Решение № 2А-1253/2026 2А-1253/2026~М-753/2026 М-753/2026 от 29 апреля 2026 г. по делу № 2А-1253/2026




Дело № 2а-1253/2026

УИД 50RS0020-01-2026-001176-47


Р Е Ш Е Н И Е


И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

«21» апреля 2026 г. Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи МЕЛИОРАНСКОЙ А.А.,

при протоколировании помощником судьи АГЕЙКИНОЙ В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:


Межрайонная ИФНС России № 7 по Московской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физических лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, 2008г. по сроку уплаты 09.03.2010г. в размере 1320,00 руб., налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физических лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2008 г. по сроку уплаты 09.04.2010г. в размере 1319,00 руб., а всего в размере 2 639,00 руб.

В обоснование административного иска указывает, что на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Московской области состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, которая в соответствии со ст. 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.

На основании гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ ответчик является плательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ.

ФИО1 исчислен НДФЛ в размере 1320, 00 руб. по сроку уплаты 09.03.2010 г. и НДФЛ в размере 1319,00 руб. по сроку уплаты 09.04.2010 г.

В порядке досудебного урегулирования спора и для исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате начисленной суммы налога Ответчику выставлены требования № от 08.04.2010, срок уплаты до 26.04.2010г.; № от 12.05.2010г., срок уплаты до 31.05.2010г.

Поскольку документы, подтверждающие оплату задолженности в полном объёме, налогоплательщиком в налоговый орган не представлены, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском и просит взыскать с ФИО1 сумму задолженности в общем размере 2639 руб., из которых: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физических лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, 2008г. по сроку уплаты 09.03.2010г. в размере 1320,00 руб., налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физических лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2008 г. по сроку уплаты 09.04.2010 в размере 1319,00 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании не присутствовала, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, письменным ходатайством просит суд о рассмотрении дела в отсутствие, в суд представила письменные возражения, в которых просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, в том числе, в связи с пропуском срока на обращение в суд с настоящим административным иском.

С учетом требований ст. 150 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Проверив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено тем же пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен.

В судебном заседании установлено, что на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Московской области состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, ИНН №

ФИО1 является плательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ.

Статья 44 Налогового кодекса РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Пунктом 1 ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.1 ст.209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении объекта налогообложения учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации в соответствии со ст.208 НК РФ.

Исходя из п.1 ст.210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Как следует из п.1 ч.1 ст.223 Налогового кодекса РФ дата фактического получения дохода определяется как день: выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме

В соответствии с п.1 ст.224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п.1 ст.225 Налогового кодекса РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Согласно ст.227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст.229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

ФИО1 исчислен НДФЛ в размере 1320, 00 руб. по сроку уплаты 09.03.2010 г., НДФЛ в размере 1319,00 руб. по сроку уплаты 09.04.2010 г.

В порядке досудебного урегулирования спора и для исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате начисленной суммы налога Ответчику выставлены требования № от 08.04.2010, срок уплаты до 26.04.2010г. и № от 12.05.2010г., срок уплаты до 31.05.2010г., однако в установленные сроки требования исполнены не были, задолженность погашена не была. Доказательств обратного суду не представлено.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения содержатся в КАС РФ.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Частью 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока на обращение в суд.

Как указывает сам административный истец в административном исковом заявлении, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец не обращался.

В силу п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" разъяснено, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Как следует из материалов дела, административным истцом в адрес административного ответчика были направлены требование № от 08.04.2010г. в котором сообщалось о наличии задолженности с указанием налогов, пеней на момент направления требования, а также об обязанности уплатить данную задолженность в срок до 26.04.2010г (л.д. 05); требование № от 12.05.2010г., в котором сообщалось о наличии задолженности с указанием налогов, пеней на момент направления требования, а также об обязанности уплатить данную задолженность в срок до 31.05.2010г. (л.д.06).

Установлено, что административный истец в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа не обращался.

Настоящее административное исковое заявление поступило в Коломенский городской суд Московской области 16.03.2026 г., следовательно, административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления в суд.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока по причине большой нагрузки на сотрудников налогового органа и невозможностью в установленный срок обратиться с настоящим административным иском.

В данном случае суд не усматривает в обстоятельствах, изложенных в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, уважительных причин пропуска срока обращения в суд, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд, в том числе к мировому судье.

Вопрос восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 611-О и от 17 июля 2018 года N 1695-О).

В данном конкретном случае, суд, разрешая заявленное ходатайство на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела, считает причины пропуска указанного срока неуважительными.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

МРИ ФНС №7 по Московской области является участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункта 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При этом пропуск срока в рассматриваемом деле не может считаться незначительным и, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска.

При этом, суд отмечает, что на стадии подготовки дела к судебному разбирательству стороне административного истца предлагалось представить доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, однако доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд административным истцом не представлено. Доводы в обоснование заявленного ходатайства налогового органа о восстановлении срока, суд находит несостоятельными, поскольку считает, что у административного истца имелась реальная возможность своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с административным иском, административным истцом не представлено.

Таким образом, суд находит возражения стороны административного ответчика обоснованными и приходит к выводу, что административным истцом срок подачи административного искового заявления в суд пропущен по неуважительной причине и восстановлению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 290 КАС РФ решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд налоговому органу отказано, административные исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Отказать Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физических лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, 2008г. по сроку уплаты 09.03.2010г. в размере 1320,00 руб. и налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физических лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2008 г. по сроку уплаты 09.04.2010г. руб. в размере 1319,00 руб., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: (подпись) А.А. Мелиоранская

Мотивированное решение суда изготовлено «30» апреля 2026 года.

Судья Коломенского городского суда

Московской области: (подпись) А.А. Мелиоранская

Копия верна. Судья А.А. Мелиоранская



Суд:

Коломенский городской суд (Московская область) (подробнее)

Истцы:

Межрайонная инспекция ФНС России №7 по Московской области (подробнее)

Судьи дела:

Мелиоранская Анастасия Александровна (судья) (подробнее)