Решение № 2А-5240/2020 2А-5240/2020~М-5101/2020 М-5101/2020 от 13 октября 2020 г. по делу № 2А-5240/2020Раменский городской суд (Московская область) - Гражданские и административные Дело № 2а-5240/2020 50RS0039-01-2020-008635-41 Именем Российской Федерации 13 октября 2020 года г. Раменское Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Тюкова А.В., при секретаре Надкиной А.А., с участием административного истца ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, обязании осуществить государственный и кадастровый учет и регистрацию права собственности на квартиру, ФИО3, уточнив свои требования <дата>, обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене решения от <дата><номер> об отказе в государственной регистрации, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на квартиру, внести запись в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объекта недвижимости, право собственности на который признано за ней решением Раменского городского суда Московской области <номер> от <дата>. В обоснование административного иска указано, что <дата> между ФИО1 и ООО «Синара» был заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома № <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, который зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области <дата>. Справка об оплате договора участия в долевом строительстве и акт выверки расчетов по указанному договору от <дата>, подтверждает оплату договора в полном объеме. По условиям заключенного ДДУ застройщик обязался построить на земельном участке с кадастровым номером <номер> многоквартирный дом со строительным адресом: <адрес> и передать дольщику двухкомнатную квартиру №<номер> на 13 этаже во 2 секции дома. <дата> между ней и ФИО1 был заключен договор уступки прав по договору <номер> участия в долевом строительстве жилого дома от <дата>, который зарегистрирован в Управление Росреестра Московской области от <дата>. Согласно пункту 2.4 договора уступки прав в счет возмещения расходов в связи с участием в долевом строительстве дома она передала ФИО1 денежные средства в размере 3 320 000 рублей. <дата> был подписан передаточный акт <номер>, согласно которому объект долевого строительства был принят участником от застройщика. Решением Раменского городского суда Московской области от <дата>. по делу <номер> за ней было признано право собственности на квартиру № <номер> по адресу: <адрес>. Определением Арбитражного суда города Москвы от <дата>. по делу № <номер> ООО «Синара» признана банкротом, в отношении него введена процедура наблюдение, временным управляющим назначен ФИО5 <дата> она подала заявление <номер> о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу. Однако <дата> ответчик уведомил ее о приостановлении государственной регистрации до <дата> (уведомление <номер>). В обоснование приостановки ответчик сослался на п.1 ст.5 и п.п.5 п.5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: «В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровом номере, а следовательно, о кадастровом учете многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> и квартиры № <номер>, расположенной в нем». <дата>. было подано заявление о приостановлении государственной регистрации прав, ввиду необходимости получения решения суда и предоставления его ответчику (заявление <номер> от <дата>.). <дата>. кадастровый инженер ФИО2 подала электронные документы через сайт Росреестра: заявление о государственном кадастровом учете (<номер> от <дата>), декларацию об объекте недвижимости, технический план помещения, решение Раменского городского суда МО от <дата> по делу <номер>. <дата> она обратилась к Ответчику с заявлением о возобновлении регистрационных действий, предоставив ещё раз решение Раменского городского суда МО от <дата> по делу <номер>. <дата> ответчиком вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности, ввиду не устранения недостатков, указанных в уведомлении. С отказом в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности она не согласна, считает его незаконным. В судебном заседании административный истец ФИО3 поддержала свои требования по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области - ФИО4 требования истца не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме. Заинтересованные лица - ООО «Синара» и временный управляющий ФИО5, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей для участия в деле не выделили. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей сторон. Выслушав административного истца, представителя административного ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав. Согласно ст. 26.1 ФЗ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию. На основании пунктов 5 и 7 части 2, части 3 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты, межевой план. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости. Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. В силу частей 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. В силу статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем признания права. Федеральным законом от 28.11.2018 N 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (далее - Закон N 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен статьей 26.1., указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете. Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Как следует из материалов дела, <дата> между ООО «Синара» и ФИО1 был заключен договор <номер> участия в долевом строительстве жилого дома, в соответствии с условиями которого застройщик обязался построить (создать) многоквартирный многоэтажный четырех секционный жилой дом, расположенный по строительному адресу: <адрес> и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать участнику объект долевого строительства, указанный в пункте 2.2. договора участия в долевом строительстве жилого дома, а участник обязался его принять, уплатив обусловленную договором цену. <дата> между ФИО1 и ФИО3 был заключен договор уступки прав по договору <номер>, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области <дата>г. <дата>г подписан акт приема-передачи объекта долевого строительства по договору уступки прав от <дата>г. <дата>г получена расписка о получении ФИО1 от ФИО3 денежных средств в размере 3 320 000руб за проданную квартиру. <дата> между ФИО3 и ООО «Синара» был составлен передаточный акт <номер>, согласно которому объект долевого строительства был принят участником от застройщика <дата>, на имя ФИО3 открыт лицевой счет по квартире № <номер>, она несет расходы по оплате коммунальных услуг. <дата> административный истец обратилась в Управление Росреестра по МО с заявлением <номер> о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, представив к заявлению договор уступки прав требования по договору (договор о передаче прав и обязанностей) от <дата>, договор участия в долевом строительстве от <дата><номер>/Р-3, передаточный акт от <дата> и квитанцию об оплате госпошлины. <дата> Управлением Росреестра по МО было вынесено уведомление <номер> о приостановлении государственной регистрации и государственного кадастрового учета в соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а именно «в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровом номере, а следовательно, о кадастровом учете многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> и квартиры № <номер>, расположенной в нем». <дата> ФИО3 подано заявление <номер> о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Заочным решением Раменского городского суда Московской области от <дата> по делу <номер> за ФИО3 признано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу <дата>. <дата> ей подано заявление № <номер> о возобновлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, ранее приостановленных в заявительном порядке, приложив к данному заявлению решение суда от <дата>. <дата> ответчиком вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности, ввиду не устранения недостатков, указанных в уведомлении. Из представленного административным истцом в материалы дела технического плана помещения - квартиры №<номер>, расположенной по адресу: <адрес>, содержащего план двухкомнатной квартиры №<номер>, следует, что площадь квартиры составляет 64,1 кв.м. Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Аналогичная норма приведена и в пункте 12 Приложения № 2 «Требования к определению площади здания, сооружения и помещений» к приказу Министерства экономического развития России от 1 марта 2016 г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Таким образом, представленная заявителем для осуществления регистрационных действий документация, содержит данные об общей (фактической) площади жилого помещения 64,1 кв.м., что соответствует нормативным правовым актам. Отсутствие в техническом плане помещения, кадастрового номера здания, в котором расположена квартира, само по себе не может являться препятствием для осуществления административным ответчиком постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении принадлежащего заявителю объекта недвижимого имущества. В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о регистрации обязанность по представлению заявления и прилагаемых к нему документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав возложена на орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; указанные уполномоченные органы в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме. Принимая во внимание, что административный истец не относится к лицам, уполномоченным обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана такого объекта и иных необходимых документов. Учитывая уровень взаимодействия органа регистрации прав с органом государственной власти и органом местного самоуправления при осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства, отсутствие технического плана многоквартирного дома не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования участника долевого строительства о регистрации права собственности на расположенное в таком доме помещение (квартиру). Иной способ защиты нарушенного права у истца отсутствует. Государственная регистрация права собственности административного истца на вышеуказанную квартиру должна быть произведена на основании вступившего в законную силу заочного решения Раменского городского суда Московской области от <дата>. В соответствии со ст. 16,17,25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства одним из документов, которые необходимо представить на государственную регистрацию, помимо документа, служащего основанием для такой регистрации, является план данного объекта недвижимого имущества, содержащий описание объекта незавершенного строительства. Как следует из материалов дела, <дата> кадастровым инженером ФИО2, действующей в интересах ФИО3, представлен в Управление Росреестра по Московской области технический план помещения - квартиры № <номер> вместе с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Таким образом, административным истцом на государственную регистрацию прав были представлены все необходимые документы, однако государственная регистрация права собственности ФИО3 и государственный кадастровый учет принадлежащей ей квартиры административным ответчиком до настоящего времени не произведены. Выводы административного ответчика о том, что сведения об объекте недвижимости, в частности сведений в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровом номере многоквартирного дома №<номер> по <адрес>, в котором находится квартира ФИО3, отсутствуют, не соответствуют действительности. В материалы административного дела представлена выписка о регистрации права на квартиру по адресу: <адрес>, которое так же было зарегистрировано на основании решения суда. Так же суд не принимает доводов административного ответчика о том, что регистрация квартиры <номер> в данном доме была произведена ошибочно, т.к. доказательств того, что техническая ошибка исправлена в суд представлено не было. Кроме того, постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области от <дата><номер> многоэтажному жилому дому (корп. <номер>) общей площадью 25 569,4 кв.м., согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от <дата> № <номер>, выданному Министерством строительного комплекса Московской области, расположенному на земельном участке с КН <номер>, присвоен адрес: <адрес>. Следовательно, информация о кадастровом номере здания могла быть получена административным ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия. Таким образом, требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд Требования ФИО3 – удовлетворить. Признать незаконными решение от <дата><номер> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации права. Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанность осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права ФИО3 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения. Судья А.В. Тюков Мотивированное решение составлено 14 октября 2020 года Суд:Раменский городской суд (Московская область) (подробнее)Судьи дела:Тюков А.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Недвижимое имущество, самовольные постройкиСудебная практика по применению нормы ст. 219 ГК РФ |