Решение № 2А-164/2024 2А-164/2024~М-35/2024 М-35/2024 от 29 февраля 2024 г. по делу № 2А-164/2024




Дело № 2а-164/2024


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

12 февраля 2024 года г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Терновой Ю.В.,

при секретаре ТОВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального района «Шилкинский район» к Шилкинскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:


административный истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. 02.08.2013 года на основании исполнительного листа по делу №2-314/2012 об обязании предоставить ЯВВ вне очереди благоустроенное жилье на территории сельского поселения «Верхнехилинское», возбуждено исполнительное производство №23027/13/31/75. 31.03.2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, а в Администрацию МР «Шилкинский район» постановление поступило 10.01.2024 года. 16.09.2020 года Администрация МР «Шилкинский район» заключила с ЯВВ договор социального найма жилого помещения №1, и считает, что все меры для надлежащего исполнения решения суда выполнила, решение исполнено в полном объеме. Просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители административных ответчиков Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств, Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Шилкинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Шилкинского районного суда Забайкальского края от 23.04.2012 года по делу №2-314/2012 года был выдан исполнительный лист об обязании Администрации МР «Шилкинский район» предоставить ЯВВ, относящемуся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди благоустроенное жилье на территории сельского поселения «Верхнехилинское», отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм.

20.06.2012 года судебным приставом-исполнителем Шилкинского РОСП было возбуждено исполнительное производство №4959/12/66/75 (23027/13/31/75) в отношении Администрации МР «Шилкинский район» по указанному предмету исполнения. Должнику установлен 5- дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии настоящего постановления.

18.07.2013 года был составлен акт об изменении места совершения исполнительских действий на МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю.

03.09.2014 года судебным приставом-исполнителем МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей в отношении должника Администрации МР «Шилкинский район».

Должником получена копия указанного постановления 10.01.2024 года.

16.09.2020 года Администрацией МР Шилкинский район и ЯВВ был заключен договор социального найма жилого помещения.

19.10.2020 года вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду исполнения требований в полном объеме.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного).

Часть 6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом частью 7 указанной статьи установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений части 7 статьи 112 указанного выше федерального Закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).

Как усматривается из содержания постановления судебного пристава-исполнителя МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 03.09.2014 года, его принятие было вызвано тем, что должником в добровольном порядке и в установленный срок не были исполнены возложенные судом обязанности.

Вместе с тем, решение суда Администрацией МР «Шилкинский район» не было исполнено в установленный законом срок по объективным причинам. При этом, должником принимались все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Как следует из материалов дела 16.09.2020 года Администрацией с ЯВВ был заключен договор социального найма жилого помещения, что явилось основанием для окончания исполнительного производства. Принимая во внимание изложенное, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


административное исковое заявление Администрации муниципального района «Шилкинский район» об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального района «Шилкинский район» от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №23027/13/31/75 от 20.06.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий: Терновая Ю.В.

Копия верна, судья Терновая Ю.В.



Суд:

Шилкинский районный суд (Забайкальский край) (подробнее)

Судьи дела:

Терновая Юлия Владимировна (судья) (подробнее)