Решение № 2-1404/2021 2-1404/2021~М-994/2021 М-994/2021 от 8 июля 2021 г. по делу № 2-1404/2021

Тамбовский районный суд (Тамбовская область) - Гражданские и административные






РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

«8» июля 2021 года <адрес>

Тамбовский районный суд <адрес> в составе:

судьи Дробышевой Е.В.,

при секретаре Шебуняевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 об установлении границ земельного участка,

установил:


ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 об установлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 2221 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с совмещенным планом границ, выполненным кадастровым инженером ФИО3 20.04.2021, по точкам №№№№28-1.

Также просит внести изменения в сведениях Единого Государственного реестра недвижимости о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, смежной с земельным участком с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии с совмещенным планом границ, выполненным кадастровым инженером ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, по точкам №

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 требования поддержала и пояснила, что ФИО1 постановлением администрации Стрелецкого сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок площадью 2700 кв.м в <адрес>, и выдано свидетельство о праве собственности на него, на основании чего в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество произведена запись регистрации права. Сведения в ЕГРН о данном земельном участке внесены на основании оценочной описи как «ранее учтенные», границы не установлены. Истец обратился к кадастровому инженеру с целью уточнения границ земельного участка в актуальной системе координат. При проведении кадастровых работ кадастровым инженером было выявлено, что границы смежных земельных участков установлены в системе координат Регион-68, между тем, при определении местоположения границы между земельными участками № и №, кадастровым инженером выявлено наличие реестровой ошибки, что препятствует внесению сведений о границах участка истца в ЕГРН. Реестровая ошибка заключается в том, что при уточнении границ земельного участка ответчика в системе координат МСК 68, были неверно определены координаты точек, по которым установлена смежная с участком истца граница. В данном случае для устранения реестровой ошибки необходимо согласие ответчика, при этом изменение площади участка ответчика и фактического расположения границы не происходит. Кроме того, при выполнении кадастровых работ площадь участка истца по фактическим границам уточняется и составит 2221 кв.м. Поскольку ответчик отказалась согласовать план границ, предложенный кадастровым инженером, истец вынужден обратиться в суд.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что право собственности на земельный участок площадью 514 кв.м по <адрес> зарегистрировано за ней на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, данный участок ранее принадлежал ее матери. В 2010 году матерью был согласован план границ земельного участка и в ЕГРН были внесены сведения о его площади и границах, в последующем по заявлению ответчика план границ был продублирован и границы уточнены в системе координат МСК-68, при этом согласований с владельцами смежных участков не проводилось. В настоящее время она не согласна с требованиями истца, указав, что несоответствие координат точек не имеет значения, так как считает, что смежная между их участками граница должна находится в другом месте, а именно со стороны ответчика в ее собственность должен перейти участок площадью 186 кв.м и только в этом случае граница может быть установлена законно. Также ответчик указывает, что по предлагаемому истцом плану площадь его участка необоснованно завышена, площадь его участка должна составлять не более 1800 кв.м.

Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Тамбовской области и администрации Стрелецкого сельсовета в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч.1).Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2).Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.3).

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, также является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ и ст.60 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом N 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является, прежде всего, систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Стрелецкого сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 0,27 га по <адрес>. На основании данного постановления зарегистрировано право собственности ФИО1 на данный земельный участок с кадастровым номером №. Сведения в ЕГРН о данном земельном участке имеют статус «ранее учтенные», границы не установлены.

Согласно материалам регистрационного дела, представленным Управлением <адрес>, земельный участок по <адрес> был предоставлен в собственность ФИО5 на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому площадь участка составляла 0,07 га. Согласно плану границ, составленному ДД.ММ.ГГГГ, согласованному в установленном порядке, площадь участка уточнена и составила 514 кв.м. В соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке внесены в ЕГРН, кадастровый номер участка № На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 и ФИО2, за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на данный участок.

Согласно совмещенному плану границ земельных участков, составленному кадастровым инженером ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, имеется несоответствие координат точек смежной между указанными земельными участками границы, ее фактическому положению, при этом сведения о площади участка № не изменяются. По данному плану по фактическим границам площадь земельного участка № составляет 2221 к.м. Границы иных смежных земельных участков №, №а и №б установлены в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, в данном случае - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.

Согласно ч. 1 ст. 8 закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений, перепланировки помещений (ч. 2 ст. 8 закона N 218-ФЗ).

Согласно статье 61 Федерального закона N 218-ФЗ Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке (ч.1).

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке (ч.3).

В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (п.4).

Исходя из пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

Земельный участок в понимании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).

В соответствии с п.9 ст.22 Федерального закона №218-ФЗ от 13 июля 2015г. «О Государственной регистрации недвижимости» площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

В п.10 названной статьи указано, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Частью 1 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно части 2 данной статьи предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности, такое исправление допускается в случае спора о границах земельных участков, то есть данным способом защиты нарушенного права должны разрешаться вопросы технического характера.

Согласно ст.40 названного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с КН № расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что ранее границы земельного участка не были установлены в соответствии с законодательством РФ, участок в ЕГРН не имеет координат, а, соответственно, и конфигурацию.

Сведения о смежном земельном участке с КН №, по <адрес> внесены в ЕГРН в условной системе координат и он имеет координаты и, соответственно, имеет конфигурацию отличную от фактической, которая не совпадает с существующей границей по точка 25-26-27. По точкам 27-26-25 уменьшается площадь на 2 кв.м у земельного участка с КН №, а по точкам 30-31-31 увеличивается на 2 кв.м. Фактически два земельных участка, имеющих общую границу, в связи с данными обстоятельствами, не могут быть приведены в соответствие с законодательством РФ (пересчет в систему координат МСК-68). С целью устранения несоответствий в ЕГРН о координатах указанных точек, кадастровый инженер находит необходимым установить смежную границу указанных участков в соответствии с предложенным им планом по указанным в нем точкам.

В данном случае ответчиком не представлено объективных доказательств в опровержение установленной кадастровым инженером реестровой ошибки, допущенной при постановке ее земельного участка на кадастровый учет. От проведения экспертного исследования ответчик отказалась.

Исходя из анализа исследованных обстоятельств, учитывая сложившиеся границы земельных участков, суд не находит оснований сомневаться в достоверности заключения кадастрового инженера ФИО3 и находит необоснованным отказа ФИО2 в согласовании представленного плана границ земельного участка, поскольку такие изменения не повлекут нарушений ее прав и законных интересов.

Довод ответчика о том, что площадь земельного участка, принадлежащего истцу, по представленному плану необоснованно увеличена, является ошибочным, поскольку по правоустанавливающему документу площадь предоставленного истцу земельного участка составляла 2700 кв.м, согласно плану границ его площадь уточнена и составляет 2221 кв.м.

Анализируя все обстоятельства по делу, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:


Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером № площадью 2221 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с совмещенным планом границ, выполненным кадастровым инженером ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, по точкам №№№№

Установить наличие реестровой ошибки и внести изменения в сведениях Единого Государственного реестра недвижимости о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, смежной с земельным участком с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии с совмещенным планом границ, выполненным кадастровым инженером ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, по точкам №

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В.Дробышева



Суд:

Тамбовский районный суд (Тамбовская область) (подробнее)

Истцы:

Кадашов Иван Александрович (подробнее)

Ответчики:

Кусакина Людмила Алексеевна (подробнее)

Судьи дела:

Дробышева Елена Викторовна (судья) (подробнее)