Апелляционное определение № 33А-6896/2026 от 17 марта 2026 г.




Категория дела 3.198

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Дело № 33а-6896/2026 (2а-7399/2025)

УИД 03RS0005-01-2025-010409-07

18 марта 2026 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Портновой Л.В.,

судей Галлямова М.З., Пономаревой И.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №... по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании недоимки

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 декабря 2025 г.,

заслушав доклад судьи Галлямова М.З., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан (далее – административный истец, Межрайонная ИФНС России № 4 по РБ, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 (далее – административный ответчик, ФИО1, налогоплательщик) о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеням.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что ФИО1 является владельцем транспортных средств, однако обязанность по уплате транспортного налога не исполнил. Задолженность по недоимке ответчиком не погашена, требования, направленные в адрес ФИО1, оставлены без исполнения. В связи с неуплатой налога административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка №... по адрес от 12 февраля 2025 г., определением того же мирового судьи от 23 апреля 2025 г. был отменен, в связи с чем административный истец был вынужден обратиться в суд в порядке искового производства.

Первоначально административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность за счет имущества физического лица в размере 95 652 рубля 15 копеек, в том числе: транспортный налог за 2023 год в размере 48 000 рублей, пени в размере 47 652 рубля 15 копеек за период с 11 января 2024 г. по 9 января 2025 г.

В уточненных требованиях, указав, что транспортный налог за 2023 год погашен, административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность за счет имущества физического лица в размере 47 652 рубля 15 копеек, в том числе: пени в размере 47 652 рубля 15 копеек за период с 11 января 2024 г. по 9 января 2025 г.

Решением Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от 22 декабря 2025 г. постановлено:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по адрес к ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по адрес задолженность за счет имущества физического лица в размере 42 556 рублей 80 копеек, в том числе: пени в размере 42 556 рублей 80 копеек за период с 11 января 2024 г. по 9 января 2025 г.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с постановленным судебным актом, административный ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы административный ответчик ссылается на то, что является ветераном боевых действий, в связи с чем с 2022 г. освобожден от уплаты транспортного налога.

Принимая во внимание, что участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО1 ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу положений пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пунктов 2 и 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации копия решения о взыскании направляется физическому лицу в течение шести дней со дня принятия такого решения через личный кабинет налогоплательщика (при отсутствии (прекращении) у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом).

В силу части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу части 5 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты.

Пунктом 1 части 9 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 г. в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 г. (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу этого Федерального закона).

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Правила, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в собственности ФИО1 находится транспортное средство – автомобиль БМВ 740, государственный регистрационный знак №..., дата регистрации права 14 сентября 2018 г. (л.д. 10).

Административный истец исчислил в отношении вышеуказанного принадлежащего ФИО1 транспортного средства сумму транспортного налога за 2023 год и направил в адрес административного ответчика налоговое уведомление №... от 14 августа 2024 г. о необходимости уплаты транспортного налога в размере 48 000 рублей (л.д. 24-27).

Согласно статьям 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлено требование об уплате задолженности №... от 16 мая 2023 г. на сумму 212 582 рубля 28 копеек, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо единого налогового счета (л.д. 11-16).

Требование в добровольном порядке не исполнено.

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения (абзац второй пункта 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положений, устанавливающих необходимость направления в адрес налогоплательщика дополнительного (уточненного, повторного) требования, включая ситуации изменения суммы задолженности (отрицательного сальдо единого налогового счета), при неуплате суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения по ранее направленному требованию, законодательство о налогах и сборах не содержит.

До настоящего времени образовавшееся отрицательное сальдо единого налогового счета после направления требования №... от 16 мая 2023 г. налогоплательщиком полностью не погашено, что свидетельствует о соблюдении налоговым органом предусмотренного федеральным законом порядка извещения налогоплательщика об имеющейся задолженности.

Налоговый орган в установленном порядке обратился с заявлением о вынесении судебного приказа. 12 февраля 2025 г. мировым судьей судебного участка №... по адрес Республики Башкортостан по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ №...а-179/2025 о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам (л.д. 39, 45).

Определением того же мирового судьи от 23 апреля 2025 г. судебный приказ отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения (л.д. 28-29).

Настоящий административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по Республике Башкортостан направлен в суд 1 октября 2025 г., то есть в установленный пунктом 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок (л.д. 32).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания транспортного налога и пени, а у налогоплательщика ФИО1 возникла обязанность по уплате налогов.

В ответ на судебный запрос налоговый орган сообщил, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №... по Республике Башкортостан по транспортному налогу 29 декабря 2025 г. проведены операции «Уменьшен налог по расчету» согласно подпункту 1 пункта 2.1 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2025 г. № 425-ФЗ):

- за 2022 год по сроку уплаты 1 декабря 2023 г. на сумму 48 000 рублей;

- за 2023 год по сроку уплаты 2 декабря 2024 г. на сумму 48 000 рублей;

- за 2024 год по сроку уплаты 1 декабря 2025 г. на сумму 48 000 рублей.

Денежные средства, уплаченные 10 ноября 2025 г. в сумме 25 000 рублей и 5 декабря 2025 г. в сумме 5 166 рублей 50 копеек, поступили и отражены на едином налоговом счете.

Сумма 30 166 рублей 50 копеек распределена в счет погашения задолженности по виду платежа «пеня» (пункт 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с проведением операций по уменьшению транспортного налога в автоматическом режиме произведен перерасчет пени в размере 29 366 рублей 40 копеек.

В результате чего по состоянию на 29 декабря 2025 г. положительное сальдо единого налогового счета составило 173 366 рублей 40 копеек, в том числе по виду платежа «налог» в размере 144 000 рублей и по виду платежа «пеня» в размере 29 366 рублей 40 копеек.

Заявление о возврате положительного сальдо единого налогового счета 24 января 2026 г. получено из личного кабинета налогоплательщика (личный кабинет физического лица) № 1279. По указанному заявлению сформировано поручение на возврат 26 января 2026 г. в размере 173 366 рублей 40 копеек. Денежные средства 28 января 2026 г. перечислены на счет, указанный в заявлении (филиал №... Банка ВТБ (ПАО), БИК 043601968, счет №...), номер поручения о возврате №....

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2025 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» с 1 ноября 2025 г. при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы задолженности, в отношении которых налоговый орган обратился до 1 ноября 2025 г. (включительно) в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, если при этом по состоянию на 1 ноября 2025 г. по такому заявлению отсутствует вступивший в законную силу судебный акт, до даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании указанных сумм.

По состоянию на 4 марта 2026 г. задолженность по административному исковому заявлению составляет 47 652 рубля 15 копеек. Указанная задолженность временно исключена из единого налогового счета и не учитывается в совокупной обязанности до получения судебного акта по настоящему административному исковому заявлению (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2025 г. № 287-ФЗ).

Административный ответчик является ветераном боевых действий, которому принадлежит автомобиль БМВ 740, VIN: №..., год выпуска 2014, с мощностью транспортного средства 320 лошадиных сил.

В силу статьи 14 и части 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом и устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса. При этом глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает следующие элементы налогообложения по транспортному налогу: объекты налогообложения, налоговую базу, налоговый период, базовые значения налоговой ставки, порядок исчисления налога. Региональное законодательство, вводя налог, самостоятельно определяет: значение ставки налога в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Кроме того, в законах субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены льготы по этому налогу (части 2, 3 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 г. № 365-з «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны труда, категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, по мотоциклам, мотороллерам и автомобилям легковым с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, а также по автомобилям грузовым, с даты выпуска которых прошло более 10 лет, с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил включительно, по другим самоходным машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу (зарегистрированным в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан), с даты выпуска которых прошло более 10 лет (для владельцев двух и более транспортных средств, указанных в настоящем абзаце, - по выбору за одно транспортное средство каждого типа).

Федеральным законом от 28 ноября 2025 г. № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 26 статьи 25) действие подпунктов 1 и 2 пункта 2.1, пунктов 2.2 и 2.3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога физических лиц за налоговые периоды 2022 - 2025 годов.

Льгота в виде освобождения от налогообложения предоставляется в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.

Если налогоплательщик не представит соответствующее уведомление о выборе объекта, налоговая льгота будет предоставлена автоматически в отношении одного объекта налогообложения с максимальной суммой налога (пункт 2.2 статьи 361.1, пункт 7 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации).

После вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2025 г. № 425-ФЗ, а также после актуализации сведений в отношении налогоплательщика ФИО1, Инспекцией в соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации произведен автоматический перерасчет налоговых обязательств за налоговые периоды 2022 - 2025 годов.

Таким образом, право налогоплательщика на льготу возникло и полностью реализовано после вынесения решения Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан в порядке, установленном законодательством.

Налоговый орган направил возражение на апелляционную жалобу ФИО1, реестр платежей ФИО1, детализированный расчет пеней за период с 11 января 2024 г. по 9 января 2025 г. со сведениями о принятых мерах взыскания.

Из расчетов, предоставленных налоговым органом по запросу суда (приложение к письму от 4 марта 2026 г. №... следует, что в административном иске заявлены ко взысканию следующие пени.

Пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 196 рублей 46 копеек. Решением Октябрьского районного суда адрес от 9 июля 2024 г. по делу №...а-4875/2024 в удовлетворении требований о взыскании недоимки в размере 11 053 рублей 86 копеек отказано.

Пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 2 898 рублей 89 копеек. Решением Октябрьского районного суда адрес от 9 июля 2024 г. по делу №...а-4875/2024 в удовлетворении требований о взыскании недоимки в размере 31 669 рублей отказано.

Пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 10 320 рублей. Задолженность в размере 48 000 рублей взыскана решением Октябрьского районного суда города Уфы от 10 мая 2023 г. по делу №...а-3164/2023.

Пени по транспортному налогу за 2020 год в размере 10 320 рублей. Задолженность в размере 48 000 рублей взыскана решением Октябрьского районного суда города Уфы от 25 июля 2023 г. по делу №...а-4072/2023.

Пени по транспортному налогу за 2021 год в размере 10 320 рублей. Задолженность в размере 48 000 рублей взыскивалась в рамках административного дела №...а-5405/2025. Определением Октябрьского районного суда города Уфы от 19 сентября 2025 г. по делу №...а-5405/2025 производство по делу прекращено в связи с отказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по Республике Башкортостан от административных исковых требований.

Пени по транспортному налогу за 2022 год в размере 10 320 рублей. Задолженность в размере 48 000 рублей согласно административному иску по административному делу №...а-7398/2025 погашена 14 сентября 2025 г.

Пени по транспортному налогу за 2023 год в размере 1 276 рублей 80 копеек. Задолженность в размере 48 000 рублей уплачена в ходе рассмотрения настоящего административного иска.

При этом в письме от 5 марта 2026 г. №...@ в расчете пени налоговый орган указал, что на оплату транспортного налога за 2018 г. им были направлены платежи в сумме 1 534, 25 руб. (10 июля 2024 г.), 9 519, 61 руб. (19 марта 2025 г.); на оплату НДФЛ за 2018 г. им были направлены платежи в сумме 35, 33 руб. (6 февраля 2024 г.) 29 823, 03 руб. (27 июня 2024 г.), 1 810, 64 руб. (10 июля 2024 г.). Всего 42 722, 86 руб.

Оценивая изложенное, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции отмене по следующим основаниям.

В части пеней по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 196 рублей 46 копеек и пеней по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 2 898 рублей 89 копеек требования не подлежат удовлетворению, поскольку вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Уфы от 9 июля 2024 г. по делу №...а-4875/2024 в удовлетворении требований о взыскании соответствующих недоимок отказано в связи с пропуском срока обращения в суд. Начисление пеней на недоимку, в отношении которой судом отказано во взыскании, противоречит положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой пени начисляются на сумму неуплаченного налога. При отказе во взыскании основного долга правовых оснований для взыскания пеней по этому же периоду не имеется.

Решение суда в части взыскания пеней в размере 10 320 рублей за просрочку уплаты транспортного налога за 2022 год и пеней в размере 1 276 рублей 80 копеек за просрочку уплаты транспортного налога за 2023 год в связи с наличием льготы и наличием оснований для освобождения от уплаты налога является незаконным.

Как следует из материалов дела, налоговым органом 29 декабря 2025 г. проведены операции по уменьшению транспортного налога за 2022 и 2023 годы на основании подпункта 1 пункта 2.1 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с предоставлением административному ответчику льготы как ветерану боевых действий. В связи с уменьшением основной суммы налога за эти периоды до нуля, начисление и взыскание пеней за просрочку уплаты налога, обязанность по уплате которого отсутствует, является неправомерным.

Пени начисляются за несвоевременную уплату налога. Если налог не подлежал уплате в силу предоставленной льготы, то основания для начисления и взыскания пеней отсутствуют.

Таким образом, с административного ответчика подлежали взысканию пени в размере 30 960 рублей, исчисленные следующим образом:

- пени по транспортному налогу за 2019 год – 10 320 рублей;

- пени по транспортному налогу за 2020 год – 10 320 рублей;

- пени по транспортному налогу за 2021 год – 10 320 рублей.

Итого: 10 320 рублей ? 3 = 30 960 рублей за период с 10 января 2024 г. по 9 января 2025 г.

Указанные пени начислены на задолженность по транспортному налогу за 2019-2021 годы, которая была взыскана решениями Октябрьского районного суда города Уфы соответственно от 10 мая 2023 г. по делу №...а-3164/2023 и от 25 июля 2023 г. по делу №...а-4072/2023. Пени за 2021 год начислены на задолженность, в отношении которой налоговым органом принимались меры взыскания, включая обращение в суд с административным иском.

Льгота, предоставленная административному ответчику в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 ноября 2025 г. № 425-ФЗ, распространяется на налоговые периоды 2022-2025 годов и не затрагивает налоговые обязательства за 2019-2021 годы.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что налоговый орган неправомерно направил на погашение на оплату транспортного налога за 2018 г. в сумме 1 534, 25 руб. (10 июля 2024 г.), 9 519, 61 руб. (19 марта 2025 г.); на оплату НДФЛ за 2018 г. им были направлены платежи в сумме 35, 33 руб. (6 февраля 2024 г.) 29 823, 03 руб. (27 июня 2024 г.), 1 810, 64 руб. (10 июля 2024 г.), всего 42 722, 86 руб., без учета того, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Уфы от 9 июля 2024 г. по делу №...а-4875/2024 в удовлетворении требований о взыскании соответствующих недоимок отказано в связи с пропуском срока обращения в суд. Сумма 42 722, 86 руб. подлежала учету в качестве положительного сальдо и покрывала задолженность по пени в размере 30 960 рублей, исчисленные по транспортному налогу за 2019 год – 10 320 рублей; по транспортному налогу за 2020 год – 10 320 рублей; по транспортному налогу за 2021 год – 10 320 рублей. Следовательно, оснований для взыскания пени за указанные периоды не имелось.

При таких обстоятельствах решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 декабря 2025 г. следует отменить, принять по делу новое решение. В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании пени в размере 47 652, 15 рублей за период с 11.01.2024 по 09.01.2025 отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 декабря 2025 г. отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании пени в размере 47 652, 15 рублей за период с 11.01.2024 по 09.01.2025 отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 марта 2026 г.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья Дилявирова Н.А.



Суд:

Верховный Суд Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) (подробнее)

Истцы:

МИФНС России №4 по РБ (подробнее)

Судьи дела:

Галлямов Марат Забирович (судья) (подробнее)