Решение № 2А-1163/2020 2А-1163/2020~М-1252/2020 М-1252/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 2А-1163/2020

Заводоуковский районный суд (Тюменская область) - Гражданские и административные



№ 2а-1163/2020

УИД 72RS0008-01-2020-001925-21


Р Е Ш Е Н И Е


именем Российской Федерации

село Упорово 10 ноября 2020 года

Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

судьи ФИО3,

при секретаре Мелёхиной О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1163/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к ФИО4 о взыскании налога на имущество физических лиц и пени, земельного налога с физических лиц и пени, транспортного налога с физических лиц и пени,

у с т а н о в и л :


Межрайонная ИФНС России ... по ... в лице и. о. начальника ФИО2 (далее административный истец) обратилась в суд с вышеназванным административным иском. Требования мотивированы тем, что согласно данным МРЭО ГИБДД при ГУВД ... ФИО1 в 2016, 2017 являлся собственником транспортных средств: - .... На основании вышеуказанных сведений ФИО1 начислен транспортный налог за 2016 в размере 730 рублей, транспортный налог за 2017 в размере 730 рублей. ФИО1 были направлены по почте налоговые уведомления по транспортному налогу за 2016, 2017 - ... от ..., ... от .... В связи с тем, что налог не был уплачен в установленный срок, были начислены пени по транспортному налогу за 2016 за период с ... по ... в размере 10,56 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 в размере 11,99 рублей. В связи с неуплатой предъявленного налога в указанные сроки, в соответствии со ст. 112 НК РФ, плательщику через личный кабинет направлено требование от ... ..., от ... .... До настоящего времени транспортный налог за 2016, и пени за 2016, транспортный налог за 2017 и пени за 2017 ФИО1 не уплатил.

Согласно сведениям, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ... ФИО1 в 2014, 2015, 2016, 2017 являлся собственником имущества: - квартиры по адресу: .... Согласно вышеуказанным сведениям ФИО1 начислен налог на имущество с физических лиц за 2014 в сумме 54 рубля, налог на имущество с физических лиц за 2016 в сумме 72 рубля, налог на имущество с физических лиц за 2017 в сумме 77 рублей.

Согласно сведениям, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ... ФИО1 в 2018 являлся собственником земельного участка: .... На основании вышеуказанных сведений ФИО1 начислен земельный налог с физических лиц за 2014 в сумме 149 рублей, земельный налог за 2015 в сумме 254 рубля, земельный налог за 2016 в сумме 254 рубля, земельный налог за 2017 в сумме 264 рубля. На уплату налога на имущество и земельного налога в адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления ... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ... в установленный законом срок налог на имущество, земельный налог за 2014, 2015, 2016, 2017 не был уплачен. В связи с неуплатой предъявленного налога в указанные сроки, в соответствии со ст. 69 НК РФ, плательщику по почте были направлены требования ... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ....

... инспекцией в суд было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 налога на имущество, земельного налога с физических лиц, транспортного налога и пени. ... мировым судьей судебного участка ... Заводоуковского судебного района ... было вынесено определение об отказе в принятии судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам. Основанием для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа послужило истечение срока, установленного ст. 48 НК РФ и заявленное требование не является бесспорным. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст. ст. 286, 287 КАС РФ, ст. ст. 31, 48, 75 НК РФ, административный истец просит суд:

- признать причину пропуска срока на обращение в суд, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ уважительной и восстановить пропущенный срок;

- взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России ... по ... с ФИО1 налог на имущество физических лиц за 2014 в сумме 54 рубля и пени в сумме 5,07 рублей, налог на имущество за 2015 в сумме 62 рубля и пени в сумме 3,66 рубля, налог на имущество за 2016 в сумме 72 рубля, налог га имущество за 2017 в сумме 77 рублей, земельный налог с физических лиц за 2014 в сумме 149 рублей, пени в сумме 13,82 рублей, земельный налог за 2015 в сумме 254 рубля и пени в сумме 27,61 рублей, земельный налог за 2016 в сумме 254 рубля и пени в сумме 3,68 рубля, земельный налог за 2017 в сумме 264 и пени в сумме 4,34 рубля, транспортный налог с физических лиц за 2016 в сумме 730 рублей, и пени в сумме 10,56 рублей, транспортный налог за 2017 в сумме 730 рублей, и пени в сумме 11,99 рублей, всего в общей сумме 2 726 рублей 73 копейки.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России ... по ..., административный ответчик ФИО1, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав представленные доказательства, суд находит заявленное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ... N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В силу ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Из правовой позиции, высказанной в Определении от ... N 381-0-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате (налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Как усматривается из материалов дела, в требовании ... (л. д. 17) установлен срок уплаты налога на имущество и пени, земельного налога и пени в общей сумме 203,00 рубля, и пени 18,89 рублей - до ....

Таким образом, в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять, со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, то есть с ....

Следовательно, срок на обращение в суд истек ....

... мировым судьей судебного участка ... Заводоуковского судебного района ... было вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Основанием для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа послужило истечение срока, установленного ст. 48 НК РФ и заявленное требование не является бесспорным (л.д.44-45).

В Заводоуковский районный суд ... административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц и пени, земельного налога с физических лиц и пени, транспортного налога с физических лиц и пени, поступило ..., то есть за пределами срока, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ.

В качестве обоснования пропуска срока на подачу искового заявления налоговым органом указано, что срок пропущен по причине большого объема работы Налоговой инспекции, сокращенные сроки на обращение в суд установленные законом, время, требуемое для подготовки административного иска и выполнение обязательных процессуальных действий.

Тем не менее, Межрайонная ИФНС России ... по ... является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Указанные в административном исковом заявлении причины пропуска срока обращения в суд заявлением о взыскании обязательных платежей суд признает не уважительными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МИФНС России ... по ... имела реальную возможность в установленный законом шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, обратиться с настоящим административным исковым заявлением в суд с соблюдением правил подсудности административных дел. Поскольку доказательства уважительности причин пропуска Инспекцией срока обращения в суд последней не представлено, суд не находит оснований для восстановления такого срока.

Таким образом, поскольку МИФНС России ... по ... пропустила срок обращения в суд с административным иском, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, то указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180,286 КАС РФ, суд

р е ш и л :


В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России ... по ... к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц и пени, земельного налога с физических лиц и пени, транспортного налога с физических лиц и пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Заводоуковский районный суд ....

Судья подпись ФИО3



Суд:

Заводоуковский районный суд (Тюменская область) (подробнее)

Судьи дела:

Севрюгина Ирина Викторовна (судья) (подробнее)