Решение № 2А-4278/2020 2А-4278/2020~М-4007/2020 М-4007/2020 от 7 октября 2020 г. по делу № 2А-4278/2020




Дело № 2а – 4278/2020

27RS0004-01-2020-005513-03


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

7 октября 2020 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Чорновол И.В.,

при секретаре судебного заседания Лыковой Е.А.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО1, действующей на основании доверенности № 1.1.29 – 51 от 19.03.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации г. Хабаровска к Врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Хабаровску, Отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Хабаровску, УМВД России по г. Хабаровску об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:


Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Врио главного государственного инспектору безопасности дорожного движения по г. Хабаровску, отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Хабаровску, УМВД России по г. Хабаровску о признании предписания незаконным. В обоснование заявленных требований указав, что 10.06.2020 в администрацию г. Хабаровска поступило предписание отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Хабаровску от 10.06.2020 № 303, в соответствии с которым административному истцу – администрации города предписано «нанести (обновить) горизонтальную дорожную разметку по Оборонная на всем протяжении в городе Хабаровске, согласно дислокации» в срок тридцать суток с момента получения предписания. Администрация г. Хабаровска считает, что указанное предписание противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца. Администрация г. Хабаровска не является субъектом оспариваемого предписания. В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункта 5 части 1 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 16), Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (пункта 4 статьи 6, пункта 2 статьи 12), Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункта 6 статьи 3, пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15) и в соответствии с Положением об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 458, лицом ответственным за содержание дорог местного значения муниципального образования г. Хабаровск является Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска. Поскольку на администрацию г. Хабаровска не возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности, включая нанесение (обновление) горизонтальной дорожной разметки, оспариваемое предписание должностного лица органа ГИБДД вынесено в адрес лица, на котором не лежит обязанность по выполнению указанных в нем мероприятий. Кроме того, у администрации города отсутствуют ресурсы, основания, материальная база для исполнения предписания, в связи с этим для административного истца предписание носит неисполнимый характер. Оспариваемое предписание заведомо не исполнимо в установленный в нем 30-суточный срок. Устанавливая данный срок, административным ответчиком не был учтен специальный правовой статус юридического лица – администрации города, которое являясь участником бюджетного процесса, может осуществлять закупки товаров, работ (услуг) только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Просит предписание отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Хабаровску от 10.06.2020 № 303 признать незаконным и отменить.

Определением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 14.09.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленный административный иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административные ответчики Врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Хабаровску, Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Хабаровску, УМВД России по г. Хабаровску в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От представителя административного ответчика УМВД России по г. Хабаровску до судебного заседания поступил мотивированный отзыв, в котором, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, просит отказать в удовлетворении заявленного требования. От представителя ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску поступило ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, доводы, изложенные в мотивированном отзыве, поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд своего представителя не направил. До судебного заседания от представителя заинтересованного лица поступили пояснения на административное исковое заявление.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по представленным суду документам.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено и следует из материалов дела, 10 июня 2020 года Врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Хабаровску ФИО2 выдано предписание Администрации города Хабаровска от 10.06.2020 № 303 с требованием в срок 30 суток с момента получения нанести (обновить) горизонтальную дорожную разметку по Оборонная на всем протяжении в городе Хабаровске, согласно дислокации.

В соответствии с подп. 2, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" основными направлениями деятельности полиции являются предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; обеспечение безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 4 ст. 13 Закона № 3-ФЗ требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

В соответствии с подп. "а" п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения).

В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. № 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 380 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

Как следует из пункта 33.6 Административного регламента, исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, помимо организации плановых и внеплановых проверок, включает в себя такую административную процедуру как надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.

Пунктом 81 Административного регламента предусмотрено, что надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.

В силу пункта 83 Административного регламента при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности, в том числе следующих транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог: наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.

Таким образом, предписание вынесено уполномоченным лицом в рамках предоставленных законом полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры.

Суд не может согласиться с доводом административного истца о том, что Администрация г. Хабаровска не является субъектом возникших правоотношений.

В соответствии с ч. 1 си. 41 Устава городского округа «Город Хабаровск», принятого решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 № 509, и п. 1.1 Положения об администрации города Хабаровска, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 26.07.2011 № 431, администрация г. Хабаровска – это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Устава, структура администрации города утверждается городской Думой по представлению мэра города.

В структуре администрации города могут создаваться структурные подразделения (комитеты, управления, департаменты, службы), действующие на основании Положений о них.

Структурные подразделения могут иметь смету расходов в качестве составной части расходов, предусмотренных на содержание администрации города, а также печати, штампы, бланки и счета в банках.

Согласно ч. 1 ст. 43 Устава, функции и полномочия структурных подразделений администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми мэром города или городской Думой в соответствии с их полномочиями.

В соответствии с п. 1.2 Положения об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 458, Управление является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица, созданным для осуществления управленческих функций.

В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами иных федеральных органов исполнительной власти, правовыми актами органов исполнительной власти Хабаровского края, Уставом городского округа "Город Хабаровск", Регламентом администрации города Хабаровска, настоящим Положением и другими муниципальными правовыми актами (п. 1.3).

Управление создано с целью осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа "Город Хабаровск" и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организации дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.4).

Согласно пунктов 1.5, 1.6 Положения, реализация функций, установленных настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск", а также иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Управление владеет, пользуется и распоряжается с согласия собственника - администрации города Хабаровска закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 закона РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Частью 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Образование в структуре местной администрации для реализации отдельных функций муниципального казенного учреждения с правами юридического лица не наделяет это учреждение статусом органа местного самоуправления.

Доводы административного истца о том, что ответчиком при установлении срока устранения выявленных нарушений не учтено, что администрация города является участником бюджетного процесса, судом не принимаются, поскольку содержащиеся на предписании резолюции должностных лиц, свидетельствуют о непосредственном принятии к исполнению, без проведения закупочных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поскольку совокупность таких условий как несоответствие предписания должностного лица полиции требованиям закона и нарушение этим предписанием прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного иска Администрации г. Хабаровска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.

Судья И.В. Чорновол

Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020 года.



Суд:

Индустриальный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) (подробнее)

Судьи дела:

Чорновол И.В. (судья) (подробнее)