Решение № 2А-1125/2020 2А-1125/2020~М-982/2020 М-982/2020 от 22 июля 2020 г. по делу № 2А-1125/2020




№ 2а-1125/2020

УИД 62RS0001-01-2020-001521-11


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2020 года г. Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Кураева О.В.,

при секретаре Борисовой К.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 27.09.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пеней по транспортному налогу,

у с т а н о в и л:


Межрайонная ИФНС России № 2 по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2017 годы, а также пеней по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что ФИО2 являлся владельцем на праве собственности транспортных средств (объектов налогообложения):

- на протяжении 3 месяцев 2014 года – легкового автомобиля <данные изъяты>

- на протяжении 4 месяцев 2017 года – легкового автомобиля <данные изъяты>

- на протяжении ДД.ММ.ГГГГ – легкового автомобиля <данные изъяты>

Административный ответчик ФИО2, являясь плательщиком транспортного налога, обязан был уплатить выявленный налоговым органом и начисленный ему транспортный налог:

- за 2014 год – на основании направленного в его адрес налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- за 2017 год – на основании направленного в его адрес налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой ответчиком транспортного налога в установленные сроки налоговой инспекцией в адрес ФИО2 направлено:

- требование об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком погашения недоимки по транспортному налогу в сумме 1973 рубля 47 копеек – до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком погашения недоимки по налогам в сумме 3 774 рубля – до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако административный ответчик не исполнил в добровольном порядке требование об уплате налогов, в результате задолженность ФИО2 по транспортному налогу за 2014 год составила 1 946 рублей, за 2017 год – 1 828 рублей.

В связи с просрочкой уплаты транспортного налога налоговым органом в порядке ст. 48 НК РФ произведено начисление пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 25 рублей 77 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № судебного района Железнодорожного районного суда <адрес> был вынесен судебный приказ № о взыскании с должника ФИО2 недоимки по транспортному налогу в сумме 3774 рубля и пени в сумме 25 рублей 77 копеек. Однако судебный приказ был отменен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника ФИО2

Административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 1 946 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1 828 рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 25 рублей 77 копеек в доход бюджета субъекта РФ.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС РФ № 2 по <адрес> ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик ФИО2, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, какую-либо правовую позицию по иску не представил, ходатайств об отложении не заявил, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 357 НК РФ).

Автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектами налогообложения (ч. 1 ст. 358 НК РФ).

При этом налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2015 году) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С ДД.ММ.ГГГГ указанная норма НК РФ предусматривает срок уплаты налога физическими лицами – в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ).

Согласно п. 1, 2 ст. 361 НК РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О транспортном налоге на территории <адрес>» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Из содержания ст. 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то последний не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из п. 4 ст. 57 НК РФ следует, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пункту 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 являлся владельцем объекта налогообложения - легкового автомобиля <данные изъяты>

Кроме того в 2017 году ФИО2 владел следующими транспортными средствами:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – автомобилем <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – автомобилем <данные изъяты>

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом МРЭО ГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Исходя из мощности двигателей указанных автомобилей и периода владения им ответчиком, налоговым органом исчислен транспортный налог согласно установленным в 2014 и 2017 годам налоговым ставкам:

- за автомобиль <данные изъяты> – в размере 1 946 рублей;

- за автомобиль <данные изъяты> – в размере 297 рублей;

- за автомобиль <данные изъяты> – в размере 1 531 рубль.

Расчет недоимки по транспортному налогу произведен административным истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства, не оспорен административным ответчиком, проверен судом и признан законным и обоснованным.

ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 52 НК РФ налоговым органом в адрес ФИО2 направлено налоговое уведомление № об оплате транспортного налога за 2014 год в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом налоговым органом было указано на необходимость уплаты транспортного налога в связи с владением налогоплательщиком легковым автомобилем <данные изъяты>.

В порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ по выявлению у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу за 2014 год, в связи с неисполнением в добровольном порядке ФИО2 обязанности по его уплате, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом административному ответчику заказным письмом направлено требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты – до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются списками почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 52 НК РФ налоговым органом в адрес ФИО2 через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление № об оплате транспортного налога за 2017 год в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом налоговым органом было указано на необходимость уплаты транспортного налога в связи с владением налогоплательщиком легковыми автомобилями: <данные изъяты>, в размере 297 рублей и <данные изъяты> в размере 1 531 рубль.

В порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ по выявлению у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу за 2017 год, в связи с неисполнением в добровольном порядке ФИО2 обязанности по его уплате, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате налога № по состоянию со сроком уплаты – до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно скриншотам сайта личного кабинета налогоплательщика ФИО2 налоговое уведомление было получено им ДД.ММ.ГГГГ, а налоговое требование – ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем административным ответчиком ФИО2 транспортный налог в установленный законом срок оплачен не был.Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом соблюдена процедура уведомления налогоплательщика о недоимке и задолженности. Допустимых и достоверных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, административным ответчиком не представлено. В силу того, что обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год в установленный срок административным ответчиком выполнена не была, то в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ на недоимку ему начислены пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 25 рублей 77копеек.ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № судебного района Железнодорожного районного суда <адрес>, и.о. мирового судьи судебного участка № судебного района Железнодорожного районного суда <адрес>, был вынесен судебный приказ № о взыскании с должника ФИО2 недоимки по указанным налогам и пеней. Судебный приказ был отменен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ в связи с возражениями должника, после чего ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды. В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Пунктом 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48).В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа. Приведенная норма п. 3 ст. 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.Между тем относительно установленного в требовании № срока его исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ, шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истек ДД.ММ.ГГГГ. Как указано выше, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском срока.Данное обстоятельство не оспаривалось представителем административного истца, участвовавшим в судебном заседании, который просил восстановить пропущенный срок в связи с большой загруженностью налогового органа.Однако суд считает, что истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогу за спорный период, так как истек срок принятия решения о ее взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ, заявление о вынесении судебного приказа направлено в суд за пределами установленного законом срока. Суд приходит к выводу об имевшейся у налогового органа реальной возможности обратиться в суд до истечения установленного НК РФ пресекательного срока. Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.

Большой объем работы сотрудников налоговых органов не является уважительной причиной пропуска процессуального срока. Иных доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд, носящих исключительный характер и препятствующих обращению административному истцу в суд в установленном порядке, суду не представлено.

Из правовой позиции, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Также в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционным Судом Российской Федерации указано на то, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления, мероприятий налогового контроля и принятия соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что значительный пропуск срока давности взыскания налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований к ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:


В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 2 по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2017 годы, пеней по транспортному налогу, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Кураев

Копия верна:

Судья О.В. Кураев



Суд:

Железнодорожный районный суд г. Рязани (Рязанская область) (подробнее)

Судьи дела:

Кураев Олег Владимирович (судья) (подробнее)