Решение № 2А-9794/2020 2А-9794/2020~М-9720/2020 М-9720/2020 от 20 октября 2020 г. по делу № 2А-9794/2020

Якутский городской суд (Республика Саха (Якутия)) - Гражданские и административные



14RS0035-01-2020-015588-82

Дело № 2а-9794/2020


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

г. Якутск 20 октября 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к МКУ «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения постоянно действующей комиссии по переселению граждан,

у с т а н о в и л :


ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: ____, на основании распоряжения Окружной администрации г. Якутска № № от ____ года многоквартирный жилой дом признан аварийным, в связи с чем, административный истец обратился в отдел переселения МКУ «ДЖО», сдал необходимые документы, в том числе оценочную экспертизу по определению рыночной стоимости квартиры, которая, по мнению административного ответчика, не соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Просит признать незаконным решение постоянно действующей комиссии по переселению граждан МКУ «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации г. Якутска от ____ года, обязать МКУ «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации г. Якутска принять оценочную экспертизу по определению рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: ____, в течение месяца со дня вступления в законную силу.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по ордеру ФИО2 требования административного искового заявления поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска, муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» (далее – МКУ ДЖО) ФИО3 иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному возражению к административному исковому заявлению и устным объяснениям представителя, оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости квартиры, представленная административным истцом, не содержит в расчетной части оценки жилья обоснований рыночной стоимости жилого помещения. Кроме того, оценщик должен быть членом одной из саморегулируемых организацией оценщиков, вопреки этому экспертное учреждение, производившее оценочную экспертизу, исключено из данного реестра и лишено статуса члена саморегулируемой организации. Дополнительно указал, что оценщиком была применена иная методики расчета по определению рыночной стоимости объекта, утвержденная Приказом Министерства строительства РС (Я) от 12 апреля 2019 года «Об утверждении стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2019 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемого при приобретении (строительстве) жилых помещений и приобретении жилых помещений на вторичном рынке, в рамках реализации мероприятия "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», которая применяется для определения прогнозной стоимости затрат на мероприятия региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Таким образом, суд, рассматривая административные исковые требования административного истца, проверяет

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое решение датировано ____ года, административное исковое заявление поступило в суд ____ года.

Из материалов дела, в том числе выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что ФИО1 на праве личной собственности принадлежит жилое помещение – квартира с кадастровым номером №, общей площадью ___ кв. м, расположенная по адресу: ____. Данное жилое помещение приобретено административным истцом по договору купли-продажи от ____ года.

В соответствии с положениями седьмого абзаца п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

____ Окружной администрацией г. Якутска принято распоряжение N № (ред. от 16.06.2016) "О техническом состоянии жилых домов, обследованных Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

На основании указанного распоряжения утвержден Акт Межведомственной комиссии, согласно которому многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ____ (в ред. распоряжения от 16.06.2016 года), признан аварийным и подлежащим сносу со сроком сноса и расселения в ____ году.

Административный истец ФИО1 обратился в МКУ ДЖО ____ года с заявлением о предоставлении выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, в котором приобщил оценочную экспертизу ООО НПО «ТЕХЭКСПЕРТ» № № от ____ года.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Административному истцу ____ года направлен ответ, согласно которому по итогам рассмотрения заявления ФИО1 Комиссией по переселению граждан ____ года принято решение о несоответствии представленной оценочной экспертизы с указанием о предоставлении отчета об оценке рыночной стоимости жилого помещения, составленного согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ____, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденную Постановлением Правительства РС (Я) от 27.03.2019 N 50 (далее – Программа), в реализации которой принимают участие муниципальные образования Республики Саха (Якутия), на территории которых имеются многоквартирные дома, признанные с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, указанные в пункте 1 раздела "Перечень участников Программы" паспорта республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".

Согласно положениями программы, ее участники заключают соглашения с собственниками о возмещении за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с абз. 1 и 2 раздела 8 Программы, размер возмещения изымаемого жилого помещения на территории Республики Саха (Якутия) определяется согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением между муниципальным образованием - Участником Программы, собственником жилого помещения.

Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в абз. 5 раздела 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Таким образом, исходя из указанных норм, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, во исполнение которого собственнику жилого помещения направляет уведомление о принятом решении и проект соглашения об изъятии жилого помещения с указанием суммы возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае возникновения спора о размере возмещения за жилое помещение рыночная стоимость жилого помещения устанавливается по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, уполномоченный орган может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как усматривается из материалов дела, административным ответчиком, как уполномоченным органом не направлено административному истцу ФИО1, как собственнику жилого помещения, уведомление о принятом решении и проект соглашения об изъятии жилого помещения с указанием суммы возмещения за изымаемое жилое помещение, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком процедура согласования выкупной цены не соблюдена.

Доводы административного ответчика относительно несоответствия оценочной экспертизы, произведенной ООО Научно – Производственное объединение ТЕХЭКСПЕРТ», требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» судом не принимаются, поскольку вышеуказанными положения закона обязанность по определению и согласованию с собственником изымаемого жилого помещения размера возмещения возложена на административного ответчика. При этом административным ответчиком не представлены в суд доказательства, подтверждающие обязанность собственника по проведению оценочной экспертизы изымаемого жилого помещения до возникновения спора о выкупной цене.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу конкретных обстоятельств, суд признает решение постоянно действующей комиссии по переселению граждан МКУ ДЖО от ____ года, которым возвращено экспертное заключение ООО НПО «ТЕХЭКСПЕРТ» № №, как несоответствующее требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы административного истца. Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем возложения на административных ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, произвести действия по согласованию выкупной цены без возложения на административного истца не предусмотренных законом обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:


Признать незаконным решение постоянно действующей комиссии по переселению граждан МКУ «Департамент жилищных отношений» Окружной администрации г. Якутска от ____ года.

Обязать Окружную администрацию г. Якутска произвести действия по согласованию выкупной цены за жилое помещение с ФИО1 в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья ___ А.А. Кочкина

___

___

___

___



Суд:

Якутский городской суд (Республика Саха (Якутия)) (подробнее)

Судьи дела:

Кочкина Александра Альбертовна (судья) (подробнее)