Решение № 2А-5990/2023 2А-705/2024 2А-705/2024(2А-5990/2023;)~М-4787/2023 М-4787/2023 от 19 февраля 2024 г. по делу № 2А-5990/2023




Дело № 2а-705/2024

УИД 60RS0001-01-2023-009860-21


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

** 2024 года г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи М.Н.Лепихиной,

при секретаре Казанцевой Я.К.,

с участием представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области ФИО1,

представителя административного ответчика ФСИН России, УФСИН России по Псковской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Псковской области, ФСИН России о признании бездействий (бездействия) незаконным и взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:


ФИО3 обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Псковской области, указав в обоснование, что в период с 12.05.2022 по 09.07.2023 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области с нарушением условий содержания под стражей. В камерных помещениях, которых он находился в указанный период, отсутствовало горячее водоснабжение и водонагревательные приборы. Горячее водоснабжение есть только в душевых камерах, где содержаться заключенные. При этом горячая вода ответчиками не выдавалась. Из-за отсутствия горячего водоснабжения административный истец был вынужден стирать свои личные вещи в холодной воде, что доставляло существенные проблемы со стиркой, а также проблемы с личной гигиеной, чисткой зубов, бритье, уборкой камеры. Также нарушены были нормы приватности, а именно в санузле умывальник совмещен с унитазом. Санузел отгорожен отдельной кабиной с дверью, но не ней нет запорного устройства, в связи с чем при посещении санузла нет чувства безопасности.

Содержание в указанных условиях причинило административному истцу нравственные страдания, в связи с чем он просил признать действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области незаконными и взыскать с административных ответчиков компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 100 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Российской Федерации в лице ФСИН России.

Административный истец ФИО3 не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Псковской области ФИО2 с административным иском не согласилась, указав, что в камерных помещениях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области созданы надлежащие условия содержания. За период пребывания административного истца с 12.05.2022 по 09.07.2023 в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области жалобы от ФИО3, а также акты прокурорского реагирования по вопросам отсутствия в камерных помещениях горячего водоснабжения, нарушения норм приватности в санузле, не поступало. Все камеры обеспечены холодным водоснабжением, горячее водоснабжение не обеспечено ввиду конструктивных особенностей здания СИЗО-1 и года его постройки, которое построено в 1804 году и является объектом культурного наследия регионального значения. При строительстве данного объекта проектно-сметной документацией не было предусмотрено централизованное покамерное горячее водоснабжение. Централизованное горячее водоснабжение камерных помещений предусмотрено в Приказе Министерства юстиции РФ от 28.05.2001 №161 (ДСП), которым утвержден Свод правил нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем, предусматривающих соблюдение данных норм при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем. В соответствии с п.1.2 Свода правил, положения Свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего Свода правил. С целью соблюдения гигиенических потребностей обвиняемых и подозреваемых, при отсутствии в камерных помещениях горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей, кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Отсутствие горячего водоснабжения компенсируется также возможностью иметь лицам, содержащимся в камерных помещениях электрокипятильники, которые можно приобрести в магазине, расположенном на территории следственного изолятора. Согласно представленным документам ФИО3 были осуществлены передачи кипятильников и продуктов, требующих применения горячей воды, кофе, чай, куриный бульон. Гигиенические процедуры в виде посещения банно-прачечного комплекса для санобработки и помывки осуществляется в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области еженедельно, с предоставлением индивидуального времени для принятия душа не менее 15 минут. Камеры в следственном изоляторе оборудованы унитазом и умывальником. Умывальник в камере размещается за пределами кабины, в которой находится унитаз, только при условии наличия такой возможности. Приватность санузла обеспечена дверным полотном, возможность установки запорного механизма на двери в камерах для лиц, содержащихся в следственном изоляторе, не предусмотрена. В связи с чем просила отказать истцу в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области ФИО1 полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поддержав позицию и доводы, изложенные представителем административных ответчиков РФ в лице ФСИН России, УФСИН России по Псковской области.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Судом установлено, что ФИО3 содержался в качестве обвиняемого и осужденного в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области в период с 12.05.2022 по 09.07.2023.

04.04.2023 был осужден Псковским городским судом по ст.ст.159 ч.4 (6 эп.), 228.1 ч 3 п. «б», 30 ч.3, 228.1 ч.4 п. «г», 69 ч.3 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Приговор суда вступил в законную силу 14.06.2023. Документы о вступлении в законную силу указанного приговора поступили в следственный изолятор 20.06.2023.

За время нахождения в следственном изоляторе административный истец содержался в камерах №60 в период с 12.05.2022 по 26.05.2022, №41 – с 26.05.2022 по 28.05.2022, №136 – с 28.05.2022 по 02.06.2022, №132 – с 02.06.2022 по 10.08.2022, с 12.10.2022 по 04.11.2022, №133 – с 10.08.2022 по 12.10.2022, №135 – с 04.11.2022 по 27.01.2023, №80 – с 27.01.2023 по 28.02.2023, с 05.03.2023 по 24.03.2023, с 27.03.2023 по 17.04.2023, №81 – с 28.02.2023 по 05.03.2023, №77 – с 24.03.2023 по 27.03.2023, №84 – с 17.04.2023 по 26.04.2023, с 11.05.2023 по 20.06.2023, №125 – с 26.04.2023 по 11.05.2023, №75 – с 20.06.2023 по 09.07.2023.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон №103-ФЗ), порядок и условия содержания осужденных – Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее – УИК РФ).

В соответствии со ст.17.1 Закона №103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.

Аналогичное право лиц, осужденных к лишению свободы, на денежную компенсацию за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях закреплено в ст.12.1 УИК РФ.

В соответствии со ст.4 Закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 марта 2012 года №555-О-О, предоставление суду полномочий по оценке доказательств и отражению ее результатов в судебном решении вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Исходя из изложенного денежная компенсация должна быть доступной любому фактическому или бывшему заключенному, содержащемуся в ненадлежащих условиях. Бремя доказывания, возлагаемое на заявителя в судебном разбирательстве по поводу компенсации, не должно быть чрезмерным. От него может потребоваться доказуемое изложение нарушенного права и представление таких доказательств, какие являются легкодоступными, например, подробное описание условий содержания под стражей, показания свидетелей или ответы со стороны надзирающих органов. Административный ответчик, как сильная сторона в публичном споре, обязан опровергнуть утверждения о нарушении условий содержания, о причинении морального вреда посредством документальных доказательств.

В соответствии со ст.6 Закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст.16 Закона №103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми устанавливается порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам, материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, а также устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

На период нахождения ФИО3 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области действовали Правила, утвержденные приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 №189 (далее – Правила №189), прекратившие свое действие с 16.07.2022, а также Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста РФ от 04.07.2022 N 110 (далее – Правила №110).

Согласно ст.17 Закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

Как следует из положений ст.23 Закона №103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Статьей 24 Федерального закона N 103-ФЗ предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189, камеры СИЗО оборудуются: напольной чашей (унитазом), умывальником.

В силу п.43 Правил №189 при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Пунктом 45 Правил №189 предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Аналогичные положения содержат Правила №110.

Так, согласно п.28 Правил №110 камера СИЗО оборудуется: унитазом, умывальником. Унитазы в камерах размещаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности. При наличии возможности умывальник в камере размещается за пределами кабины (п.30). При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности (п.31). Не реже одного раза в неделю для подозреваемых и обвиняемых организуется помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут (п.32). Унитазы в санитарных узлах общежитий и в камерах, где проживают и размещаются осужденные к лишению свободы, устанавливаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности. При наличии возможности умывальник в камере устанавливается за пределами кабины (п.55).

Согласно ч.1 ст.74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания в порядке, установленном статьей 77.1 данного кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 77.1 УИК РФ в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В обоснование требований о компенсации в связи с ненадлежащим содержанием под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области ФИО3 указал, что в камерных помещениях, в которых он находился в указанный выше период, отсутствовало горячее водоснабжение, горячей водой он не обеспечивался, не соблюдались нормы приватности, а именно в санузле умывальник совмещен с унитазом, санузел отгорожен отдельной кабиной с дверью, однако без запорного устройства.

Данные доводы административного истца суд признает несостоятельными ввиду следующего.

Из представленных административным ответчиком документов следует, что согласно Охранному обязательству от 10.2012 № 161/2012-Р, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области расположено в объекте культурного наследия регионального значения «Тюремный замок», 1804 года постройки.

Все камеры круглосуточно обеспечены холодным водоснабжением, горячее водоснабжение не предусмотрено в силу конструктивных особенностей здания и года его постройки. Для санитарно-гигиенических нужд холодная вода в камерах подогревается кипятильниками, которые подозреваемые и обвиняемые имеют право иметь при себе, а также при отсутствии водонагревательных приборов либо горячей воды последняя для стирки и гигиенических целей выдается ежедневно в установленное время с учетом потребности. Кроме того подозреваемым и обвиняемым предоставляется возможность помывки в душе не менее 15 минут не реже 1 раза в неделю, осужденным – 2 раза в неделю в банно-прачечном комплексе. При этом согласно представленным документам административному истцу были осуществлены передачи вещей и продуктов, согласно которым 26.11.2022 и 20.02.2023 ФИО3 был передан кипятильник.

Унитазы в санитарных узлах в камерах, устанавливаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности. Приватность санузлов в камерах обеспечена дверным полотном. Умывальник в камере устанавливается за пределами кабины только при наличии такой возможности. Наличие запорного устройства на двери санузла приведенными выше нормативными актами не предусмотрено.

Кроме того, за период нахождения ФИО3 в Учреждении какие-либо жалобы от последнего по вопросам обеспечения его горячей водой, приватности санузла не поступали.

На основании изложенного суд признает вышеприведенные доводы ФИО3 необоснованными, а заявленные требования о признании бездействий (бездействия) незаконным и взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175, 178-180, 227.1, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении административного иска ФИО3 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Псковской области, ФСИН России о признании бездействий (бездействия) незаконным и взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Псковского городского суда М.Н. Лепихина

Мотивированное решение изготовлено ** 2024 года.



Суд:

Псковский городской суд (Псковская область) (подробнее)

Судьи дела:

Лепихина Мария Николаевна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По мошенничеству
Судебная практика по применению нормы ст. 159 УК РФ