Решение № 2А-1052/2025 2А-1052/2026 2А-1052/2026(2А-5282/2025;)~М-6482/2025 2А-1052/26 2А-5282/2025 М-6482/2025 от 20 апреля 2026 г. по делу № 2А-1052/2025




Дело № 2а-1052/2025

УИД 23RS0036-01-2025-015047-52


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2026 года город Краснодар

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего судьи Восьмирко Е.А.,

при секретаре Логутовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам,

УСТАНОВИЛ:


ИФНС № по <адрес> обратилась в суд <адрес> с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 состоит на учете в ИФНС № по <адрес> по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям, поступившим из Управления ГИБДД ГУВД по <адрес> транспорт, принадлежащий физическому лицу, является объектом налогообложения: автомобиль-количество месяцев владения в 2018 году: 12/12, категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: №; номер двигателя: №, год выпуска: 1989, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль-количество месяцев владения в 2018 году: 9/12, категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: <данные изъяты>; номер двигателя: 1700716, год выпуска: 1994, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль-количество месяцев владения в 2019 году: 12/12, категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: ВА32108; номер двигателя: 0583755, год выпуска: 1989, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль-количество месяцев владения в 2019 году: 12/12, категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: <данные изъяты> ЕД; номер двигателя: 1700716, год выпуска: 1994, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль-количество месяцев владения в 2019 году: 5/12, категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: <данные изъяты> (A-H/NB); номер двигателя: №, год выпуска: 2009, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль-количество месяцев владения в 2020-2022 году: 12/12, категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: №; номер двигателя: №, год выпуска: 1989, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль-количество месяцев владения в 2020-2022 году: 12/12, категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: <данные изъяты><данные изъяты> ЕД; номер двигателя: 1700716, год выпуска: 1994, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль-количество месяцев владения в 2020-2022 году: 12/12, категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: <данные изъяты> (A-H/NB); номер двигателя: №, год выпуска: 2009, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям, поступившим из Росреестра за налогоплательщиком зарегистрировано : квартира, количество месяцев владения в 2015 году 12/12, кадастровый №, точный адрес: 350007, <адрес>, 58, доля в праве 1/3, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартира, количество месяцев владения в 2016 году 12/12, кадастровый №, точный адрес: 350007, <адрес>, 58, доля в праве 1/3, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартира, количество месяцев владения в 2018 году 12/12, кадастровый №, точный адрес: 350007, <адрес>, доля в праве 1/3, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартира, количество месяцев владения в 2019 году 12/12, кадастровый №, точный адрес: <адрес> доля в праве 1/3, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартира, количество месяцев владения в 2020 году 12/12, кадастровый №, точный адрес: 350007, <адрес>, 58, доля в праве 1/3, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; квартира, количество месяцев владения в 2022 году 12/12, кадастровый №, точный адрес: <адрес>, доля в праве 1/3, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом в адрес административного ответчика посредством почтовой связи направлено требование об уплате задолженности от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму <данные изъяты>. (на всю сумму отрицательного сальдо единого налогового счета по состоянию на указанную дату). Поскольку требование должником не исполнено, в отношении налогоплательщика Инспекцией сформировано решение о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с неисполнением требований административный истец в соответствии со статьей 48 НК РФ сформировала и направила в адрес мирового судьи судебного участка № Западного внутригородского округа <адрес> заявление о выдаче судебного приказа. Мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №а-287/2025 о взыскании с налогоплательщика задолженности, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поданными административным ответчиком возражениями. Поскольку задолженность по налоговым обязательствам не погашена в полном объеме, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

В ходе судебного заседания административным истцом были уточнены административные исковые требования, на основании изложенного административный истец просит с учетом уточнения исковых требований взыскать с ФИО2 задолженность по следующим налоговым обязательствам: по транспортному налогу за 2023 год в размере <данные изъяты> рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2023 год в размере 278 рублей, пени в размере 5 669 рублей 25 копеек, всего на общую сумму в размере 12 940 (двенадцать тысяч девятьсот сорок) рублей 25 копеек.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом по имеющемуся в материалах дела адресу регистрации, однако почтовые отправления с присвоенными ШПИ №, №,№, №) возвращены в адрес суда с отметками об истечении сроков хранения.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

При таких обстоятельствах суд признает извещение административного ответчика надлежащим, в связи с чем рассматривает дело при имеющейся явке.

Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает заявленные требования обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исчисления обязанностей по уплате налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно с п.1, п.7 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

На основании п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах.

В соответствии с частью 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по транспортному налогу являются как организации, так и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, указанные в статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из положений п. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого транспортного средства в регистрирующих органах.

Транспортное средство является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в установленном законом порядке. Прекращение регистрации является основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных оснований для не начисления налоговыми органами транспортного налога физическим лицам (за исключением угона транспортного средства или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

Согласно абзаца 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге.

В соответствии с частью 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по транспортному налогу являются как организации, так и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, указанные в статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии со ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый -недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пенями признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о залогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 (ИНН <данные изъяты>) состоит на учете в ИФНС России № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства.

Согласно сведениям Управления ГИБДД ГУ МВД России по <адрес>, за ФИО2 в 2018-2022 было зарегистрировано транспортное средство -количество месяцев владения в 2018-2022 годах: 12/12, категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: <данные изъяты>; номер двигателя: 0583755, год выпуска: 1989, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; в 2018-2022 было зарегистрировано транспортное средство-количество месяцев владения в 2018 году 9/12, в 2019-2022 годах 12/12,категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: <данные изъяты> ЕД; номер двигателя: 1700716, год выпуска: 1994, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; в 2019-2022 было зарегистрировано транспортное средство -количество месяцев владения в 2019 году 5/12, в 2020-2022 годах 12/12,категория: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак №, марка: <данные изъяты> (A-H/NB); номер двигателя: №, год выпуска: 2009, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в собственности административного ответчика в 2015-2016, 2018-2020,2022 году имелся объект недвижимости – квартира, количество месяцев владения в 2015-2016, 2018-2020,2022 годах 12/12, кадастровый №, точный адрес: 350007, <адрес> доля в праве 1/3, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога явилось основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором исчислил транспортный налог в размере 19789 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 779 рублей, пени в размере 4018,29, в котором предлагалось в добровольном порядке оплатить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку требование должником не исполнено, в отношении налогоплательщика Инспекцией сформировано решение о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ №.

Поскольку требование должником не исполнено, налоговый орган, в установленный законом шестимесячный срок обратился к мировому судье судебного участка № Западного внутригородского округа г. Краснодара с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика налоговой задолженности.

На основании указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Западного внутригородского округа г. Краснодара вынес судебный приказ о взыскании задолженности с ответчика по налогам, который был отменен определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника.

Поскольку судебный приказ был отменен, у налогового органа возникало право в течение шести месяцев обратиться с административным исковым заявлением для взыскания указанной задолженности.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С административным иском в суд административный истец обратился в пределах установленного законом срока – ДД.ММ.ГГГГ.

Пеня рассчитана административным истцом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации по следующей формуле: сумма пени = недоимка по налогу * количество дней просрочки * 1/300 * действующая ставка рефинансирования = 5 669 рублей 25 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представленный истцом расчет пени также проверен судом и признается арифметически верным, который, кроме того, не оспорен административным ответчиком.

Каких-либо возражений относительно расчета спорной задолженности административным ответчиком в суд не представлено, как не представлено и доказательств ее уплаты.

Согласно ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам вменена обязанность взыскивать с налогоплательщиков недоимки, задолженность и пени по платежам в бюджет всех уровней.

Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, а доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины суду не представлено, то в соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 175 – 2180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 (ИНН №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт № № выдан: ОУФМС России по Краснодарскому Краю в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу ИФНС № по <адрес> (ИНН №, ОГРН №) задолженность по следующим налоговым обязательствам: по транспортному налогу за 2023 год в размере <данные изъяты>, по налогу на имущество физических лиц за 2023 год в размере 278 рублей, пени в размере <данные изъяты>, всего на общую сумму в размере <данные изъяты>

Взыскать с ФИО2 (ИНН №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт № № выдан: ОУФМС России по Краснодарскому Краю в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу: <адрес> доход государства в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 апреля 2026 года.

Председательствующий –



Суд:

Октябрьский районный суд г. Краснодара (Краснодарский край) (подробнее)

Истцы:

ИФНС России №3 по г.Краснодару (подробнее)

Судьи дела:

Восьмирко Екатерина Александровна (судья) (подробнее)