Решение № 2-309/2020 2-309/2020~М-303/2020 М-303/2020 от 21 октября 2020 г. по делу № 2-309/2020Приютненский районный суд (Республика Калмыкия) - Гражданские и административные дело № 2-309/2020 Именем Российской Федерации 21 октября 2020 года с. Приютное Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Барашова А.Ф., при секретаре судебного заседания Маливановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФР в Приютненском районе РК, пенсионный орган) и в обоснование заявленных требований указала, что она, являясь работником, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, <дата> обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ей было отказано решением <номер> от <дата> ввиду отсутствия требуемого специального страхового стажа. Согласно решению пенсионного органа ее специальный страховой стаж на <дата> составил 25 лет 02 месяца 21 день и из подсчета спецстажа исключены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> Считает, что периоды прохождения курсов повышения квалификации исключены из её специального трудового стажа необоснованно, так как на курсы она направлялась работодателем для повышения квалификации, при этом за ней сохранялось рабочее место и заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в соответствии с Положением аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, учителя обязаны проходить курсы повышения квалификации. В связи с чем, истец считает отказ пенсионного органа необоснованным и просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган. В судебном заседании истец ФИО1, поддержав исковые требования, просила установить, что ее специальный страховой стаж по состоянию на <дата> составляет 25 лет. Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признала и показала, что включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации нормативными актами не предусмотрен. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 N 11-П, в Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). В силу положений пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи. Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27). Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"). Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 (до <дата> - <...>) с <дата> работала учителем начальной малокомплектной школы <адрес><...>. С <дата> по настоящее время она работает учителем <...>. <ФИО>5», которое располагается в сельской местности – <адрес><...>, то есть ФИО1 с <дата> осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей. <дата> ФИО1 обратилась в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от <дата><номер> ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия требуемого установленного пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" срока наступления права. Специальный стаж истца на <дата> составил 25 лет 02 месяца 21 день. В специальный стаж педагогической деятельности ФИО1 пенсионным органом не включены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации - с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, так как периоды обучения на указанных курсах, по мнению ответчика, не подлежат включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку не предусмотрен п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Указанные обстоятельства не отрицаются и не оспариваются сторонами и подтверждаются решением об отказе в установлении пенсии от <дата>, записями в трудовой книжке истца, справкой работодателя истца от <дата>, удостоверениями о повышении квалификации и сертификатами об их прохождении на имя истца. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В силу пункта 4 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, согласно Рекомендациям Международной организации труда от 24.06.1974 № 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках", период оплачиваемого учебного отпуска (курсы повышения квалификации) должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальное пособие и других вытекающих из трудовых отношений прав, на основании национального законодательства или правил, коллективного договора, арбитражных решений или других положений национальной практики. Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы, в которые сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В связи с чем, по мнению суда, истец как педагогический работник образовательного учреждения в силу специфики трудовой деятельности обязана была периодически проходить обучение, повышать квалификацию, что является обязательным условием выполнения работы, в соответствии с предъявляемыми к ее специальности требованиями. Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку они являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. При таких данных требования ФИО1 в части включения в специальный страховой стаж периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации в указанные выше периоды времени являются законными и подлежат удовлетворению. Поскольку на момент обращения истца <дата> за назначением страховой пенсии по старости общая продолжительность ее специального страхового стажа с учетом периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации составила более 25 лет (по состоянию на <дата> составляет 25 лет), суд считает, что истец имеет право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчик обязан назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за ней - с <дата>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) удовлетворить. Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) включить в специальный страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, установив, что по состоянию на <дата> специальный страховой стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение ей пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составляет 25 лет. Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения за указанной пенсией, то есть с <дата>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Приютненский районный суд Республики Калмыкия. Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции – Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что сторонами была использована возможность апелляционного обжалования решения суда первой инстанции. Председательствующий Суд:Приютненский районный суд (Республика Калмыкия) (подробнее)Судьи дела:Барашов Анатолий Федорович (судья) (подробнее) |