Решение № 2А-4919/2020 2А-4919/2020~М-4567/2020 М-4567/2020 от 19 октября 2020 г. по делу № 2А-4919/2020




Дело № 2а-4919/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

19 октября 2020 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Крюк А.А.,

при секретаре Супонькиной А.Г.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к руководителю контрольно-следственного отдела следственного управления следственного комитета России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2, следственному управлению следственного комитета России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании ответа незаконным,

установил:


ФИО1 обратился в суд к руководителю контрольно-следственного отдела следственного управления следственного комитета России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 о признании ответа незаконным.

В обосновании заявленных требований указал, что им получено письмо от заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ за № Считает, что данный «ответ» от ДД.ММ.ГГГГ за № противозаконен. Этот ответ (извещение) не соответствует фактическому и противозаконен, так как в своём ответе К.В. Хотинец утверждает, что в его обращении отсутствуют факты о преступлениях, требующих проверки в порядке предусмотренном ст.ст. 144,145 УПК РФ. При этом ФИО2 ссылается на п. 20 Приказа СК РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, однако сознательно искажает (игнорирует) требование этого пункта в отношении подобных обращении. П.20 гласит «Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.... В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки. На настоящий момент ответчик не может предъявить ни один документ с указанием этих конкретных обстоятельств, подтверждающих отсутствие предусмотренных УПК РФ оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки. Такого документа нет в природе. Данное бездействие, письменно подтвержденное обжалуемым документом, наносит ущерб его конституционным правам и свободам и затруднил ему доступ к правосудию. На основании вышеизложенного просит признать «ответ» от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и противозаконным, вынести частное определение о недопустимости совершения действий, квалифицируемых ст. 316 УК РФ.

Определением от 23.09.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено следственное управление следственного комитета России по Хабаровскому краю и ЕАО

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования, пояснив изложенное в иске.

В судебное заседание административные ответчики не явились, просил рассматривать дело в свое отсутствие, согласно поступившим возражениям, просят в иске отказать.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ требования о признании действия незаконным подлежат удовлетворению в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации", в соответствии с которым Следственный комитет организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

В соответствии с положениями ст. 10 указанного закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Приказом СК России от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" в целях организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской Федерации, утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

Согласно п. 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утв. Приказом СК России от 11.10.2012 N 72 заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

Судом установлено, что в следственное управление следственного комитета России по Хабаровскому краю и ЕАО 28.07.2020 для организации рассмотрения из Следственного комитета Российской Федерации поступило обращение ФИО1 от 25.05.2020, которое, в свою очередь, поступило в Следственный комитет Российской Федерации из Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В своем обращении административный истец просит признать письмо от первого заместителя начальника УФСБ РФ по Хабаровскому краю ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ г. за № противозаконным, признать отсутствие рапорта (справки) приложенного к вышеуказанному ответу как бездействие заинтересованного лица, в соответствии с требованиями п. 15 Инструкции от 30.08.2013 г. № 468 обязать ответчика подготовить соответствующий рапорт (письмо, разъяснение о об выявлении или опровержении фактов выявленных признаков состава преступления судей по ст. 305 УК РФ) для обоснованного ответа, разъяснить заинтересованному лицу о невозможности ККС Хабаровского края и ВККС завести уголовное дело в отношении любого судьи без официального подтверждения о выявлении факта выявленных признаком преступления со стороны судьи, квалифицируемых по ст. 305 УК РФ, этот документ составляет и оформляется в ФСБ России.

В указанном заявлении содержится указание на направление его обращений в ККС Хабаровского края без рапорта сотрудника ФСБ «о выявлении либо опровержении фактов выявленных признаков состава преступления судей по ст.305 УК РФ или ст.306 УК РФ со стороны ФИО1»

Согласно ответа ДД.ММ.ГГГГ за №, за подписью руководителю контрольно-следственного отдела следственного управления следственного комитета России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2, в обращении не содержится сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, в связи с чем, в соответствии п. 20 Приказа Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы: Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»), оно не требует процессуальной проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ. Предлагается сообщить дополнительные сведения о совершенном, по мнению заявителя, преступлении, в том числе время, место, способ и другие обстоятельства, свидетельствующие о конкретных незаконных действиях должностных лиц.

Отсутствие в заявлении ФИО1 от 25.05.2020 сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления объективно подтверждается содержанием заявления.

Судом установлено, что должностными лицами следственного управления при рассмотрении обращения ФИО1 не допущено нарушения требований Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», оснований для признания ответа руководителя контрольно-следственного отдела СУ СК России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 от. ДД.ММ.ГГГГ за № года на обращение ФИО1 от 25.05.2020 года, незаконным, не имеется.

При рассмотрении обращения ФИО1 от 25.05.2020 года со стороны должностного лица СУ СК России по Хабаровскому краю и ЕАО не было допущено нарушения прав и законных интересов заявителя.

Вопреки доводам административного истца, при рассмотрении его обращения от 25.05.2020 года и даче ответа на обращение должностное лицо СУ СК России по Хабаровскому краю и ЕАО действовало в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утв. Приказом СК России от 11.10.2012 года № 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации", п. 20 указанной инструкции при ответе на обращение нарушен не был.

Вопреки доводам административного истца, судом не установлены факты нарушения конституционных прав и свобод административного истца, его доступа к правосудию.

Действия (бездействие) иных органов и должностных лиц в рамках настоящего дела административным истцом не оспариваются.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

В соответствии с ч.4 ст.200 КАС РФ, в случае, если при рассмотрении административного дела суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.

При рассмотрении настоящего дела в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства, должностных лиц или иных лиц признаков преступления не обнаружено, в связи с чем оснований для направления сообщения органы дознания или предварительного следствия отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

решил:


В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 23 октября 2020 года.

Председательствующий подпись А.А. Крюк

Копия верна: судья А.А. Крюк

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-006221-75

Подлинник находится в материалах дела № 2а-4919/2020 Центрального районного суда г.Хабаровска.

Секретарь



Суд:

Центральный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) (подробнее)

Судьи дела:

Крюк Анна Александровна (судья) (подробнее)