Решение № 2А-518/2020 2А-518/2020~М-415/2020 М-415/2020 от 27 октября 2020 г. по делу № 2А-518/2020




Административное дело № 2а-518/2020

УИД 09RS0009-01-2020-000791-95


Решение


Именем Российской Федерации

27 октября 2020 года аул Адыге-Хабль, КЧР

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Карасова А.К., при секретаре Мамхяговой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> муниципального района о признании незаконным бездействие, понуждении произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу,

установил:


<данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной <данные изъяты> межрайонной прокуратурой проверки исполнения законности и эффективности использования имущества муниципальными образованиями <данные изъяты> района муниципального имущества <данные изъяты> сельского поселения, установлено, что администрацией <данные изъяты> муниципального района в нарушение требований п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст.1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.ст.130-132,164 ГК РФ не оформлено право собственности на муниципальную дорогу по переулку <адрес>, протяженностью 500 метров. Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии решения о включении автодороги в реестр муниципального имущества, обособлению в казне с присвоением идентификационного номера и отсутствии государственной регистрации права собственности на автодорогу может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц муниципального образования, незаконной передаче земельных участков, являющихся частью автодороги третьим лицам, утрате указанных земельных участков. Отсутствие зарегистрированного права собственности на автодорогу делает невозможным получение дохода от предоставления в пользование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций в полосе отвода и придорожной полосе автодороги.

<данные изъяты> межрайонный прокурор, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, уважительности не явки не сообщил, не просили об отложении. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения.

На основании п.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильные дороги, являющиеся объектом недвижимости, в соответствии со ст.ст. 1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.

Согласно ст.ст.130-132 и ст.164 ГК РФ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество и соответственно единственным основанием для распоряжения им.

В соответствии с п.п. 5 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.

Под дорожной деятельностью на основании п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Из ответа главы администрации <данные изъяты> сельского поселения __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года на запрос прокуратуры следует, что дороги местного значения не включены в имущество казны <данные изъяты> сельского поселения.

Согласно решению Председателя Совета <данные изъяты> сельского поселения __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года решено поставить на баланс <данные изъяты> сельского поселения бесхозяйственные муниципальные улично-дорожные сети местного значения согласно приложению №1.

Перечнем к муниципальным улично-дорожным сетям, расположенным на территории <данные изъяты> сельского поселения, отнесена дорога по переулку <адрес>

Решением Главы <данные изъяты> муниципального района __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года решено создать с ДД.ММ.ГГГГ года муниципальный дорожный фонд <данные изъяты> муниципального района, куда вошли дороги сельских поселений.

На основании установленных обстоятельств, суд находит, что данная дорога по переулку <адрес>, протяженностью 500 метров, является дорогой общего пользования местного значения.

Данный факт административным ответчиком не оспаривался.

Доказательств осуществления каких-либо действий, направленных на регистрацию права собственности на указанную дорогу, административным ответчиком не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которые без несоразмерного ущерба по назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Тем самым администрацией <данные изъяты> муниципального района не приняты меры по регистрации указанной дороги поселения.

Поскольку непринятие сельским поселением мер по регистрации указанной дороги поселения в качестве муниципальной собственности влечет нарушения норм действующего федерального законодательства, нарушения прав неопределенного круга лиц, а также создает условия для коррупционных проявлений, заявленные прокурором административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Возложение обязанностей совершить, какие - либо действия в силу ст. 178 КАС РФ предполагает установление срока исполнения решения административным ответчиком.

Суд полагает, годовалый срок со дня вступления в силу решения суда для устранения выявленных нарушений представляется разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:


Административный иск <данные изъяты> межрайонного прокурора к администрации <данные изъяты> муниципального района о признании незаконным бездействия, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на автодорогу по переулку <адрес>, протяженностью 500 метров.

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района в течение одного года со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу, произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по переулку <адрес>, протяженностью 100 метров.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2020 года.

Судья

Адыге-Хабльского районного суда Карасов А.К.

Административное дело № 2а-518/2020

УИД 09RS0009-01-2020-000791-95



Суд:

Адыге-Хабльский районный суд (Карачаево-Черкесская Республика) (подробнее)

Истцы:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор (подробнее)

Ответчики:

Администрация Ногайского МР (подробнее)

Судьи дела:

Карасов Аскербий Кельдимуратович (судья) (подробнее)