Решение № 2А-2417/2020 2А-2417/2020~М-2420/2020 М-2420/2020 от 27 октября 2020 г. по делу № 2А-2417/2020Заводский районный суд г. Кемерово (Кемеровская область) - Гражданские и административные Дело №2А-2417/2020 УИД: 42RS0005-01-2020-004430-11 Заводский районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе председательствующего судьи: Агафонова Д.А. при секретаре: Берстневой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Кемерово к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности, ИФНС России по г.Кемерово обратилась с иском к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности. Требования мотивирует тем, что ответчик на основании п.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на имя ответчика было зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты> Задолженность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составила 786 руб. В связи с тем, что ответчик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, ему начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68,39 руб. Также на основании ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на доходы физического лица. Согласно представленной декларации за ДД.ММ.ГГГГ ответчик должен заплатить налог в размере 138273 руб. В связи с тем, что ответчик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, ему начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 716,72 руб. Просит взыскать с ответчика налоговую задолженность: - по оплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 786 руб. и пене за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68,39 руб.; - по оплате налога на доходы физических лиц в размере 138273 руб. и пене за период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 716,72 руб. (л.д. 2-3). В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал. Полагает, что транспортный налог он платить не должен, поскольку в спорный период времени автомобиль ему не принадлежал. Касательно НДФЛ, то полагает, что задолженность должна быть зачтена за счет внесенной ранее переплаты. Просил применить срок исковой давности к задолженности по транспортному налогу. На основании ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца. Суд, изучив письменные материалы дела, заслушав явившихся лиц и допросив свидетеля, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Согласно п.4 ст.397 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Согласно п.3 ст.396 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Согласно п.1 ст.360 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. В соответствии с п.4 ст.85 Налогового Кодекса Российской Федерации, транспортный налог исчисляется на основании данных органов осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества или транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, расположенных на подведомственной им территории, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Согласно ст.357 Налогового Кодекса Российской Федерации - налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с п.2 ст.362 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей, т.е. мощность двигателя, умноженная на налоговую ставку, пропорционально количеству месяцев владения транспортным средством в налоговом периоде. Согласно ч.1 ст.363 Налогового Кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п.1 ст.48 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В соответствии с п.1 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц определены в ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ч.1 п.1 и п.2 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности Налогоплательщики, указанные в п.1 указанной статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 Налогового кодекса Российской Федерации. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п.3 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно п.3 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с этим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Судом установлено и следует из материалов дела, что по сведениям, представленным органами ГИБДД (Ростехнадзора) по состоянию на 2015 и 2016 года на ответчика были зарегистрированы транспортные средства: - ВАЗ 2107, автомобили легковые, 71,4 л.с., рег.№ р212рм142; В ходе рассмотрения дела ответчик ссылался на то, что не является собственником транспортного средства. По мнению истца, собственником автомобиля является ФИО3, владеющая автомобилем на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что нашло свое отражение в решении Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО4 к ФИО1 о возложении обязанности. Также в подтверждение своей позиции истцом представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Допрошенная в судебном заседании ФИО3 подтвердила, что на протяжении ДД.ММ.ГГГГ она владела автомобилем, но регистрация в органах ГИБДД сохранялась за ответчиком. Сведений об оплате налога иными лицами со стороны ответчика не представлено. По общему правилу, в соответствии со ст.219 и ст.459 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, приобретенное по сделке, возникает у лица с момента передачи данного имущества. Согласно положениям ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено. Кроме того, как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в гл.28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (ст.357 и ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 №835-О-О, от 29.09.2011 №1267-О-О, от 24.12.2012 №2391-О и др.). Административный ответчик не оспаривал факт регистрации за ним транспортного средства в период с 2015 по 2016 год включительно. Сведений об оплате налога в ходе рассмотрения дела не представил. Доводы истца в указанной части сводятся к несогласию с основаниями для уплаты транспортного налога. Положения ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылается истец, в контексте ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, не применимы и не противоречат друг другу. Согласно абз.2 п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2019 №950 (далее по тексту - Регламент) предусматривает такую муниципальную услугу, как прекращение регистрации транспортного средства (п.131-139). Основанием прекращения регистрации транспортного средства является, в том числе заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем. Из изложенного следует, что при решении вопроса о том, является либо нет транспортное средство объектом налогообложения конкретного налогоплательщика, значимым будет выяснение того обстоятельства, зарегистрирован автомобиль за этим налогоплательщиком либо нет. При этом из указанных положений закона следует, что у владельца транспортных средств есть возможность в заявительном порядке прекратить регистрацию в связи с отчуждением автомобиля. Вносить или нет изменения в регистрационный учет, налогоплательщик решает самостоятельно, однако не использование им возможности прекращения учета не является в соответствии с налоговым законодательством основанием для его освобождения от уплаты транспортного налога за тот период времени, когда транспортное средство было зарегистрировано за ним. С учетом того, что по данным ГИБДД ГУ МВД России по КО спорный автомобиль числился на регистрационном учете за ответчиком в спорный период времени, то ответчик являлся плательщиком транспортного налога, и как следствие, действия административного ответчика по начислению данного налога являются правомерными. Доводы ответчика относительно невозможности произвести снятие с регистрационного учета автомобиля судом не принимаются, поскольку не подтверждаются доказательствами по делу. Также суд разъясняет, что ответчик не лишен возможности иным способом защитить свои права, в том числе путем подачи искового заявления к собственнику Согласно расчету, представленному стороной административного истца, задолженность по оплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составила 786 руб. Расчет задолженности, представленный стороной административного истца, судом проверен и признал верным, также не оспорен административным ответчиком, контр.расчет последним не представлен. Также из материалов дела следует, что административным ответчиком подана декларация по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в которой сумма дохода указана в размере 1530852,37 руб., Налоговая база составила 1063641,08 руб. и общая сумма налога составила 138273 руб. Декларация о предполагаемом доходе за ДД.ММ.ГГГГ по форме 4-НДФЛ не подавалась. Данная сумма сформировалась по итогам налогового периода - ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ, сведений об оплате авансовых платежей не представлено и декларация не содержит. Поскольку в установленный законом срок, до ДД.ММ.ГГГГ, налоговая задолженность оплачена не была, ответчику выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлен срок для оплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ. До указанной даты налоговая задолженность не оплачена. Ответчик полагает, что ранее переплатил налог и указанная переплата должна быть зачтена при вынесении решения. Из пояснений ответчика следует, что факт переплаты он установил опираясь исключительно на собственные расчеты, с заявлением о зачете переплаты не обращался. Факт образования задолженности п существу не оспаривался. Задолженность по налогу на доходы физических лиц возникает только после 15 июля календарного года, следующего за отчетным, в данном случае после ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.45 и ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимается решение о взыскании налога, сбора, пени или штрафа. В соответствии с пп.5 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Порядок зачета, возврата налогоплательщику налоговым органом сумм излишне уплаченных налогов установлен в ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.4 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Согласно п.7 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотренные сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган. В силу п.3 ст.225 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Как было указано выше, административным ответчиком подана декларация по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о подаче уточненной декларации не имеется. Заявлений о зачете излишне оплаченного налога истец не обращался, сверку с налоговым органом не производил, в связи с чем, произвести зачет требований в рамках рассматриваемого дела не возможно, поскольку приведет к нарушению установленной законом процедуры. Таким образом, требования истца о взыскании задолженности по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными. Суд разъясняет, что в случае наличия переплаты ответчик не лишен возможности обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. В установленный ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации срок налогоплательщику было направлено налоговые уведомления по оплате транспортного налога: № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст.69 и с.70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику было направлено требование об уплате налогов: - № от ДД.ММ.ГГГГ и установлен срок ля его исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ - № от ДД.ММ.ГГГГ и установлен срок ля его исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ. Требования исполнено не было, сведений свидетельствующих об обратном, не представлено. Срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, если подлежащая взысканию сумма не превысила 3 000 руб. приходился на ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению административного истца выдан судебный приказ, но ДД.ММ.ГГГГ он отменен в связи с принесением возражений относительно его исполнения со стороны должника. Порядок направления налогового уведомления, требования об уплате налога, истцом соблюден, срок на обращение с иском в суд не пропущен, порядок обращения с административным иском соблюден. Обстоятельств, освобождающих административного ответчика от уплаты налоговой задолженности не установлено. Учитывая указанные обстоятельства, суд считает требования истца о взыскании налоговой задолженности обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы истца о пропуске срока исковой давности относительно требования о взыскании транспортного налога, являются необоснованными. В связи с тем, что ответчик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, ему начислена пеня в размере: - за просрочку оплаты транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 42,40 руб.; - за просрочку оплаты транспортного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 25,99 руб.; - за просрочку оплаты НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 716,72 руб. Расчет неустойки, представленный стороной административного истца, судом проверен и признал верным, также не оспорен административным ответчиком. Обстоятельств, освобождающих административного ответчика от уплаты неустойки не установлено. Учитывая указанные обстоятельства, суд считает требования истца о взыскании пени обоснованными и подлежащими удовлетворению. При таких данных, исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Кемерово подлежат удовлетворению в полном объеме. Учитывая, что при подаче административного искового заявления административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика. Согласно п.1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 3997 руб. и подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Кемерово к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности удовлетворить в полном объеме. Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Кемерово (<данные изъяты>) налоговую задолженность: - по оплате транспортного налога за 2015 и 2016 года в размере 786 руб. и пене за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68,39 руб.; - по оплате НДФЛ за 2018 год в размере 138273 руб. и пене за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 716,72 руб. Всего взыскать 139844,11 руб. (Сто тридцать девять тысяч восемьсот сорок четыре рубля 11 копеек) Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в доход местного бюджета города Кемерово государственную пошлину в размере 3997 руб. (Три тысячи девятьсот девяносто семь рублей). Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме. Судья (Подпись) Д.А. Агафонов В окончательной форме решение составлено 03.11.2020 Копия верна: Суд:Заводский районный суд г. Кемерово (Кемеровская область) (подробнее)Судьи дела:Агафонов Дмитрий Александрович (судья) (подробнее)Судебная практика по:Недвижимое имущество, самовольные постройкиСудебная практика по применению нормы ст. 219 ГК РФ |