Апелляционное определение № 33А-3084/2026 от 25 марта 2026 г.




Судья Дубовицкая С.А.

Дело № 33а-3084/2026 (2а-3239/2025)

64RS0004-01-2025-004253-28


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


26 марта 2026 года

город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

судей Дементьева А.А., Пашенько С.Б.,

при секретаре Силантьевой В.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Саратовской области к Б.И.В о взыскании налога и пени по апелляционной жалобе административного ответчика Б.И.В на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 12 декабря 2025 года.

Заслушав доклад судьи Дементьева А.А., исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 20по Саратовской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указано следующее.

Б И.В. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц как собственник объектов налогообложения автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, и объекта недвижимости - иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером №, распложённого по адресу: <адрес> В, помещение №.

Налоговым органом исчислен налоги за 2023 год: транспортный налог в размере 3433 рубля 90 копеек, на имущество в размере 33613 рублей, направлено соответствующее уведомление, однако обязанность по оплате указанных налогов административным ответчиком надлежащим образом не исполнена.

В связи с чем у Б И.В. образовалось отрицательное сальдо единого налогового счёта, на которое начислены пени за период с 3 декабря 2024 года по 4 марта 2025 года в размере 2382 рубля 82 копейки.

На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Б И.В. пени, начисленные на размер отрицательного сальдо единого налогового счёта за период с 3 декабря 2024 года по 4 марта 2025 года в размере 2382 рубля 82копейки, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2023 год – 33613рублей 56 копеекрублей и задолженность по транспортному налогу за 2023 год – 34 33 рубля 90 копеек.

Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 12 декабря 2025года, заявленные административные исковые требования удовлетворены.

Взыскана с Б И.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженность:

по налогу на имущество физических лиц за 2023 год в размере 33613 рублей 56копеек;

по транспортному налогу за 2023 год в размере 3433 рубля 90 копеек;

пени, начисленные на отрицательное сальдо за период с 3 декабря 2024 года по 4марта 2025 года в размере 2382 рубля 82копейки.

Также взыскано с Б И.В. в бюджет Балаковского муниципального района судебные издержки в виде государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик Б И.В. полагает, что судом необоснованно при расчёте суммы имущественного налога применена ставка 2%. Указывает, что должная быть применена ставка 0,5%, поскольку в здании с кадастровым номером № к торговым помещениям относится только операторская АЗС, т.е. фактически торговые площади составляют не более 20% от площади здания, в связи с чем данный недвижимый объект не обоснованно включен в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.

В судебное заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.

Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 3 и подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ).

Пункт 2 статьи 44 НК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) устанавливает, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В статье 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов (пункты 1 - 3, 17).

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции как органа, наделенного в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органаоб уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммыи федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 4 статьи 289 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 2 Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» собственники транспортных средств, мощность которых свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло свыше 3 лет), обязаны уплачивать его по ставке – 30 рублей.

Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пеню (пункт 1 статьи 75 НК РФ).

Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предусмотрено статьей 48 НК РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административному ответчику Б И.В. в 2023 году на праве собственности принадлежали объекты налогообложения:

автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, мощность 149,56 л.с., 2017 года выпуска;

объект недвижимости – иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, по адресу: <адрес> В, помещение №.

Налоговым органом Б И.В. начислены налоги за 2023 год на вышеуказанные объекты налогообложения: транспортный налог в размере 4487 рублей; имущественный налог - 43 922 рублей, и административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление №179796480 от 25 июля 2024 года. Срок оплаты до 2 декабря 2024 года.

После получения налогового уведомления, направленного в соответствии со статьей 52 НК РФ, налоги в полном объёме не оплачены, в связи с чем в личный кабинет налогоплательщика направлялось требование № 19459 от 7 декабря 2024 года, об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 33613 рублей 56копеек, транспортного налога в размере 3433 рублей 90 копеек и пени в размере 100рублей 69 копеек, со сроком уплаты до 22 января 2025 года.

Расчет транспортного налога по налоговому уведомлению произведен по следующей формуле: транспортный налог = (налоговая ставка ? налоговая база ?количество месяцев владения в году)/ кол-во месяцев в году

(30 ? 149,56 ?12) / 12 мес. = 4487.

В абзаце втором пункта 2 статьи 372 НК РФ предусмотрено право субъектов Российской Федерации при установлении налога своими законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 22ноября 2022 № 1133-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023год» определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень) согласно приложению. Объект недвижимости с кадастровым номером 64:51:030102:26 включен в указанный Перечень под номером 13437.

На основании решения Собрания депутатов городского округа ЗАТО Шиханы «Об установлении налога на имущество физических лиц с 1 января 2018 года» (в редакции от 27 ноября 2020 года №5-82-4) ставка налога для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ и объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, составляет 2%.

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Саратовской области, кадастровая стоимость спорного объекта с 1 января 2021 года по 28 февраля 2023 года составляла 2288387 рублей 7 копеек, с 28 февраля 2023 года – 2187708рублей 7 копеек.

Распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 22ноября 2022 № 1133-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023год» в части включения в Перечень объекта недвижимости с кадастровым номером № не оспорено, является действующим и подлежит применению.

Учитывая изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером № не исключен из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, следовательно, налоговым органом правомерно установлена ставка в размере 2% по налогу на имущество за 2023 год по объекту с кадастровым номером № на сумму 43922 рублей: ((2 288 387,07 (налоговая база) ? 2% (ставка налога)) ? 1 ? 1/12) + (2187708,92 ? 2%) ? 1 ? 11/12)).

Таким образом, в отсутствии доказательств исполнения административным ответчиком обязанности по оплате указанных налогов, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости взыскания с Б И.В. транспортного и имущественного налога за 2023 год в заявленных размерах.

Проверяя расчет пени по налогам, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу положений статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Налоговым органом заявлено требование о взыскании пени, начисленные на размер отрицательного сальдо единого налогового счёта с 3 декабря 2024 года по 4марта 2025 года.

По состоянию на период заявленных к взысканию пени, в отрицательное сальдо единого налогового счёта Б И.В. входит:

задолженность по налогу на имущество за 2023 год в размере 33613 рублей 56копеек, взыскиваемая в рамках настоящего административного дела.

задолженность по транспортному налогу за 2023 год в размере 3433 рубля 90копеек взыскивается в рамках настоящего дела

Таким образом, итоговый общий размер отрицательного сальдо единого налогового счёта в период с 3 декабря 2024 года по 4марта 2025 года составляет 37047рублей 46 копеек.

Расчет пени произведен по формуле:

размер недоимки ? 1/300% ставки ЦБ РФ ? количество дней просрочки:

37047,46? 21%? 1/300 ? 92 = 2385 рублей 86 копеек (с 3декабря 2024 года по 4марта 2025года).

Итого: 2385,86 рублей за минусом 3 рублей 4 копеек (восстановленная переплата свыше 3-х лет)=2382 рублей 82копейки.

Статьей 69 НК РФ предусмотрено выставление одного требования при наличии отрицательного сальдо единого налогового счета, и не предусмотрено выставление последующих требований при увеличении отрицательного сальдо единого налогового счета.

На данное правовое регулирование указано в требовании № 19459 от 7 декабря 2024 года, а именно: «В случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено. Актуальную информацию об имеющейся задолженности можно получить в личном кабинете налогоплательщика (при его наличии)».

Чтобы исполнить требование, надо уплатить (перечислить) сумму задолженности в размере отрицательного сальдо Единого налогового счета на дату исполнения (пункт 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Соответственно, при увеличении отрицательного сальдо Единого налогового счета законодатель предоставляет налоговому органу возможность обращения в суд без направления дополнительного требования.

Заявленные к взысканию налоги за 2023 год подлежали оплате в срок до 2декабря 2024 года, требование об уплате налогов содержало в себе указание на оплату в срок до 22 января 2025 года.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 4апреля 2025 года.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 8 города Балаково Саратовской области от 5 мая 2025 года судебный приказ отменен на основании возражений должника.

С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 17 сентября 2025 года в установленный законом срок.

Административным истцом соблюден установленный НК РФ порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, из материалов дела следует, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм страховых взносов и пени.

Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 12 декабря 2025года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:



Суд:

Саратовский областной суд (Саратовская область) (подробнее)

Истцы:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №20 по Саратовской области (подробнее)

Судьи дела:

Дементьев Ан.А. (судья) (подробнее)