Решение № 2А-1412/2020 2А-1412/2020~М-1399/2020 М-1399/2020 от 13 октября 2020 г. по делу № 2А-1412/2020






Дело № 2а-1412/2020
14 октября 2020 года
город Архангельск


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Одоевой И.В.,

при секретаре Корелине М.М.,

с участием административного ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:


Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (далее - ИФНС России по г.Архангельску) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, просила взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу в размере 9000 рублей за 2016 год, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2000,40 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22.28 руб.

В обоснование требований указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом ответчику направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, однако налог не был уплачен. В связи с этим Инспекцией выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, в которых сообщалось о наличии у ответчика задолженности и о сумме начисленной на недоимку пени. Требования налогового органа в добровольном порядке не исполнены (исполнены не в полном объеме). В связи с изложенным Инспекция просит удовлетворить административный иск.

Представитель административного истца ИФНС России по г.Архангельску в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на иск.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Налогового кодекса (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 этого Кодекса, если иное не предусмотрено самой ст. 357 НК РФ.

В п. 1 ст.358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база транспортного налога определяется согласно мощности двигателя транспортного средства, налоговым периодом является календарный год (ст. 359, 360 НК РФ).

В силу ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Архангельской области от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности или килограмм силы тяги двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ, вступившему в силу с 23.11.2015, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ, действовавшей ранее, транспортный налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

П. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Из материалов дела следует, что на основании сведений, представленных органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исчислен транспортный налог за 2014 г. на общую сумму 9000 руб. (указана налоговая база – Mercedes Benz 300, гос.рег.знак №, из расчета владения 12 месяцев в году) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ - транспортный налог за 2015 г. на общую сумму 9000 руб. (указана налоговая база – Mercedes Benz 300, гос.рег.знак №, из расчета владения 12 месяцев в году) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ – транспортный налог за 2016 г. на общую сумму 9000 руб. (указана налоговая база – Mercedes Benz 300, гос.рег.знак №, из расчета владения 12 месяцев в году) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

По данным налогового органа транспортный налог за 2016 год, в полном размере налогоплательщиком в установленный срок уплачен не был.

Недоимка по транспортному налогу за 2014 г. в размере 9000 руб. взыскана вступившим в законную силу решением Соломбальского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №.

Также ИНФС России по г.Архангельску обратилась в суд с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015г. в размере 9000 руб. Решение по данному иску на момент рассмотрения настоящего дела не принято.

В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом ответчику направлялось требование № об уплате транспортного налога за 2016 г. (срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 9000 руб. Срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.

Также налоговый орган просит взыскать с административного ответчика пени в размере 2022,68 руб.

Пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены на сумму недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 9000 руб. и составили 1064,70 руб. Пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены на сумму недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 9000 руб. и составили 935,70 руб.

Об уплате данных пеней было направлено ответчику требование № от ДД.ММ.ГГГГ (общая сумма пени в данном требовании – 4798,11 руб., из которых 668.31 – за 2011 г., 1064,7 руб. – за 2012 г., 1064,7 руб. – за 2013 г., 1064,7 руб. – за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 935,70 руб. – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ. Недоимка по пени в размере 2797,71 руб. была списана ДД.ММ.ГГГГ.

Пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены на сумму недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в размере 9000 руб. и составили 22,28 руб.

Об уплате данных пеней ответчику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ.

Расчет сумм пеней судом проверен, признан арифметически верным. Контррасчет стороной ответчика не представлен. Размер пени, а также периоды, за которые пени взыскиваются, ответчиком в судебном заседании не оспаривались.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое требование ИФНС России по г.Архангельску к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 935,70 руб. выделено в отдельное производство.

В силу п.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Налоговым органом принимались меры по принудительному взысканию транспортного налога за 2016 в размере 9000 руб., пени в размере 2022,68 руб. Недоимка и пени по транспортному налогу были взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Соломбальского судебного района г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен по заявлению ФИО1

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В связи с неисполнением налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате недоимки, на основании ст. 48 НК РФ, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 имеющейся задолженности по уплате транспортного налога за 2016 г. и пени за спорный период ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный ст. 48 НК РФ срок.

Мировым судьей судебного участка № 3 Соломбальского судебного района г.Архангельска ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ №, который впоследствии определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.

С административным иском налоговый орган обратился в районный суд ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административный истец обратился в районный суд с настоящим административным иском по правилам главы 32 КАС РФ в установленный законом шестимесячный срок.

При разрешении данного спора судом не могут быть приняты во внимание положения вступившего в законную силу на дату рассмотрения дела Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 12 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

В силу ст. 207 ГК РФ начисленные пени следуют судьбе основного обязательства по оплате суммы налога. При отсутствии недоимки по налогу, образовавшейся на ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит признанию безнадежной ко взысканию и списанию задолженность по пени.

Срок уплаты налогов (в том числе тех, на которые начислены пени, взыскиваемые в настоящем деле) наступал после ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, исковые требования ИФНС России по г.Архангельску к ФИО1 правомерны и подлежат удовлетворению.

Административный ответчик указывает, что он не получал налоговые уведомления и требования. Вместе с тем в материалы дела представлены списки направляемой почтовой корреспонденции, в которых указан ФИО1 Данные списки подтверждают направление налоговых уведомлений и требований административному ответчику по адресу регистрации. Административный ответчик в судебном заседании подтвердил, что в 2017 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование № было направлено ДД.ММ.ГГГГ заказном письмом, требование № - ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом. Согласно п.6 ст. 69 НК РФ они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления.

Таким образом, в силу прямого указания закона, соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019)» вопрос 38).

Кроме того, в силу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно разъяснениям, изложенным в абз.2 п.67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.

Налоговые уведомления и требования направлялись налоговым органом по адресу регистрации административного ответчика. Согласно отчетам об отслеживании отправлений вся корреспонденция, направленная административным истцом административному ответчику, вернулась за истечением срока хранения.

Доказательств наличия уважительных причин, по которым ответчик объективно не имел возможности получить направляемую истцом корреспонденцию, суду не представлено.

Суд считает необходимым, на основании ст. 114 КАС РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 402 руб. 76 коп.

Руководствуясь ст.ст. 179-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску к ФИО1 о взыскании транспортного налога и пени по транспортному налогу удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета недоимку по транспортному налогу в размере 9000 рублей за 2016 год, пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1064,70 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22,28 руб. Всего взыскать задолженность в размере 10086 руб. 98 коп. с перечислением взысканных сумм на счет №, БИК: №, Отделение Архангельск, <адрес>, УФК по <адрес> и Ненецкому автономному округу (ИФНС России по <адрес>), ИНН №.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 402 руб. 76 коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий И.В. Одоева

Мотивированное решение составлено 27.10.2020.



Суд:

Соломбальский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) (подробнее)

Судьи дела:

Одоева Ирина Владимировна (судья) (подробнее)