Решение № 2А-53/2024 2А-53/2024(2А-623/2023;)~М-655/2023 2А-623/2023 М-655/2023 от 12 января 2024 г. по делу № 2А-53/2024Смирныховский районный суд (Сахалинская область) - Административное Административное дело № 2а-53/2024 (2а-623/2023) УИД 65RS0013-01-2023-000839-36 Именем Российской Федерации 12 января 2024 года пгт. Смирных Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Кабалоевой М.В., при секретаре Железняковой Ю.В., с участием представителя административного истца заместителя прокурора Смирныховского района Сахалинской области Касаткина В.Н., представителя административного ответчика ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смирныховского района Сахалинской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» о признании незаконным бездействие по не осуществлению мероприятий по предоставлению государственной услуги и обязании совершить действия у с т в н о в л: 14.12.2023 прокурор Смирныховского района обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением; в обосновании своих требований указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны здоровья, в том числе при предоставлении медицинской помощи населению. На территории <адрес> проживают 3 человека, а также зарегистрировано по месту жительства, но фактически не проживают 17 человек. В то же время ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности в соответствии с приложением №8 к лицензии <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по адресу: <адрес> (ФАП), Смирныховский район, что не соответствует требованиям п. 11 Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравосоцразвития России от 15.05.2012 №н, и требует организации в <адрес> домового хозяйства оказывающего первую медицинскую помощь. Указанное здание находится в непригодном к эксплуатации состоянии, фактически разрушено, что свидетельствует о несоответствии лицензиата требованиям федерального законодательства. При наличии оснований для организации домового хозяйства и принятии решения о ликвидации ФАП <адрес>, такое решение не принималось, фактически медицинская помощь в населенном пункте не оказывается. Прокурором внесено 28.02.2023 представление об устранении нарушений закона №Прдр№, по результатам рассмотрения которого, мер к устранению нарушений не принято, что следует из ответа и.о. главного врача ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» от 03.04.2023. 02.03.2023 министру здравоохранения региона прокурором также внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого сообщено о принятии мер к устранению нарушений закона. Распоряжением министра здравоохранения Сахалинской области от 21.03.2017 №-р указанный фельдшерско-акушерский пункт <адрес> упразднен. ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» является бюджетным учреждением, функции учредителя которого осуществляет Министерство здравоохранения Сахалинской области, полномочия собственника имущества осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области. Несмотря на принятие решения об упразднении и фактической ликвидации ФАП <адрес>, ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» имеет лицензию №, предоставленная ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на оказание медицинской помощи по адресу: <адрес>. ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» до настоящего времени не выполнены требования законодательства, в том числе не приняты меры по подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий и заявления о прекращении действия лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения ФАП <адрес>. Прокурор просит признать незаконным бездействие ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ по неосуществлению мероприятий, предусмотренных регламентом министерства здравоохранения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти)», утвержденного Указом Губернатора Сахалинской области от 20.05.2016 №, направленные на принятие лицензирующим органом в лице Министерства здравоохранения Сахалинской области решения о внесении изменений в лицензию №№ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с прекращением деятельности фельдшерско-акушерского пункта <адрес>. Возложить на ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ обязанность осуществить мероприятия, предусмотренные регламентом министерства здравоохранения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федерльным органам исполнительной власти)», утвержденного Указом Губернатора Сахалинской области от 20.05.2016 №, направленные на принятие лицензирующим органом в лице Министерства здравоохранения Сахалинской области решения о внесении изменений в лицензию № № от 08.05.2018 в связи с прекращением деятельности фельдшерско-акушерского пункта <адрес> Сахалинской области в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Заинтересованные лица Министерство здравоохранения Сахалинской области, Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствии, письменные отзывы не представили. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, и в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся вышеуказанных заинтересованных лиц. В судебном заседание прокурор Касаткин В.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить. Представитель административного ответчика ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» ФИО1, действующая на основании доверенности, не согласна с прокурором в части признания незаконным бездействия по неосуществлению мероприятий, предусмотренных регламентом министерства здравоохранения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги в связи с прекращением деятельности фельдшерско-акушерского пункта в <адрес>. После получения представления прокурора они направили весь пакет документов первоначально, ошибочно в Росздравнадзор, а затем в министерства здравоохранения Сахалинской области о прекращении деятельности фельдшерско-акушерского пункта <адрес>, однако данный вопрос еще не решен. В <адрес> организовано домовое хозяйство с помощью супругов Т-вых, которые работают на гидрометеостанции в <адрес>; у них имеются: спутниковый интернет, спутниковый телефон, соответствующий журнал и брошюры, они прошли обучение по оказанию первой медицинской помощи. Им не было известно о существовании распоряжения министерство здравоохранения Сахалинской области от 21 марта 2017 №-р, о данном распоряжение им стало известно из представления прокурора. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Часть 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гласит, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми постановлением Правительством Российской Федерации от 01 июня 2021 года N 852 о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). (далее Положение). подп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 гласит, что лицензионным требованием является наличие у соискателя зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих такому лицу на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении. Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст.10). Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. В силу п. 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (п. 9 Положения). В малочисленных населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, в том числе временных (сезонных), находящихся на значительном удалении от медицинских организаций или их структурных подразделений (более 6 км), медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, на территории обслуживания которых расположены такие населенные пункты, осуществляют организацию оказания первой помощи населению до прибытия медицинских работников при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, с привлечением одного из домовых хозяйств (домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, создаются из расчета не менее 1 домового хозяйства на каждый населенный пункт), (п.11). В соответствии с пунктом 2.3 Устава ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ», учреждение является некоммерческой организацией, государственным бюджетным учреждением Сахалинской области, созданным для осуществления деятельности в области здравоохранения в целях обеспечения полномочий органов государственной власти. Предмет, цели и виды деятельности учреждения приведены в разделе 3 Устава, и включают деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных, предоставление медицинских услуг (п.3.1). Целями и основными видами деятельности Учреждения, в том числе является охрана здоровья граждан, оказание и организация различных видов медицинской помощи населению в соответствии с полученной лицензией (п.3.2.1). Как следует из материалов дела: 21марта 2017 года распоряжением №№ Министерство здравоохранения Сахалинской области ФАП <адрес> ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» упразднен, главному врачу указано провести организационные мероприятия в соответствии с действующим законодательством. Согласно материалам дела, что не оспаривается административным ответчиком на территории <адрес>, Сахалинской области проживает 3 человека, зарегистрировано, но фактически не проживают по месту жительства 17 человек. 08 мая 2018 года Министерством здравоохранения Сахалинской области ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» выдана лицензия №№ на осуществления медицинской деятельности согласно приложениям. Прокурором внесено 28.02.2023 №№ представление об устранении нарушений закона, т.к. здание ФАП <адрес> находится в непригодном к эксплуатации состоянии, фактически разрушено, что свидетельствует о несоответствии лицензиата требованиям федерального законодательства, в <адрес> и требуется организации домового хозяйства; по результатам рассмотрения которого, мер к устранению нарушений не принято, что следует из ответа и.о. главного врача ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» от 03.04.2023 №. 02.03.2023 министру здравоохранения региона прокурором Сахалинской области также внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе в отношении ФАП в Смирныховском районе: при наличии оснований для организации домового хозяйства и принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) ФАП и исключения из лицензии, такое решение не принималось, фактически медицинская помощь в населенном пункте не оказывается; по результатам рассмотрения которого сообщено 06.04.2023 исх. -3.13-1998/23 о принятии мер к устранению нарушений закона. Согласно выписки из реестра лицензий по состоянию на 29 ноября 2023 года лицензия № № от 08.05.2018 ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» (номер налогоплательщика №), вид деятельности Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»), действует. Суд установил, что медицинская деятельность по адресу: <адрес> ФАП не осуществляется. ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №) на осуществления деятельности по адресу: <адрес> (ФАП), что не соответствует требованиям п. 11 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № и требует организации в <адрес> домового хозяйства и принятия решения о ликвидации ФАП и исключения из лицензии, однако такого решения не принято. Также суд установил, что, несмотря на принятие решения об упразднении и фактической ликвидации ФАП <адрес>, ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ№ имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на оказание медицинской помощти по адресу: <адрес>. 26.08.2022 постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №14 Смирныховского района Сахалинской области ФИО6 (и.о. главного врача ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ-осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Доводы представителя административного ответчика о несогласии в части признания незаконным бездействия по неосуществлению мероприятий, предусмотренных регламентом министерства здравоохранения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги в связи с прекращением деятельности фельдшерско-акушерского пункта в <адрес>, и не знание о существовании распоряжения №-р Министерство здравоохранения Сахалинской области от 21марта 2017 года об упразднении ФАП <адрес>, суд признает несостоятельными, так как никаких доказательств данным доводам административный ответчик суду не представил. Лишь после представления прокурора от 28.02.2023 административный ответчик 19.06.2023 и 11.01.2024 направил Министру здравоохранения Сахалинской области заявление о прекращении действия лицензии, при этом после 19.06.2023 никаких действий по выяснению принятых мер министерством здравоохранения в отношении указанного заявления, административный ответчик не совершил, доказательств принятых определенных действий об установлении судьбы своего заявления административный ответчик не представил. Учитывая изложенные фактические обстоятельства, а также оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования административного истца. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административное исковое заявление прокурора Смирныховского района Сахалинской области, удовлетворить. Признать незаконным бездействие ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ по неосуществлению мероприятий, предусмотренных регламентом министерства здравоохранения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций ( за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти)», утвержденного Указом Губернатора Сахалинской области от 20.05.2016 №, направленные на принятие лицензирующим органом в лице Министерства здравоохранения Сахалинской области решения о внесении изменений в лицензию №№ от 08.05.2018 в связи с прекращение деятельности фельдшерско-акушерского пункта <адрес>. Возложить на ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ обязанность осуществить мероприятия, предусмотренные регламентом министерства здравоохранения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федерльным органам исполнительной власти)», утвержденного Указом Губернатора Сахалинской области от 20.05.2016 №, направленные на принятие лицензирующим органом в лице Министерства здравоохранения Сахалинской области решения о внесении изменений в лицензию № № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с прекращением деятельности фельдшерско-акушерского пункта <адрес> Сахалинской области в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья М.В. Кабалоева Мотивированное решение суда в окончательной форме постановлено 15.01.2024 года. Судья М.В. Кабалоева Суд:Смирныховский районный суд (Сахалинская область) (подробнее)Судьи дела:Кабалоева Миларита Владимировна (судья) (подробнее) |