Постановление № 5-576/2020 от 23 ноября 2020 г. по делу № 5-576/2020




Дело № 5-576/2020


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


по делу об административном правонарушении

г. Рязань 23 ноября 2020 года

Судья Советского районного суда г. Рязани ФИО1, при секретаре судебного заседания Щеголихиной И.Ю.,

с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ИП ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, проживающей по адресу: // (ИНН <***>, ОГРНИП 309622901900022),

УСТАНОВИЛ:


7 октября 2020 года в 11 час. 10 мин. индивидуальный предприниматель ФИО2, осуществляющая деятельность по розничной продаже непродовольственных товаров в торговом отделе «Синьор» ТРЦ «Малина», 2 этаж, по адресу: <...>, в условиях введения на территории Рязанской области режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавируской инфекции (COVID-19), допустила невыполнение санитарно-эпидемиологических мероприятий в целях предупреждения распространения возбудителя (COVID-19), обеспечения прерывания механизма передачи инфекционного агента и прекращения развития эпидемиологического процесса.

Так, Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гласит, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. ст. 2, 11, 39).

Согласно п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлени. санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлении производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии с п. 9.8 СП 3.1/3.2.3146-13, для профилактики гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций руководителями организаций и предприятий должны приниматься меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, общественного облуживания и т.п.).

В порядке реализации данных норм, в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являющейся острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), отнесенным в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации ко II группе патогенности, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239, от 11 мая 2020 года № 316, Распоряжением Губернатора Рязанской области от 17 марта №70-рг на территории Рязанской области с 17 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим повышенной готовности, а также предусмотрена реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 9 Распоряжения Губернатора Рязанской области с 17 марта 2020 года организациям и работодателям необходимо обеспечить соблюдение требований санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральных государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также соблюдение иных рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

22 сентября 2020 года в социальных сетях Губернатор Рязанской области дополнительно обратился к жителям региона по поводу роста заболеваемости коронавирусной инфекцией, а также несоблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, требований Роспотребнадзора, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией.

Постановлением Главы Государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которыми установлены соответствующие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-протовоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, закреплены в п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», к которым в том числе отнесены: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях торговли, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использование оборудования по обеззараживанию воздуха, создание запаса дезинфицирующих средств; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработаны и утверждены Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», раскрывающие характер исполнения СП 3.1.3597-20.

В силу п. 1.3 МР 3.1/2.3.5.0191-20, мероприятия, связанные с выявлением лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, заключаются в организации ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование); а при измерении температуры тела контактными средствами измерения – в обеспечении обязательной дезинфекции приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами; в организации осмотров работников на признаки инфекционных заболеваний с термометрией и проведением термометрии не менее 2-х раз в день (утром и вечером).

В п. 2.4 МР 3.1/2.3.5.0191-20 указано на необходимость проведения ежедневной (ежесменной) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажной уборки торговых залов, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств; а также на необходимость проведении дезинфекции с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей, дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковский карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д.

В соответствии с п. 2.5 МР 3.1/2.3.5.0191-20, для дезинфекции подлежат использовании исключительно дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке и в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.

Согласно п. 2.7 МР 3.1/2.3.5.0191-20, такие дезинфицирующие средства, моющие средства, а также средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и перчатки должны быть обеспечены в размере не менее пятидневного запаса.

Пункт 2.8 МР 3.1/2.3.5.0191-20 устанавливает обязательность применения в помещениях с постоянным нахождением работников обязательно применение устройств для обеззараживания воздуха, а п. 2.11 МР 3.1/2.3.5.0191-20 – обязательность нанесения в торговом зале и перед кассами разметок, позволяющих соблюдать расстояния между посетителями не менее 1, 5 м.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель ФИО2 осуществляла свою деятельность, не организовав мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи инфекции, связанные с организацией дезинфекционного режима, а именно:

- не обеспечила торговый отдел достаточным количеством дезинфицирующих средств, разрешенных органами и учреждениями Госсанэпидслужбы, в объеме, обеспечивающем проведение влажной уборки помещения по режиму вирусных инфекций, а на момент осмотра у кассы для обработки рук посетителей находился универсальный антисептический состав «Биосепт» объемом 600 мл., который согласно информации, размещенной на упаковке, обеспечивает дезинфекцию 5-6 кв.м., чем нарушила п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п.п. 2.4, 2.5, 2.7 МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли»;

- допустила отсутствие в помещении торгового зала с постоянным пребыванием работника и посетителей устройства для обеззараживания воздуха (бактерицидная лампа и рециркулятор воздуха) с целью регулярного обеззараживания воздуха, чем нарушила п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 2.8 МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли»;

- не обеспечила мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи инфекции в части организации выявления лиц с признаками инфекционного заболевания, то есть «входной фильтр» с обязательными проведением термометрии у сотрудника ФИО3, чем нарушила п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 1.3 МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли»;

- не обеспечила условия для соблюдения посетителями социальной дистанции не менее 1, 5 м в части наличия в торговом зале и перед кассой соответствующей разметки, чем нарушила п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 2.11 МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли».

Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО2 нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении действующих санитарно - противоэпидемических мероприятий, при наличии угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, и в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

В судебном заседании ИП ФИО2 свою вину в инкриминируемом ей деянии признала частично, просила суд не назначать административное наказание в виде штрафа, который она не сможет оплатить, а при решении вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности учесть, что ее торговая точка арендована, находится в здании, обработка которого осуществляется его собственником, а также то, что выявленные нарушения или уже устранены, или будут устранены в кратчайшие сроки.

Помимо частичного признания ИП ФИО2 своей вины, вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении № от 12 октября 2020 года, составленным в полном соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, с личным участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении;

- протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений и находящихся там вещей и документов от 7 октября 2020 года с фототаблицей на бумажном и электронном носителе;

- письменными заявлениями (объяснение) ИП ФИО2 от 7 октября 2020 года и 12 октября 2020года;

- информацией с Интернет-страницы;

- сведениями об индивидуальном предпринимателе;

- выпиской из ЕГРЮЛ от 12 октября 2020 года.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Вопреки доводам индивидуального предпринимателя, именно на ней лежала обязанность обеспечить торговый отдел достаточным количеством дезинфицирующих средств, разрешенных органами и учреждениями Госсанэпидслужбы, устройством для обеззараживания воздуха (бактерицидная лампа и рециркулятор воздуха) с целью регулярного обеззараживания воздуха, «входным фильтром» с обязательными проведением термометрии у сотрудников, а также условиями для соблюдения посетителями социальной дистанции не менее 1,5 м.

Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрено, что за совершение данного административного правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут самостоятельную административную ответственность в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Принимая во внимание, что в допущенном ФИО2 деянии (действиях и бездействии) имеется объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ее вина в его совершении установлена совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, она подлежит административной ответственности как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Срок давности привлечения к ответственности, установленный для данной категории дел ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Рассматривая при этом вопрос о назначении ФИО2 административного наказания, суд руководствуется положениями ч. ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которой административное наказание физическому лицу назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного положения физического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, ее отягчающих.

В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности применяется в случае наличия угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, а также в иных случаях совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в случае если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В рассматриваемом случае, обстоятельства, отягчающие ответственность физического лица, отсутствуют, и, напротив, имеются обстоятельства, смягчающие ответственность, которыми суд признает частичное признание индивидуальным предпринимателем своей вины, а также устранение части выявленных нарушений, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Между тем, совершенное административное правонарушение посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и выявленные нарушения в полном объеме к моменту рассмотрения дела не устранены.

Более того, материальное (финансовое) положение лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не позволяет оплатить административный штраф.

Принимая во внимание невозможность в рассматриваемом случае достижения целей наказания, для которых оно назначается, без применения к индивидуальному предпринимателю, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, административного приостановления деятельности, суд полагает необходимым назначить именное такое административное наказание на срок трое суток.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:


Признать Индивидуального предпринимателя ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Назначить Индивидуальному предпринимателю ФИО2 наказание в виде административного приостановления деятельности на срок трое суток.

Разъяснить, что срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Судья, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд непосредственно либо через Советский районный суд г. Рязани в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (Подпись)



Суд:

Советский районный суд г. Рязани (Рязанская область) (подробнее)

Судьи дела:

Прошкина Г.А. (судья) (подробнее)