Решение № 2А-3978/2020 2А-3978/2020~М-3095/2020 М-3095/2020 от 26 октября 2020 г. по делу № 2А-3978/2020Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) - Гражданские и административные № 2а-3978/2020 39RS0002-01-2020-004243-30 Именем Российской Федерации г. Калининград 26 октября 2020 г. Центральный районный суд г. Калининграда в составе: председательствующего судьи: Кисель М.П., при секретаре: Королевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, Административный истец обратился в адрес суда с названными требованиями, в обоснование которых указал, что он являясь лицом, имеющим право на получение земельного участка для ведения садоводства на территории гор. Калининграда, был включен в соответствующий список граждан, сформированный Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» (далее по тексту также КМИ и ЗР Администрации) на основании положений действующего законодательства под № 1. Распоряжением КМИ и ЗР Администрации от 10.04.2018 г. № утвержден перечень земельных участок в ГО «Город Калининград» для ведения садоводства в ГО «Город Калининград», для предоставления гражданам согласно названной выше очереди. В ходе проведенной 27.07.2019 г. процедуры распределения земельных участков за административным истцом был закреплен земельный участок с №, расположенный по адресу: < адрес > (далее по тексту также – Спорный ЗУ). 08.08.2018 г. ФИО1 обратился в адрес и.о. заместителя главы администрации ГО «Город Калининград» ФИО2 с заявлением на предоставление указанного земельного участка в аренду, по результатам рассмотрения между заявителем и КМИ и ЗР Администрации был заключен договор аренды названного ЗУ № сроком на 49 лет. 12.03.2020 г. административный истец обратился в адрес и.о. заместителя главы администрации ГО «Город Калининград» ФИО2 с заявлением о предоставлении Спорного ЗУ в собственность за плату в размере 50 % кадастровой стоимости, в удовлетворении которого ответом 24.04.2020 г. было отказано в связи с нахождением указанного участка в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, 2 пояс (Н-3). Полагая указанный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, административный истец на основании норм материального права и в порядке, установленном процессуальным законом, просил признать незаконным отказ в предоставлении Спорного ЗУ № от 24.04.2020 г., обязать предоставить указанный земельный участок административному истцу за плату в размере 50 % кадастровой стоимости в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании административный истец ФИО1, а также его представитель ФИО3, заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям, настаивали на его удовлетворении. Представитель административного ответчика Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» ФИО4 с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы ранее представленного отзыва, из содержания которого следует, что административный ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, полагает их не основанными на положениях действующего законодательства. Спорный ЗУ, согласно карте территориального зонирования Администрации ГО «Город Калининград» Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда № 339 от 25.12.2017 г., находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В силу положений действующего законодательства названные обстоятельства является императивным основанием для отказа в удовлетворении в заявленных административным истцом требований, и свидетельствует о законности оспариваемого ответа. Административный ответчик Администрация ГО «Город Калининград» будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения спора, явку представителя в суд не обеспечила, заявлений и ходатайств в адрес суда не представила. Заслушав позицию явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу. Судом достоверно установлено, не оспорено сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что между административным истцом Нижником А.М. и КМИ и ЗР Администрации 11.10.2018 г. был заключен договор аренды, в рамках которого истцу, как лицу, являющемуся ветераном боевых действий, и имеющему установленную положениями действующего законодательства льготу в аренду на срок 49 лет был предоставлен земельный участок с №, расположенный по адресу: < адрес > площадью < ИЗЪЯТО > кв. м., с видом разрешенного использования «для ведения садоводства» на срок 49 лет. 12.03.2020 г. Нижником А.М. в адрес Администрации ГО «Город Калининград» подано заявление о предоставлении указанного земельного участка ему в собственность за плату в размере 50 % от кадастровой стоимости. Оспариваемым ответом № от 24.04.2020 г. административному истцу отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату, названный отказ мотивирован фактом нахождения Спорного ЗУ в зоне санитарный охраны источников водоснабжения, 2 пояс (Н-3), и как следствие наличием у него статуса ограниченного в обороте. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу положений п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации определено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3 статьи 18 Закона N 52-ФЗ). Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Пунктом 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград» также устанавливалось предписание о том, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Как следует из пунктов 1.4 и 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02). Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ). Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ). Из приведенных норм, а также положений Закона № 131-ФЗ и Закона № 52-ФЗ следует, что вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства. Вместе с тем нормативный правовой акт органа исполнительной власти Калининградской области, устанавливающий в городском округе «Город Калининград» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует. Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 г. № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» (далее - Закон N 19) утверждение документов территориального планирования муниципальных образований и правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы отнесено к полномочиям Правительства Калининградской области. Пунктом 4 статьи 2 Закона № 19 предусмотрено, что документы территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, документы градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, документация по планировке территории муниципальных образований Калининградской области, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу этого закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области. Генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград», приняты уполномоченным на дату их принятия органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24 - 25, 31 - 32 ГрК РФ, официально опубликованы в установленном порядке. Вместе с тем постановление администрации Калининградской области от 18 июля 1995 г. № 348 «Об утверждении зон санитарной охраны водоисточников и сооружений Калининградского водопровода и комплекса мероприятий по улучшению санитарного состояния этих зон» утратило силу с 3 декабря 2015 г. в связи с изданием постановления Правительства Калининградской области от 3 декабря 2015 г. № 673. При таких обстоятельствах, учитывая прекращение существования зон санитарной охраны, ранее установленных постановлением администрации Калининградской области от 18 июля 1995 г. № 348 «Об утверждении зон санитарной охраны водоисточников и сооружений Калининградского водопровода и комплекса мероприятий по улучшению санитарного состояния этих зон», и тот факт, что действующим законодательством не предусмотрена возможность установления зон санитарной охраны непосредственно проектами документов территориального планирования и градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения, ссылка на наличие Спорного ЗУ в зоне санитарной охраны не легитимна, поскольку фактически основана на сведениях, противоречащих совокупности приведенных выше норм и положений. Указанный вывод также находит свое подтверждение в содержании поступивших в адрес суда ответа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области № от 20.08.2020 г., согласно которому на земельном участке с № водоохраны зоны отсутствуют, и ответа Управления Роспотребнадзора по Калининградской области № от 16.06.2020 г., согласно которому порядок установление санитарно-защитных зон отнесен к юрисдикции Правительства Калининградской области, а установление таких зон для СНТ не предусмотрено, т.к. СНТ не является источником негативного воздействия. Учитывая изложенное, суд находит отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград», выраженный в письме № от 24.04.2020 г., не основанным на положениях действующего законодательства. В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия. Вместе с тем, из приведенных выше норм следует, что возможность разрешения органом местного самоуправления вопроса о предоставлении Нижнику А.М. Спорного ЗУ без торгов за плату в размере 50 % его кадастровой стоимости возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления соответствующей обязанности отнесенной к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей. Обобщая совокупность установленных обстоятельств, принимая во внимание содержание указанных норм и положений, суд приходит к выводу о частичной обоснованности требований Нижника А.М. в указанной части требований, и полагает необходимым обязать Администрацию ГО «Город Калининград» в лице комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» повторно рассмотреть обращение Нижника А.М. о передаче в собственность земельного участка с КН № Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично. Признать незаконным отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград», выраженный в письме № от 24.04.2020 г., в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка с № Обязать Администрацию ГО «Город Калининград» в лице комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» повторно рассмотреть обращение Нижника А.М. о передаче в собственность земельного участка с №; В остальной части требований отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2020 г. Судья Суд:Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) (подробнее)Судьи дела:Кисель Максим Павлович (судья) (подробнее) |