Решение № 2-5999/2023 2-606/2024 2-606/2024(2-5999/2023;)~М-4971/2023 М-4971/2023 от 4 марта 2024 г. по делу № 2-5999/2023




50RS0005-01-2023-007992-37

Дело №2-606/2024

Мотивированное
решение
изготовлено 04.03.2024 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2024 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Мишиной Т.Г. при секретаре судебного заседания Кошкаровой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Московской области к ООО «ПЕСКИБАР» о прекращении противоправных действий,

при участии: представителя истца ФИО1 ФИО6

У С Т А Н О В И Л:


Истец обратился в суд с иском к ООО «ПЕСКИБАР» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий, выразившихся в реализации пищевой (молочной) продукции с истекшим сроком годности в торговом зале магазина по адресу: <адрес>; обязании не допускать реализацию пищевой (молочной) продукции с истекшим сроком годности в торговом зале магазина по адресу: <адрес> обязании в течение 10 дней со дня вступления решения ссуда в законную силу довести его до сведения потребителей через средства массовой информации. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований в ГИС МТ «Честный знак» в сети Интернет № на предмет соответствия реализуемой продовольственной продукции требованиям, изложенным в Федеральном законе от 02.01.2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», Постановление Правительства РФ от 15.12.2020 года №2099 «Об утверждении правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационно системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции», в ходе которого, выявлен факт продажи товаров (молочной продукции), подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации с истекшим сроком годности ООО «ПЕСКИБАР», осуществляющего реализацию пищевых продуктов в магазине по адресу: <адрес>, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ чек на реализацию № сыр плавленый шоколадный, дата производства из документа ввода в оборот ДД.ММ.ГГГГ, истечение срока годности ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ чек на реализацию № творог 9%, дата производства из документа ввода в оборот ДД.ММ.ГГГГ, истечение срока годности ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ чек на реализацию № молоко пит.цел.паст. отборное, м.д.ж. 3,4%-6,0% 0,9 кг. 4 шт., дата производства из документа ввода в оборот ДД.ММ.ГГГГ, истечение срока годности ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ чек на реализацию № сырок творожный глазированный «Золотая ириска», дата производства из документа ввода в оборот ДД.ММ.ГГГГ, истечение срока годности ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, установлено и подтверждено контрольным (надзорным) мероприятием Дмитровским ТО, что ООО «ПЕСКИБАР» допускает нарушения прав потребителей, реализацию пищевых продуктов (молочной продукции) с истекшим сроком годности. Объективные причины, препятствующие осуществить указанные действия, у ответчика отсутствуют. Просроченные молочные продукты несут большую опасность для здоровья, в первую очередь просрочка грозит расстройством желудка, также просроченная продукция может вызвать интоксикацию организма, в связи с чем истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 ФИО7 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик ООО «ПЕСКИБАР» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате слушания дела, возражений не представил.

Третье лицо ИФНС по г. Дмитрову Московской области в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено о дате слушания дела.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Согласно п.п. 1,4 ст. 5 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года №880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.

В силу п. 30 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 года №67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с п. 7.7 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 года №36, пищевая продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, должна быть изъята из торгового зала и размещена отдельно от пищевой продукции, предназначенной для реализации потребителю.

Пищевая продукция с истекшими сроками годности, а также без маркировки, предусмотренной требованиями технических регламентов, для реализации населению не допускается (пп. "е"пп. "е", "ж" п. 8.11 СП 2.3.6.3668-20).

Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 года №2099 утверждены Правила маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции, которые определяют порядок маркировки молочной продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации (далее - молочная продукция), требования к участникам оборота молочной продукции, порядок информационного обмена участников оборота молочной продукции с государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), характеристики средства идентификации, а также порядок представления участниками оборота молочной продукции сведений оператору информационной системы мониторинга о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота молочной продукции.

Подпунктом "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.12.2020 года №2099 предусмотрено, что участники оборота молочной продукции, осуществляющие ввод в оборот указанной молочной продукции, наносят средства идентификации на указанную молочную продукцию и представляют в информационную систему мониторинга сведения о нанесении средств идентификации и вводе в оборот указанной молочной продукции в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с 1 июня 2021г., представляют в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, сведения о выводе из оборота указанной молочной продукции путем розничной продажи с 1 сентября 2022 г., сведения о выводе из оборота путем розничной продажи указанной молочной продукции со сроком годности более 40 дней - с 1 сентября 2022 г., сведения об обороте и сведения о выводе из оборота путем, не являющимся продажей в розницу, указанной молочной продукции в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, - с 1 сентября 2022 г.

Как установлено в ходе судебного заседания, Управлением Роспотребнадзора по Московской области по результатам осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, произведен осмотр государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров «Честный знак», в результате которого установлено, что ООО «ПЕСКИБАР», осуществлялась реализация пищевых продуктов в магазине по адресу: <адрес>, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ чек на реализацию № сыр плавленый шоколадный, дата производства из документа ввода в оборот ДД.ММ.ГГГГ, истечение срока годности ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ чек на реализацию № творог 9%, дата производства из документа ввода в оборот ДД.ММ.ГГГГ, истечение срока годности ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ чек на реализацию № молоко пит.цел.паст. отборное, м.д.ж. 3,4%-6,0% 0,9 кг. 4 шт., дата производства из документа ввода в оборот ДД.ММ.ГГГГ, истечение срока годности ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ. чек на реализацию № сырок творожный глазированный «Золотая ириска», дата производства из документа ввода в оборот ДД.ММ.ГГГГ, истечение срока годности ДД.ММ.ГГГГ.

Факт реализации ООО «ПЕСКИБАР» молочной продукции с истекшим сроком годности стороной ответчика не оспаривался и подтверждается актом осмотра органом государственного контроля (надзора) сайта в сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ.

Помимо прочего, доказательств того, что вся продукция ООО «ПЕСКИБАР» с истекшим сроком годности снята с реализации, суду не представлено.

Таким образом, вышеуказанные действия ответчика противоречат закону, содержащему запрет на продажу товаров с истекшим сроком годности, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц – потребителей, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о признании действий противоправными и обязании их прекращения.

При этом суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Федерального закона от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика индивидуального предпринимателя ФИО2 ФИО8 подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Московской области в защиту неопределенного круга потребителей к ООО «ПЕСКИБАР» о прекращении противоправных действий – удовлетворить.

Признать противоправными действия ООО «ПЕСКИБАР», №, в отношении неопределенного круга потребителей по реализации пищевой (молочной) продукции с истекшим сроком годности в торговом зале магазина по адресу: <адрес>

Обязать ООО «ПЕСКИБАР», №, не допускать реализацию пищевой (молочной) продукции с истекшим сроком годности в торговом зале магазина по адресу: <адрес>

Обязать ООО «ПЕСКИБАР», №, в течение десяти дней со дня вступления данного решения суда в законную силу довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.

Взыскать с ООО «ПЕСКИБАР», №, государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.

Судья

Дмитровского городского суда подпись Т.Г. Мишина



Суд:

Дмитровский городской суд (Московская область) (подробнее)

Судьи дела:

Мишина Татьяна Григорьевна (судья) (подробнее)