный запрос не получен, решение о депортации не исполнено.

На момент рассмотрения дела ранее принятое распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) административного ответчика а также решения о депортации не отменены.

Согласно ч.1 ст. 269 Кодекса административного судопроизводства суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Судом установлено, что законных оснований пребывания (проживания) у гражданина Украины ФИО2 на территории Российской Федерации не имеется. Постоянного места жительства на территории России, административный ответчик не имеет.

Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, отсутствие законных оснований пребывания (проживания) гражданина Украины ФИО2 на территории Российской Федерации, отсутствие у него постоянного места жительства на территории России, а также окончание срока, на который он помещен в специальное учреждение, необходимостью получения документа, позволяющего беспрепятственно покинуть территорию Российской Федерации, организации командировки, в целях осуществления контроля его пребывания на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований ГУ МВД России по Волгоградской области о продлении срока пребывания административного ответчика ФИО2 в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД по г. Волгограду до исполнения решения о его депортации.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения о депортации, как и доказательств, подтверждающих прекращение оснований для содержания ФИО2 в специальном учреждении, в материалах дела не имеется.

При этом, суд учитывает, что в рамках рассматриваемого дела, со стороны административного ответчика не представлено доказательств, подтверждающих его интеграцию в период пребывания на территории РФ, в частную и семейную жизнь, а также подтверждающих препятствие его пребывания в спецучреждении.

Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО2 являясь гражданином Украины, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил на территории Российской Федерации преступление.

Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении №6-П от 17.02.1998г. – из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи её со статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении №1830-О от 25 сентября 2014 года указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Часть 2 ст. 268 КАС РФ предписывает, что в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Принимая во внимание приведенные выше нормы и разъяснения, суд считает необходимым продлить срок пребывания ФИО2 в специальном учреждении на срок, не превышающий 90 дней, то есть по 20 мая 2021 года включительно, в период которого административный истец будет иметь возможность получить необходимые документы для возвращения административного ответчика в страну гражданской принадлежности и принять иные достаточные и эффективные меры для исполнения решения о депортации.

При этом, уполномоченный орган не лишен возможности исполнить решение о депортации в более короткий срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.180, 268-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Административное исковое заявление Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области – удовлетворить.

Продлить срок пребывания гражданина Украины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Волгограду на срок, не превышающий 90 дней, то есть до 26 октября 2021 года включительно.

Решение может быть обжаловано (опротестовано прокурором) в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Дзержинский районный суд г. Волгограда, то есть с 28 июля 2021 года.

Судья подпись Е.А. Абакумова

Копия верна:

Судья Е.А. Абакумова



Суд:

Дзержинский районный суд г. Волгограда (Волгоградская область) (подробнее)

Истцы:

ГУ МВД России по Волгоградской области (подробнее)

Ответчики:

Абраменков Виктор Викторович (подробнее)

Судьи дела:

Абакумова Екатерина Александровна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По кражам
Судебная практика по применению нормы ст. 158 УК РФ