Решение № 2А-404/2020 2А-404/2020~М-325/2020 М-325/2020 от 9 июля 2020 г. по делу № 2А-404/2020

Увельский районный суд (Челябинская область) - Гражданские и административные



Дело №2а-404/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

п.Увельский

Увельского района 09 июля 2020 года

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Вардугина И.Н.,

при секретаре Титовой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени.

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что административный ответчик ФИО1 является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений и земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Поскольку налогоплательщик ФИО1 в установленный законом срок не исполнил обязанности по уплате налогов, административный истец просит взыскать с него задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений, пени в размере 0 рублей 88 копеек, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений – налога в размере 403 рубля 00 копеек, пени в размере 40 рублей 15 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 15 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просил дело рассмотреть без его участия, о чем указал в заявлении.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии административного истца и административного ответчика.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС №15 по Челябинской области не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

При этом, при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять не только соблюдение процедуры взыскания налогов и сборов, но соблюдение налоговым органом установленных пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса РФ сроков для обращения в суд (сроки давности взыскания налогов и пени). Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, и в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ)В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в адрес административного ответчика было направлено требование №30598 от 10 ноября 2015 года об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 384 рубля 00 копеек, а также пени в размере 7 рублей 21 копейка, налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений, в размере 80 рублей 00 копеек, пени в размере 1 рубль 59 копеек, за 2014 год, со сроком исполнения 27 января 2016 года; требование №34625 от 26 ноября 2018 года об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 403 рубля 00 копеек, а также пени в размере 35 рублей 92 копейки, за 2016 год, срок исполнения до 15 января 2019 года.

Административный ответчик налоги и пени по требованию налогового органа не уплатил.

Принимая во внимание вышеуказанные положения закона, в суд за взысканием указанной суммы налоговый орган мог обратиться в срок до 26 июля 2019 года.

Согласно материалам дела, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании спорных налогов и пени к мировым судьям Увельского района Челябинской области административный истец не обращался.

Таким образом, налоговым органом пропущен срок на обращение в суд.

Доказательств, пропуска срока обращения в суд по уважительной причине налоговым органом не представлено.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Кроме того, суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны порядок и сроки обращения в суд, требования к оформлению административного иска данной категории дел.

Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ административный истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС № по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений, пени в размере 0 рублей 88 копеек, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений – налога в размере 403 рубля 00 копеек, пени в размере 40 рублей 15 копеек - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Увельский районный суд Челябинской области.

Председательствующий судья п/п И.Н. Вардугин

Копия верна. Судья

Секретарь



Суд:

Увельский районный суд (Челябинская область) (подробнее)

Истцы:

МИФНС №15 по Челябинской области (подробнее)

Ответчики:

Кузьмин Алексей Владимирович (подробнее)

Судьи дела:

Вардугин И.Н. (судья) (подробнее)