Решение № 2А-4844/2020 2А-4844/2020~М-5503/2020 М-5503/2020 от 5 октября 2020 г. по делу № 2А-4844/2020





РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г.Сочи.

05.10.2020 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карибовым В.И.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г.Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы земельного участка,

установил:


Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просит признать отказ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 355 кв.м на кадастровом плане территории, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, 3а департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным; утвердить представленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель не разграниченной государственной собственности в границах кадастрового квартала №, площадью 355 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, 3а, с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", в территориальной зоне Ж-2, категория земель – земли населенных пунктов со следующими координатами в системе (МСК-23), м; обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить постановку указанного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с предоставленным межевым планом, подготовленным на основании судебного акта и схемы расположения земельного участка площадью 355 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: г.С., Центральный район, <адрес> подготовленной кадастровым инженером без истребования дополнительных документов, согласований и обязать администрацию г.Сочи в лице департамента имущественных отношений заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка площадью 355 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес> сроком на 49 (сорок девять) лет."

В обоснование требований указал, что ему принадлежит хозблок, назначение нежилое, общей площадью 22,1 кв.м, этажность 1, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>

В целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен данный хозблок, он обратился к кадастровому инженеру, который подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории под хозблоком.

22.06.2020 через ГАУ КК "МФЦ КК" в администрацию г.Сочи он подал заявление с просьбой о предварительном согласовании земельного участка общей площадью 355 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

Рассмотрев обращение, департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи отказано в предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" с указанием на то обстоятельство, что принадлежащий ФИО1 на праве собственности хозблок, расположен на земельном участке, занятым многоквартирным жилым домом.

Также, в качестве основания отказа департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи указывает, что предусматривается образование земельного участка площадью 355 кв.м с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6171 кв.м, вид разрешенного использования – для размещения и эксплуатации жилого дома.

Посчитав отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.

Административный истец ФИО1, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Также просил удовлетворить в полном объеме заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – администрации г. Сочи, надлежаще и своевременном извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Также просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю отдел по г.Сочи надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела без его участия не просил.

Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Рассмотрев материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи отказано в утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка 06.07.2020, таким образом, срок обращения в суд на дату подачи административного искового заявления не пропущен.

В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из материалов дела установлено, что административному истцу, ФИО1 на праве собственности принадлежит хозблок, назначение нежилое, общей площадью 22,1 кв.м, этажность 1, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес> о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от 10.09.2018.

В целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен данный хозблок, ФИО1 обратился к кадастровому инженеру, который подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории под хозблоком.

22.06.2020 через ГАУ КК "МФЦ КК" ФИО1 администрацию г.Сочи подано заявление с просьбой о предварительном согласовании земельного участка общей площадью 355 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, 3а для индивидуального жилищного строительства.

Рассмотрев обращение, ответным письмом от 06.07.2020 № 21.01-21/19512 департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи отказано в предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".

Суд находит данный отказ незаконным и необоснованным, а также нарушающим права административного истца на образование и возмездное приобретение земельного участка под хозяйственным блоком из земель государственной или муниципальной собственности.

Также, в качестве основания отказа департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи указывает, что предусматривается образование земельного участка площадью 355 кв.м с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6171 кв.м, вид разрешенного использования – для размещения и эксплуатации жилого дома. Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утв. Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202, установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, в том числе для индивидуального жилищного строительства от 400 до 1000 кв.м. Соответственно площадь образуемого земельного участка не соответствует предельным размерам, установленным для данного использования земельного участка. Кроме того, представленная схема выполнена без учета требований к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, требований к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Пунктом 2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ " определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч.3). Образование указанного в ч.3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (ч.4). Образование указанного в ч.3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (ч.4.1). Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).

Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

В ситуации, когда земельный участок под многоквартирным домом подлежит формированию за счет публичных земельных участков, распоряжение которыми отнесено к компетенции разных публичных образований, обязанность по формированию такого участка, является общим обязательством данных публичных образований, поскольку праву собственников помещений на получение такого земельного участка в общую долевую собственность, установленное ч.1 ст.16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", корреспондирует обязанность соответствующих публичных образований сформировать и передать данный участок.Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 6171 кв.м под многоквартирным домом до настоящего времени не сформирован. Таким образом, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Статьей 7 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

Согласно ч.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 настоящего Кодекса.

Испрашиваемый земельный участок по адресу: г.Сочи, <адрес> на котором расположен хозблок находится в зоне "Ж-2" - зона застройки малоэтажными жилыми домами коттеджного и блокированного типа до 15 м. Земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Минимальная расчетная площадь земельного участка равна 214 кв.м. Доступ ко всем контурам образуемого многоконтурного земельного участка обеспечен через земли общего пользования, границы вновь образуемого земельного участка установлены с учетом фактического землепользования.

Обосновывая отказ в предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи исходил из того, что принадлежащий ФИО1 на праве собственности хозблок, расположен на земельном участке, занятым многоквартирным жилым домом.

В силу ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом или иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом, хозблок, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес> принадлежит ФИО1 на праве собственности и является отдельно стоящим строением, а не частью единого капитального строения (здания) индивидуализирован и поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с п.6 и п.14 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Здание является единым объектом недвижимости, в связи с чем для его эксплуатации должен быть сформирован земельный участок, выступающий объектом прав в целом, то есть неделимый земельный участок.

Делимость застроенных земельных участков определяется возможностью формирования участков, занятых отдельными объектами недвижимости и необходимых для использования каждого из них, соответствующих требованиям ст.11.9 Земельного кодекса РФ.

С учетом требований ст.36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии с п.2 ст.3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Согласно ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст.271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

Согласно п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

С учетом положений ч.1 ст.39.20 ЗК РФ и ст.271 ГК РФ ФИО1 как собственник объекта недвижимости, имеет исключительное право на заключение договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект недвижимости.

Таким образом, в силу данных обстоятельств, с учетом вышеприведенных норм закона ФИО1 принадлежит право обращения в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения такого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что свидетельствует о неправомерности отказа в утверждении схемы земельного участка для эксплуатации хозблока и нарушении его прав как собственника объекта недвижимого имущества.

В соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанный земельный участок.

При этом решать вопрос о том, приобретать участок в собственность или в аренду Закон предоставляет собственнику находящегося на нем здания.

В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статья 27 Земельного кодекса РФ, содержит исчерпывающий перечень ограничения оборотоспособности земельных участков. Сведений о том, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес> относится к землям, ограниченным в обороте, изъятым из оборота не имеется, кроме того, решение о резервировании земельного участка для государственных нужд не принималось.

В соответствии с ч.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из положений ст.11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельного участка в судебном порядке производится в случае препятствия заинтересованному лицу в формировании земельного участка.

На основании ст.11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

В настоящем случае административный иск является выбранным способом защиты нарушенного права, который предусмотрен законом (ст.12 ГК РФ, ст.11.2 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

решил:


Удовлетворить административное исковое заявление ФИО1 к администрации г. Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы земельного участка.

Признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 355 кв.м на кадастровом плане территории, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес> департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи выраженный в письме от 06.07.2020 г. № 21.01-21/19512.

Признать утвержденной и согласованной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель не разграниченной государственной собственности в границах кадастрового квартала №, площадью 355 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес> с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", в территориальной зоне Ж-2, категория земель – земли населенных пунктов со следующими координатами в системе (МСК-23), м:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Данное решение является основанием для Управления Росреестра по Краснодарскому краю осуществить постановку указанного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с предоставленным межевым планом, подготовленным на основании судебного акта и схемы расположения земельного участка площадью 355 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес> подготовленной кадастровым инженером без истребования дополнительных документов, согласований.

Обязать администрацию г.Сочи в лице департамента имущественных отношений заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка площадью 355 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес> сроком на 49 (сорок девять) лет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия решения.

Мотивированное решение составлено 08.10.2020 г.

Председательствующий



Суд:

Центральный районный суд г. Сочи (Краснодарский край) (подробнее)

Судьи дела:

Качур Сергей Вячеславович (судья) (подробнее)