Решение № 12-906/2020 от 11 ноября 2020 г. по делу № 12-906/2020





Р Е Ш Е Н И Е
г. Тольятти 11 ноября 2020 года

Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области Караулов А.Н.,

с участием заместителя Куйбышевского транспортного прокурора Лащенко В.В.,

рассмотрев протест заместителя Куйбышевского транспортного прокурора Лащенко В.В. на постановление и.о. заместителя начальника Самарской таможни ФИО1 от 05.10.2020 года об административном правонарушении в отношении ООО «М9 Фарм», предусмотренного ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ, по делу № 10412000-2387/2020

У С Т А Н О В И Л:


Постановлением и.о. заместителя начальника Самарской таможни ФИО1 от 05.10.2020 года ООО «М9 Фарм» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Согласно постановлению, 11.09.2020 ООО «М9 Фарм» (<данные изъяты>, адрес регистрации: 445039, <...>) зарегистрировало и заверило электронной цифровой подписью на официальном сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» статистическую форму с системным номером ED20200911103223257 (с присвоением регистрационного номера 10412000/110920/С064845) за отчётный период - июнь 2020 г., то есть с нарушением установленного законом 10-дневного срока. При этом, дата совершения правонарушения - 16.07.2020 года - установлена, исходя из Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 года № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами-членами Евразийского экономического союза», которым признаны утратившими силу аналогичные правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 года № 1329, устанавливавшие 8-мидневный срок для подачи такой отчетности.

Не согласившись с постановлением и.о. заместителя начальника Самарской таможни ФИО1 от 05.10.2020 года заместитель Куйбышевского транспортного прокурора Лащенко В.В. подал протест, согласно которого просит постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10412000-2387/2020 от 05.10.2020 года отменить, возвратить дело на новое рассмотрение, поскольку исходя из требований Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, статистические формы за товар, отгруженный в июне 2020 года, ООО «М9 Фарм» должно было представить в таможенные органы не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар был отгружен со склада, то есть до 13.07.2020 включительно, что сделано не было.

Таким образом, 14.07.2020 ООО «М9 Фарм» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, а именно: несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (далее - Правила).

С 24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329», которым утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 9 Правил увеличен срок предоставления статистической формы в таможенный орган до 10-ти рабочих дней месяца, следующих за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что время совершения административного правонарушения ООО «М9 Фарм» определено исходя из требований новых Правил - 16.07.2020.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 изменен лишь срок предоставления статистической формы учёта перемещения товаров в таможенный орган. Административная ответственность за несвоевременное представление той или иной информации названным нормативно-правовым актом не отменена. Юридические обязанности исполняются в соответствии с законодательством, действующим на момент их возникновения.

Таким образом, время административного правонарушения следует определять исходя из требований Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329, действовавших в период, когда обязанность по предоставлению статистической формы учёта перемещения товаров должна была быть исполнена, то есть - 14.07.2020.

Прокурор Лащенко В.В. в судебном заседании протест поддержал в полном объеме, указал на неправильное толкование норм права Самарской таможней, поскольку положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ в данном случае применены быть не могут.

Представитель Самарской таможни в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

Представитель ООО «М9 Фарм»в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «М9 Фарм» и Самарской таможни.

По ходатайству прокурора к материалам дела приобщена судебная практика.

Суд, изучив доводы протеста, выслушав позицию прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

Часть 1 ст.1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы или протеста и проверяют дело в полном объеме.

На основании ч.1 ст. 19.7.13.КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Субъектом данного правонарушение являются, в том числе, и юридические лица.

Объектом являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза/вывоза товаров в/из РФ из/в страны ЕАЭС и организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется в противоправном деянии, выразившимся в несоблюдении установленных требований о своевременности представления в таможенный орган статистических форм.

Функции по ведению таможенной статистики возложены на таможенные органы РФ, к числу которых относится Самарская таможня, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статистические формы утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза").

В соответствии с п. 4 Правил, ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Согласно п. 5 Правил формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Под иными источниками информации понимаются сведения, содержащиеся в декларациях на товары, для товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в таможенные органы в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, а также оценочные данные сопоставительного анализа результатов взаимной торговли.

Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.

В соответствии с п. 6 Правил статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем.

Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

П. 7 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).

При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению N 1 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением N 2.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «М9 Фарм» осуществляет свою деятельность по адресу: <...>, является действующим юридическим лицом - следовательно, надлежащим субъектом данного правонарушения.

11.09.2020 ООО «М9 Фарм» (<данные изъяты>, адрес регистрации: 445039, <...>) зарегистрировало и заверило электронной цифровой подписью на официальном сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» статистическую форму с системным номером ED20200911103223257 (с присвоением регистрационного номера 10412000/110920/С064845) за отчётный период - июнь 2020 г.

Согласно сведениям, указанным в статистической форме с системным номером ED20200911103223257 (регистрационный номер 10412000/110920/С064845) ООО «М9 Фарм» по договору №21/04/20 от 21.04.2020 года, счет-проформе №1279384 от 19.06.20 года, счет-фактуре (инвойс) №3 от 19.06.20 года были ввезены товары Республики Беларусь от продавца ПК «Прогресс» №700011442 (212030 Беларусь, Могилев, ФИО2, 11/1) в июне 2020 года.

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 года № 1329 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами-членами Евразийского экономического союза», действовавшим на момент совершения правонарушения, статистическую форму за товар, отгруженный в июне 2020 года, ООО «М9 Фарм» должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар был отгружен со склада, то есть до 13.07.2020 года включительно, однако в постановлении указана дата совершения правонарушения - 16.07.2020 года, которая установлена, исходя из продолжительности предоставления статистических форм в 10 рабочих дней, исходя из Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 года № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами-членами Евразийского экономического союза», которым признаны утратившими силу аналогичные правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 года № 1329, устанавливавшие 8-мидневный срок для подачи такой отчетности.

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что дата наступления события административного правонарушения, за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, допущенное до 24 июля 2020 года, должна приниматься исходя из 8- рабочих дней месяца, следующих за отчетным. Таким образом, за товар, отгруженный в июне 2020 года, ООО «М9 Фарм» должно было представить статистическую форму в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар был отгружен со склада, т.е. по 13 июля 2020 г. включительно.

Иное, по мнению суда, основано на неверном толковании норм права. К таким выводам суд приходит, исходя из следующего.

На основании п.1,2 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

По общим правилам, действие нормативного правового акта, вступившего в юридическую силу, распространяется только на те общественные отношения, которые возникли после начала его действия, то есть в этом случае действует правило "закон обратной силы не имеет". Однако нормативный правовой акт может иметь обратную силу, если это установлено самим актом, а также, если этот акт смягчает или устраняет юридическую ответственность. Нормативный правовой акт, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет никогда.

Ответственность по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ наступает за нарушение Правил, установленных Постановлением Правительства РФ, то есть данная норма закона носит бланкетный (отсылочный) характер.

Правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 года № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами-членами Евразийского экономического союза», распространяются на отношения, возникшие с 24.07.2020 года, чего в рассматриваемом случае не имеется.

Судом установлено, что редакция ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ не изменялась, следовательно, Закон, на основании которого лицо привлечено к ответственности, никоим образом не изменялся и не улучшал положение лица, которое привлечено к ответственности, и изменение сроков предоставления статистических форм в данном также нельзя рассматривать как норму, которая улучшила положение лица путем смягчения ответственности.

При этом, суд учитывает и то обстоятельство, что правонарушение совершено 11.09.2020 года, а протокол по делу составлен лишь 05.10.2020 года, после вступления в силу новых Правил, что также повлияло на необоснованные выводы Самарской таможни по определению даты совершения правонарушения. По мнению суда, составление протокола по делу об административном правонарушении в срок до 24.07.2020 года таких бы выводов не повлекло.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении Самарской таможней допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, так как фактически не установлена дата совершения правонарушения, что является обязательным условием для привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) по делу об административном правонарушении, суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым постановление отменить и возвратить дела на новое рассмотрение должностному лицу.

Сроки давности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел на момент рассмотрения протеста прокурора не истекли.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:


Постановление и.о. заместителя начальника Самарской таможни от 05.10.2020 о привлечении ООО «М9 Фарм» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ по делу № 10412000-2387/2020 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в Самарскую таможню, удовлетворив протест прокурора.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии путем подачи жалобы через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Судья (подпись) Караулов А.Н.

Копия верна.

Судья:



Суд:

Автозаводский районный суд г. Тольятти (Самарская область) (подробнее)

Иные лица:

Лащенко В.В., заместитель Куйбышевского транспортного прокурора (подробнее)
ООО "М9 Фарм" (подробнее)

Судьи дела:

Караулов А.Н. (судья) (подробнее)