Решение № 2-2126/2020 2-2126/2020~М-1409/2020 М-1409/2020 от 16 октября 2020 г. по делу № 2-2126/2020Железнодорожный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Гражданские и административные Дело №2-2126/2020 22RS0066-01-2020-002275-57 Именем Российской Федерации 16 октября 2020 года город Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Косиловой Д.В. при секретаре Бутиной А.А., с участием прокурора Изотовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Алтайского края в интересах ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, Прокурор Железнодорожного района г.Барнаула обратился в интересах ФИО1 в суд с исковым заявлением к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» (далее КГКУ «Региональное жилищное управление»), в котором, просит установить факт его проживания с 2018 года в городе Новоалтайске и о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения в границах города Новоалтайска общей площадью не менее 33 кв.м., а если это однокомнатная квартира, то общей площадью не менее 28 кв.м. В обоснование заявленных требований указывает, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от 05.12.2013 № 826 он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. После включения в списки сирот, обратился в КГКУ «Региональное жилищное управление» с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма. Однако до настоящего времени указанным жилым помещением не обеспечен. Истец ФИО1 в судебном заседании на иске настаивал. Представитель прокуратуры Железнодорожного района г.Барнаула Изотова Ю.В. полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором представитель просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В случае удовлетворения иска, просит установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Как следует из статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе категориям граждан, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ) По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ) В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка. В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона). В соответствии с ч.1 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС (ред. от 06.07.2016) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, краевым государственным казенным учреждением "Региональное жилищное управление" (далее - уполномоченное краевое учреждение) в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений. До внесения изменений в настоящий закон уполномоченным органом являлось Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края. Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования (ч.5 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС). Согласно п. 3.1 Постановления Администрации Алтайского края от 28.07.2014 N 351 (ред. от 19.09.2016) "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение жилыми помещениями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем: строительства жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края; приобретения жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края. Согласно ст. 8 Закона Алтайского края №136-3C, норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. Частью 1.1. статьи 8 Закона Алтайского края № 136-3C установлено, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров. Как следует из материалов дела истец ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ года, его отец – ФИО2 лишен родительских прав в отношении сына решением Солонешенского районного суда Алтайского края от 31.10.2002 года. Мать – ФИО2 умела 11.11.2004 г. Таким образом, ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации Солонешенского района Алтайского края №354 от 19.11.2002 несовершеннолетний ФИО1 помещен в учреждение общественного воспитания. Приказом управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от 05.12.2013 № 826, сведения о ФИО1 внесены в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по дате поступления заявления 17.05.2013. По состоянию на 01.02.2020 реестровая запись № 251. ФИО1 зарегистрирован по адресу: <...>, что подтверждается его паспортными данными. Указанный жилой дом является детским домом, что подтверждается выпиской из ЕГРН. С 2018 года по настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <...>. Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по Алтайскому краю, данное жилое помещение на праве собственности ФИО1 не принадлежит. Проживает в указанной квартире на основании договора найма жилого помещения. Кроме того, с 02.03.2020 года официально трудоустроен в АО «Алтайвагон», место работы: <...>, что подтверждено трудовым договором. Таким образом, суд полагает установленным факт проживания ФИО1 с 2018 года на территории г.Новоалтайска. Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Алтайскому краю ФИО1 строений и помещений в собственности не имеет, в приватизации не участвовал. По сведениям Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» информация о принадлежности ФИО1 объектов недвижимого имущества отсутствует. Согласно ответу Алтайской краевой нотариальной палаты наследственные дела после смерти матери истца не открывались. Истец ФИО1 в период с 13.01.2015 по 05.07.2018 года состоял в браке с ФИО3, что подтверждено паспортом истца, копией решения мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края. От брака имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По данным Росреестра по Алтайскому краю бывшей супруге ФИО1 – ФИО3 с 09.04.2012 принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ул. Подгорная, д.29, кв.2, с. Улус-Тараба, Кытмановский район, Алтайский край. Вместе с тем, указанное недвижимое имущество приобретено ФИО6 до брака с ФИО1, а потому является ее единоличной собственностью, прав истца на это имущество не влечет. Кроме того, по сведениям Росреестра по Алтайскому краю, в период брака с ФИО1, ФИО3 в общую долевую собственность с детьми ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по 1/6 доли у каждого приобретена в собственность ? доли в доме, общей площадью 131,6 кв.м, по адресу: <...>, за счет средств материнского капитала. В силу ч.4 ст.60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок не имеет права собственности на имущество родителей. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. В связи с чем, наличие у детей истца права собственности на жилое помещение не влияет на возникновение права собственности на данное жилое помещение у истца. При этом доля в праве собственности, зарегистрированная на ФИО6 (1/6 доли), является совместно нажитым имуществом супругов в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации. Общая площадь дома составляет 131,6 кв.м., соответственно площадь, приходящаяся на долю ФИО3, составляет 21,9 кв.м. (131,6 кв.м х 1/6). Следовательно, на долю каждого супруга приходится по 10,97 кв.м. (21,9 кв.м. / 2). В соответствии с решением Кытмановского районного совета народных депутатов Алтайского края от 26.08.2008 № 55 учетная норма общей площади жилого помещения составляет 12,5 кв.м. Таким образом, на долю ФИО1 в доме по адресу: <...>, приходится площади менее учетной нормы. В соответствии со ст.17-1 Закона Алтайского края № 136-3C «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» (далее - Закон Алтайского края №136-ЗС) лицам указанной категории благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются краевым государственным казенным учреждением «Региональное жилищное управление». Согласно ст. 8 Закона Алтайского края №136-3C, норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. Частью 1.1. статьи 8 Закона Алтайского края № 136-3C установлено, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров. Наличие у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки, в том числе жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, как у лица из числа детей-сирот не оспаривается. Также суд приходит к выводу о том, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по достижении совершеннолетия, жильем не обеспечен и в собственности жилья не имеет, своевременно в установленном порядке обратился в органы местного самоуправления за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, был включен в список на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на данный момент не исключен из списка, приобрел право на обеспечение жильем, которое до настоящего времени не реализовано. При таких обстоятельствах суд находит, что доводы стороны истца о нарушении прав ФИО1 по обеспечению жильем, полностью установлены в ходе судебного разбирательства. При этом доводы ответчика о том, что реализация права истца может нарушить права других лиц, относящихся к той же категории, и обладающих аналогичными правами, не может быть основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку не освобождает ответчика от обязанности обеспечить жильем всех льготников, включая истца, не отодвигая исполнение этой обязанности на неопределенный срок лишь на том основании, что список многочислен. Учитывая, что ни вышеуказанными положениями закона, ни нормами Жилищного кодекса Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, то указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе предоставление жилых помещений по договорам социального найма должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста не поставлена законом в зависимость от предоставления либо не предоставления жилых помещений другим детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. С учетом изложенного, уполномоченное краевое учреждение было обязано предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения незамедлительно по достижении им 18-ти летнего возраста, либо по его заявлению – непосредственно после окончания им обучения в учреждениях образования. Данная обязанность ответчиком до настоящего времени не выполнена. В связи с этим единственным способом защитить нарушенное право ФИО1 на получение жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда является понуждение ответчика к совершению конкретных действий. На основании изложенного, суд находит исковые требования ФИО1 об установлении факта его постоянного проживания на территории города Новоалтайска Алтайского края, возложении обязанности на КГКУ «Региональное жилищное управление» предоставить ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, если собой оно представляет благоустроенную однокомнатную квартиру, в границах муниципального образования г. Новоалтайска Алтайского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Рассматривая требование об отсрочке исполнения решения, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов истца. Решением суда не определено конкретное жилое помещение, подлежащее передаче, решение должно быть исполнено путем предоставления истцу по договору социального найма свободного жилого помещения определенной площади и степени благоустройства из имеющегося в наличии жилищного фонда в черте муниципального образования г.Новоалтайска Алтайского края. Предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда предполагает соблюдение установленной нормами федерального и регионального законодательства, нормативными актами органов местного самоуправления процедуры. Процедура приобретения жилого помещения - размещение заказов, производство конкурсного отбора, заключение контрактов по результатам конкурса, оформление сделки, регистрация прав - является длительной, что само по себе указывает на возможность установления 3-х месячного срока исполнения решения суда. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Исковое заявление прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Алтайского края в интересах ФИО1 удовлетворить. Установить факт проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2018 года на территории города Новоалтайска Алтайского края. Обязать краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров, в границах муниципального образования города Новоалтайска Алтайского края в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в апелляционном порядке. Судья Д.В. Косилова Суд:Железнодорожный районный суд г. Барнаула (Алтайский край) (подробнее)Судьи дела:Косилова Дарья Владимировна (судья) (подробнее)Судебная практика по:По социальной защитеСудебная практика по применению норм ст. 98, 98.1 ЖК РФ |