Решение № 2-2805/2020 2-2805/2020~М-2483/2020 М-2483/2020 от 18 ноября 2020 г. по делу № 2-2805/2020Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) - Гражданские и административные Дело № 2-2805/2020 Именем Российской Федерации 18 ноября 2020 г. . г. Ростов-на-Дону Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Евангедевской Л.В. при секретаре Нанавьян С.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области о признании незаконным снятия с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья Истец обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области в обоснование указав, что 11.09.2012 г. он обратился с заявлением в комиссию по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД Республики Калмыкия. 09.11.2012 г. Распоряжением № 433р истец был принят на учет. 21.08.2014 г. в связи с переводом для прохождения службы в ГУМВД России по Ростовской области, истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 09.06.2020 г. истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты. 15.06.2020 г. истца уведомили о снятии с учета. Считает данное снятие с учета незаконным, поскольку истец соответствовал всем требованиям, предъявляемым для постановки на учет, а именно: он имел стаж службы в органах внутренних дел более 20 лет, проживал в квартире своего отца ФИО2 общей площадью 81,2 кв.м. по адресу: <адрес>, где были зарегистрированы и проживал еще 7 человек, таким образом, истец был обеспечен площадью менее 15 кв.м., а именно- 10,15 кв.м. На основании изложенного просит суд признать незаконным снятие (исключение) ФИО1 с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязать ГУ МВД России по Ростовской области устранить допущенные нарушения, восстановить ФИО1 на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен. Представитель истца приходько Ю.О., действующая на основании доверенности № от 17.11.2020 г. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить, дала пояснения аналогично изложенным в иске. Представитель ответчика ГУ МВД России по РО ФИО3, действующий на основании доверенности № 1/168 от 30.12.2019 г. в судебное заседание явился исковые требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать. Представил письменные возражения, согласно которым 20.08.2020 г. ФИО1 с дочерью снялся с регистрационного учета по месту жительства, тем самым по собственному волеизъявлению прекратил право пользования жилым домом, которое сохранялось за ним по адресу: <адрес>, и где он был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека 42,8 кв.м. Согласно ч. 7 ст. 3 закона « 247-ФЗ, при таких обстоятельствах, истец должен был быть поставлен на учет не ранее, чем через 5 лет со дня совершения действий, ухудшающих жилищные условия Следовательно, у ФИО1 вместе с дочерью отсутствовали основания для постановки на учет для получения единовременной выплаты 09.11.2012 г. Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Закона № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 4 Закона № 247-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Закона № 247-ФЗ). Частью 4 статьи 4 Закона № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи Согласно части 7 статьи 4 Закона № 247-ФЗ (в редакции закона от 30.11.2011 г. действовавшей на момент постановки на учет) сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В целях реализации положений указанного Закона Правительством РФ было принято Постановление от 30.12.2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", которым утверждены Правила предоставления этой выплаты. Пункт 9 (б) Правил содержит перечень действий, которые расцениваются как намеренно повлекшие ухудшение жилищных условий, в том числе: обмен жилыми помещениями; невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); выделение доли собственниками жилых помещений; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи. По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим. При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (8 Правил). Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 4 Закона № 247-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 8 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения. В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 9 Правил). Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Как видно из материалов дела, ФИО1 был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты распоряжением № 433р от 09.11.2012 г. МВД России по Республике Калмыкия (протокол заседания комиссии МВД России по Республике Калмыкия № 24 от 29.10.2012). 21.08.2014 г. в связи с переводом для прохождения службы в ГУ МВД России по Ростовской области, распоряжением ГУ МВД России по ростовской области № 38/158 от 21.08.2014 г. (протокол заседания Комиссии № 84 от 18.08.2014 г.) истец был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия по прежнему месту работы- 09.11.2012 г. 01.02.2012 г. ФИО1 расторг брак с ФИО12 11.09.2012 г. ФИО1 обратился с заявлением в Комиссию по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Калмыкия, о принятии его на учет в составе семьи из 2-х человек (он, дочь ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ рождения). Согласно справке о проверке жилищных условий, выписке из лицевого счета квартиросъемщика от 07.09.2012 г. ФИО1 зарегистрирован постоянно по месту жительства с 25.08.2012 г. в квартире общей площадью 81,20 кв.м., по адресу: <адрес>, где были зарегистрированы и проживал еще 7 человек (отец истца ФИО14, дочь истца ФИО4, мать истца ФИО15, муж сестры истца ФИО16., сестра истца ФИО17., племянник истца ФИО18., племянница истца ФИО19), таким образом, истец был обеспечен площадью менее 15 кв.м., а именно- 10,15 кв.м. Как следует из выписки из домовой книги от 04.09.2012 г., по состоянию на 20.08.2012 г. ФИО1 с дочерью были зарегистрированы по адресу: Республика <адрес> принадлежащем отцу истца, где он был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека 42,8 кв.м., т.о есть менее 15 кв.м. 20.08.2012 г. истец с дочерью снялся с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, тем самым прекратив право пользования жилым домом, и зарегистрировался по месту жительства с 25.08.2012 г. в квартире общей площадью 81,20 кв.м., по адресу: <адрес> В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации). В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что для признания соответствующих лиц, названных в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно пп. "б" пункта 19 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 ст. 4 Закона № 247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере. Действия ФИО1 по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. м, могут свидетельствовать о намеренном создании им ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 7 статьи 4 Закона № 247-ФЗ дают право комиссии снять сотрудника с учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Только через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий истец имеет право на обращение с заявление на постановку на учет для получения социальной выплаты. Данная позиция согласуется с позицией в определениях Верховного суда Российской Федерации. Доводы представителя истца о том, что ФИО1 был снят с учета его отцом, без личного волеизъявления, не могут быть приняты судом, поскольку, согласно ст. 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (в редакции от 16.04.2012, действовавшей на момент снятия с учета) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета; В соответствии с п. 33 указанных Правил, органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок. Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (п. 28 Правил). Таким образом, без личного волеизъявления истца, снятие его и его несовершеннолетней дочери с регистрационного учета по месту жительства не возможно. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия комиссии по снятию ФИО1 с семьей с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласуются с приведенными нормами (ч. 7 ст. 4 Закона № 247-ФЗ). При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Исковые требования ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области о признании незаконным снятия с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья- оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 20.11.2020 г. Судья Суд:Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) (подробнее)Судьи дела:Евангелевская Лада Викторовна (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Признание права пользования жилым помещениемСудебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ
|