Решение № 2А-5060/2020 2А-5060/2020~М-5351/2020 М-5351/2020 от 11 ноября 2020 г. по делу № 2А-5060/2020

Кировский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-5060/2020

УИД 55RS0001-01-2020-007870-54


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Омск 11 ноября 2020 года

Кировский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Серебренникова М.Н.,

помощника судьи Дортман В.А.,

при секретаре судебного заседания Зенковой Я.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского административного округа г. Омска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Кировского АО г. Омска обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о продаже поддельных документов и пропаганду уклонения от установленной законом ответственности путем использования таких документов.

В ходе мониторинга Интернет-ресурсов установлены сайты: <данные изъяты>, на которых размещены сведения о продаже медицинских справок (медицинских документов), оформление которых возможно без фактического обращения в медицинскую организацию.

Вход на сайт является свободным, ознакомиться с содержанием указанного Интернет-ресурса, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, заполнить заявку на приобретение медицинских справок может любой Интернет-пользователь.

При проверке сведений о владельце доменов <данные изъяты>, на сайтах автоматизированной системы WHOIS (https://www.nic.ru/whois/, https://www.whois.com/whois/) установлено, что в разделе «владелец домена» указан почтовый адрес: «NL» (Нидерланды).

При проверке сведений о владельце доменов <данные изъяты> на сайтах автоматизированной системы WHOIS (https://www.nic.ru/whois/, https://www.whois.com/whois/) установлено, что в разделе «владелец домена» указан почтовый адрес: «BS» (Багамы).

При проверке сведений о владельце доменов <данные изъяты>/, на сайтах автоматизированной системы WHOIS (https://www.nic.ru/whois/, https://www.whois.com/whois/) установлено, что в разделе «владелец домена» указан почтовый адрес: «PA» (Панама).

На Интернет-страницах <данные изъяты>/ размещена информация о стоимости медицинских справок, а также информация, пропагандирующая использование заведомо подложных документов в целях ухода от установленной законом ответственности.

Просит признать указанную информацию, размещенную на сайтах по адресам: <данные изъяты>/, запрещенной к распространению.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского АО г. Омска ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме.

Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологии и массовых коммуникации (Роскомнадзор), Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей не направили.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу положений ст. 10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность

Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков.

В соответствии с п. 3 ст. 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская организация имеет право, в том числе, выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

Согласно п. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 года №441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Пунктами 7, 12, 13 вышеуказанного Приказа Минздравсоцразвития России установлено, что справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.

Медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения.

Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина, включая:

а) описание проведенного обследования и (или) лечения, их результатов;

б) оценку обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

в) обоснованные выводы:

о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний;

о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, учебы;

о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению;

о причине смерти и диагнозе заболевания, в том числе по результатам патолого-анатомического вскрытия;

г) иные сведения, касающиеся состояния здоровья гражданина и оказания ему медицинской помощи.

Справки оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации (п. 10 Приказа Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 года №441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений»).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 года №984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» утвержденаучетная форма № 001-ГС/у «Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению».

Кроме того приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года №834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» форму № 086/у «Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение)».

В соответствии с ч. 7 ст. 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности.

Согласно п.1 ст.9 Закона №149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п.5 ст.15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч.1 и ч.2 ст. 15.1 указанного Федерального закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»

В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На Интернет-страницах https://medical-centr-garant.com/, https://spravkaj-v-gibdd.com/, https://medical-centr-online.com/ размещена информация о стоимости медицинских справок, а также информация, пропагандирующая использование заведомо подложных документов в целях ухода от установленной законом ответственности.

Поскольку перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

При этом п.2 ч.5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующий реестр, сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой Российской Федерации запрещено.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации, запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

В силу пп. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-сайтах по адресу: <данные изъяты> является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений.

Учитывая, что вышеуказанные Интернет-сайты не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в сети «Интернет», а установить их владельцев не представляется возможным, суд считает требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд полагает, что не имеет значение тот факт, что в настоящее время ссылка <данные изъяты> переходит на иную ссылку, поскольку на момент проведения проверки прокуратурой именно по данной ссылке располагалась информация, являющаяся запрещенной, и была доступна неопределенному кругу лиц.

В соответствии с положениями ч.4 ст. 265.5 КАС РФ, настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Признать информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, размещенную на сайтах по адресам: <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению.

Направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере, связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <...>), а также в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации по Омской области (644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 79) для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Серебренников



Суд:

Кировский районный суд г. Омска (Омская область) (подробнее)

Судьи дела:

Серебренников М.Н. (судья) (подробнее)