Решение № 2А-1510/2024 2А-1510/2024(2А-9841/2023;)~М-8729/2023 2А-9841/2023 М-8729/2023 от 13 февраля 2024 г. по делу № 2А-1510/2024Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) - Административное УИД: 56RS0018-01-2023-012000-75 2а-1510/2024 (2а-9841/2023) Именем Российской Федерации 13 февраля 2024 года г.Оренбург Ленинский районный суд города Оренбурга в составе председательствующего судьи Линьковой В.В, при секретаре Бангояне Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области (далее Межрайонная ИФНС России № 15 по Оренбургской области) обратилась в Ленинский районный суд г. Оренбурга с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам. В обоснование иска ссылается на тот факт, что ФИО1 является налогоплательщиком по транспортному налогу. В установленные законодательством о налогах и сборах срок исчисленная Межрайонной ИФНС России № 15 по Оренбургской области сумма задолженности по обязательным платежам не уплачена. В связи с неуплатой задолженности по налогам в установленный срок в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога. Просит взыскать с административного ответчика: - пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 5 399 рублей 34 копеек, период исчисления с 04.12.2018 по 15.11.2020 год; - пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 731 рубля 92 копеек и 1 463 рублей 79 копеек, период исчисления с 03.12.2019 по 15.11.2020 год. Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание, не явились, извещены о времени и месте судебного заседания по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ. Суд определил рассмотреть дело в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика. Проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ и ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ). Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа. В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации). Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В силу положений статьи 363 Налогового кодекса РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые ставки установлены Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 года «О транспортном налоге». В силу подпунктов 1,3,4 статьи 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит оплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Из материалов дела следует, ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС России №15 по Оренбургской области в качестве налогоплательщика. Налоговым органом ФИО1., имеющей в собственности транспортные средства AUDI A8L, государственный регистрационный знак N и AUDI A8L, государственный регистрационный знак N исчислен транспортный налог за - 2017 год, который составляет 38 954 рубля, направлено уведомление N от 23.06.2018 года, в котором отражен расчет налога за 2017 год, по сроку оплаты до 03.12.2018 года (налоговое уведомление направлено ФИО1 посредством почтовой связи); - 2018 год, который составляет 12 985 рублей и 25 969 рублей, направлено уведомление N от 22.08.2019 года, в котором отражен расчет налога за 2018 год, по сроку оплаты до 02.12.2019 года (налоговое уведомление направлено ФИО1 посредством почтовой связи). В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В материалы дела истцом представлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) - N по состоянию на 16 ноября 2020 года со сроком оплаты до 25 декабря 2020 года. Доказательства направления указанного требования ФИО1 административным истцом не представлено. Поскольку ФИО1 задолженность по транспортному налогу не оплатил, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности. 20 мая 2021 года МИФНС России №15 по Оренбургской области обратилась к мировому судье судебного участка № 7 Ленинского района г. Оренбурга с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в размере 19 873 рублей, пени в размере 12 484 рублей 73 копеек. Определением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Оренбурга от 27 мая 2021 года выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 указанной задолженности 22 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка № 7 Ленинского района г. Оренбурга судебный приказ от 27 мая 2021 года отменен, на основании поступивших возражений ФИО1 С административным исковым заявлением в суд истец обратился 15 декабря 2023 года. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Учитывая, что определение об отмене судебного приказа мировым судьей принято 22 апреля 2022 года, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС №15 по Оренбургской области подано в Ленинский районный суд г.Оренбурга 15 декабря 2023 года, о чем свидетельствует штамп на конверте, срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявление истцом пропущен. Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании налогов с налогоплательщика за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации: налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (Определение от 29 сентября 2020 года №2315-О). При упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих, законом установленных процедур и форм налогового (фискального) принуждения, уголовного преследования, приказного или искового производства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по настоящему делу (Постановление от 2 июля 2020 года № 32-П). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48). Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, административный истец доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения с настоящим административным исковым заявлением не представил, в связи с чем, оснований для восстановления срока не имеется. Возможность принудительного взыскания налоговой недоимки утрачена. Принимая во внимание, что пропуск срока предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Оренбургской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: подпись В.В. Линькова Решение в окончательной форме составлено: 22 февраля 2024 года. Судья: подпись В.В. Линькова Подлинник решения хранится в Ленинском районном суде г.Оренбурга при административном деле № 2а-1510/2024 (2а-9841/2023) Суд:Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) (подробнее)Судьи дела:Линькова Виктория Викторовна (судья) (подробнее) |