Решение № 2А-39/2024 2А-39/2024(2А-414/2023;)~М-398/2023 2А-414/2023 М-398/2023 от 8 февраля 2024 г. по делу № 2А-39/2024




Дело № 2а-39/2024 (№ 2а-414/2023)

УИД 57RS0002-01-2023-000523-21


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

8 февраля 2024 года пгт. Верховье

Верховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Баранова А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов ФИО2, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов России об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:


администрация Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов ФИО2 (далее – судебный пристав-исполнитель СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России) об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству и о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным.

В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что решением Верховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-456/2022 на администрацию Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов: распределительного газопровода низкого давления протяженностью 1 424,7 м. и межпоселкового газопровода среднего давления протяженностью 1297 м, расположенных по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России ФИО2 вынесено постановление об окончании исполнительного производства и о взыскании с должника администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Административный истец считает незаконным и необоснованным взыскание исполнительского сбора с должника и указывает, что для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество необходимо было выделить бюджетные средства, а именно для оплаты справок в БУ ОО «МР БТИ» и выполнение технического плана сооружения. Поступающих денежных средств на счета администрации сельского поселения хватало лишь на выплату заработной платы работникам администрации, пенсионных страховых взносов и оплаты коммунальных услуг.

В связи с чем, административный истец просил суд признать недействительным постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и освободить администрацию Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП в размере 50 000 рублей.

В предварительном судебном заседании представитель административного истца глава администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области ФИО3 отказалась от части исковых требований о признании недействительным постановления административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, уточнила заявленные административные исковые требования, просила освободить администрацию Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства №-ИП в размере 50 000 рублей

Протокольным определением Верховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов России (далее – ГМУ УФССП России).

В судебном заседании представитель административного истца глава администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области ФИО3 поддержал заявленные административные исковые требования с учетом их уточнения, просила их удовлетворить. Также указала, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием вины администрации сельского поселения, поскольку были предприняты все меры, направленные на своевременное исполнение содержащихся в исполнительном документе требований, и решение суда не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине отсутствия необходимых документов и денежных средств.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения требований административного истца.

Представитель административного ответчика ГМУ УФССП России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств и заявлений не представил.

Суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов закреплены в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ), из части 1 статьи 5 которого следует, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Из части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ следует, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 2-3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ указано, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В пункте 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 Постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указал, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).

Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Верховского районного суда Орловской области от 22.12.2022 удовлетворены исковые требования исковые требования прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов. На администрацию Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов: распределительного газопровода низкого давления протяженностью 1 424,7 м. и межпоселкового газопровода среднего давления протяженностью 1297 м, расположенных по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу (л.д. 9-10).

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России КСИ на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Верховским районным судом Орловской области по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области. Должнику ведущим судебным приставом-исполнителем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащиеся в исполнительном документе. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24).

Установив, что администрацией Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа не исполнены судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д. 25-26).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России ФИО2 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП, поскольку требования исполнительного документа выполнены в полном объеме (согласно выписке из ЕГРН газопровод низкого давления поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ). Неосновной долг исполнительский сбор в размере 50 000 рублей выделен в отдельное производство (л.д. 27-28) и ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производств №-ИП в отношении администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, и получено должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-30)

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора и поддерживая исковые требования в судебном заседании, глава администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области ссылался на отсутствие виновных действий со стороны администрации сельского поселения в неисполнении решения суда, поскольку административным истцом были приняты все необходимые и зависящие меры для надлежащего исполнения решения суда, однако, по независящим от административного истца обстоятельствам, в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок решение суда не было исполнено.

Проверяя указанные административным истцом доводы, судом установлено, что дефицит бюджета администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской на 2023 год составил – 48 100 рублей. Доходная часть бюджета за 2023 год составила: собственные редства: поступление налогов в сумме 969 006 рублей (с 4 октября по декабрь), дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности – 333 100 рублей, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета – 100 000 рублей; целевые средства: субвенции на осуществление полномочий по воинскому учету – 83 100 рублей, межбюджетные трансферты на обслуживание автомобильных дорог – 980 900 рублей. Расходная часть бюджета сложилась: субвенции на осуществление полномочий по воинскому учету – 83 100 рублей, межбюджетные трансферты на обслуживание автомобильных дорог – 684 053 рублей, заработная плата работникам организации – 1 194 673 рублей, налоги с заработной платы 357 155 рублей, коммунальные услуги – 39 916 рублей, оплата на оказание услуг 759 447 рублей, хозяйственные расходы, в том числе ГСМ – 116 970 рублей, оплата за финансовый контроль – 1 400 рублей, расходы на культуру – 8 000 рублей. Остаток собственных средств на счете на ДД.ММ.ГГГГ – 42 034,46 рублей, которые запланированы на обязательные выплаты по заработной плате и коммунальные услуги (л.д. 34-55).

Кроме того, согласно письмам от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ № глава администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области обращалась в БУ ОО «МР БТИ» (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, главе администрации Верховского района Орловской области (ответ от ДД.ММ.ГГГГ), Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №), Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №), МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №-АС/9178), БУ ОО «Государственный архив Орловской области» (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д. 84-96).

ДД.ММ.ГГГГ администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением для постановки на государственный кадастровый учет газопровода низкого давления. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено.

Новосильский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Орловской области ДД.ММ.ГГГГ уведомил администрацию Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области по результатам рассмотрения поступивших ДД.ММ.ГГГГ в орган регистрации документов о невозможности внесения сведений в ЕГРН.

В соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области оплатила Департаменту финансов Орловской области (БУ ОО «МР БТИ») денежные средства в размере 2 452 рубля за выполнением работ (услуг) справка договор № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области заключен договор подряда № с ООО «ДИОН» на выполнение кадастровых работ, подготовку технического плана на объект: газопровод низкого давления протяженностью 1 424,7 м. (л.д. 111-112).

Согласно акту сдачи выполненных работ по договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ составила 17 902,50 рубля (л.д. 113).

Из платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области перечислила ООО «ДИОН» денежные средства в размере 17 902,50 рубля за выполнение кадастровых работ (л.д. 104).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области обратилась в отдел МФЦ Верховского района для оказания государственных услуг – возобновление государственной регистрации, ранее приостановленной по заявлению правообладателя.

В уведомлении Новосильского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № №/1 указано о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрация Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области района Орловской области не уклонялась от исполнения решения суда, а не имела финансовой возможности для его исполнения, при этом ею принимались все необходимые меры для исполнения решения суда.

Учитывая, что административный истец не является субъектом предпринимательской деятельности, исполнение решения Верховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, связанное с возложенной судом обязанностью обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов, объективно требует значительного времени и наличие финансовой возможности.

Оценив представленные доказательства, исследовав юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области района Орловской области в неисполнении решения суда в установленный срок при вышеизложенных обстоятельствах и об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


административное исковое заявление администрации Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов ФИО2, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов России об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Корсунского сельского поселения Верховского района Орловской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2024 года.

Судья А.С. Баранов



Суд:

Верховский районный суд (Орловская область) (подробнее)

Судьи дела:

Баранов Алексей Сергеевич (судья) (подробнее)