Решение № 21-115/2024 от 28 февраля 2024 г. по делу № 21-115/2024Оренбургский областной суд (Оренбургская область) - Административное дело № 21-115/2024 28 февраля 2024 года г. Оренбург Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В. при секретаре Щукиной Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника управления-начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области от 14 августа 2023 года и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 20 декабря 2023 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** *** ФИО1, постановлением заместителя начальника управления-начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области от 14 августа 2023 года, оставленного без изменения решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 20 декабря 2023 года, *** *** ФИО1 (далее-*** ФИО1) привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить. ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения жалобы не явился, ходатайств об отложении не заявлял, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие. Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместитель начальника управления-начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области БМВ, прихожу к следующему. Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частью 6, частью 6.1 и частью 7 настоящей статьи. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ). В силу статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Исходя из положений статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ, организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. Исходя из положений статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, в числе которых собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее-Правила противопожарного режима), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 3 Правил противопожарного режима лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Приказом МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 определен Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (далее-Приказ МЧС №806), в соответствии с пунктом 1 которого, ответственность за организацию и своевременность обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, юридических лицах (далее - организации), мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа (далее - обучение) несет руководитель организации. Согласно пункту 7 Приказа МЧС № 806 проведение противопожарных инструктажей осуществляется в соответствии с порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом структуры и численности работников (служащих) организации лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность в организации, прошедшими обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность» (далее - образование пожарно-технического профиля), либо прошедшими процедуру независимой оценки квалификации, в период действия свидетельства о квалификации: - руководителем организации; - лицом, которое по занимаемой должности или характеру выполняемых работ является ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, назначенным руководителем организации; - должностным лицом, назначенным руководителем организации ответственным за проведение противопожарного инструктажа в организации; - иными лицами по решению руководителя организации. В соответствии с частью 3 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон №273) под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня (часть 4). Обучение по дополнительным профессиональным программам (программам профессиональной переподготовки) необходимо, если ответственное лицо (пункт 2 Приказа МЧС № 806): - не имеет среднего профессионального и (или) высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность»; - не имеет профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования. Из материалов дела следует, что в ходе расследования уголовного дела в связи с пожаром, произошедшим 11 февраля 2023 года в здании придорожного сервиса, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего *** ФИО1, выявлено нарушение требований пожарной безопасности. В период с 10 января 2023 года по 20 января 2023 года *** ФИО1 в нарушении п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 допустил к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности мастера транспортного цеха УАМ 15 июня 2023 года старшим дознавателем отдела административной практики и дознания УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области в отношении *** ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Постановлением заместителя начальника управления – начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области от 14 августа 2023 года *** ФИО1 признан виновным в совершении данного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Фактические обстоятельства дела и вина *** ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении от 15 июня 2023 года, трудовым договором от 10 января 2023 года, приказом от 10 января 2023 года и иными материалами дела. Таким образом, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований правил пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. При таких обстоятельствах действия *** ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку было достоверно установлено на основе совокупности представленных доказательств, что *** *** был допущен к работе на объекте защиты УАМ не прошедший обучение мерам пожарной безопасности. С учетом обстоятельств данного дела, следует признать, *** ФИО1 имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в полной мере подтверждено представленными в дело доказательствами. Доводы жалобы о том, что ответственным лицом за соблюдение правил пожарной безопасности приказом от 10 января 2023 года был назначен мастер транспортного цеха УАМ, который должен был приступить к выполнению должностных обязанностей после прохождения аттестации по пожарной безопасности, не является основанием для отмены состоявшихся по делу актов. Как следует из материалов дела, 10 января 2023 года между *** ФИО1 и УАМ УАМ. был заключен трудовой договор № 5, в соответствии с которым УАМ был принят на должность мастера транспортного цеха, и в тот же день был издан приказ о приеме на работу УАМ 10 января 2023 года был издан приказ № 2 о назначении мастера транспортного цеха УАМ ответственным лицом за соблюдение правил пожарной безопасности в должностные обязанности которого входило: -проведение со всеми вновь поступающими на работу всех видов противопожарных инструктажей; -регистрацию инструктажей по пожарной безопасности; -контроль за соблюдением работниками правил пожарной безопасности и инструкции о мерах пожарной безопасности. В соответствии со статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. В соответствии с пунктом 10 трудового договора № 5 он вступает в силу со дня его подписания. В связи с чем, указанные доказательства подтверждают тот факт, что УАМ приступил к выполнению должностных обязанностей с 11 января 2023 года. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 допустил к исполнению трудовых обязанностей УАМ с момента издания приказа о приеме на работу, то есть с 10 января 2023 года, который не прошел обучение мерам пожарной безопасности. Доводы жалобы о том, что УАМ приступил к исполнению должностных обязанностей с 21 января 2023 года являются несостоятельными, поскольку согласно приказа от 10 января 2023 года, он был назначен ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности с того же дня как и принят на работу. Как следует из показаний должностного лица, вынесшего постановление по делу БМВ, допрошенного при рассмотрении жалобы в областном суде, в ходе расследования уголовного дела с февраля 2023 года и также на день составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ 15 июня 2023 года *** ФИО1 не представлялся приказ о том, что УАМ должен был приступить к исполнению обязанностей лица ответственного за пожарную безопасность после обучения. Указанный приказ был предоставлен только при рассмотрении дела. Из показаний, данных свидетелем УАМ в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по ст. 168, ч. 1 ст. 219 УК РФ в отношении ФИО1 следует, что он работает мастером транспортного цеха в придорожном сервисе *** ФИО1 и является ответственным за пожарную безопасность. Профессиональное образование в области пожарная безопасность не имеет, проходил обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в январе 2023 года. От дальнейших показаний по ст. 51 Конституции РФ отказался. Доказательств, достоверно опровергающих факт того, что УАМ не осуществлял возложенные на него обязанности с момента начала осуществления трудовой деятельности с 11 января 2023 года, *** предпринимателем представлено не было. Приказ № 5, представленный *** ФИО1 после составления протокола не опровергает выводы должностного лица и судьи районного суда о том, что он допустил к работе УАМ без прохождения обучения пожарной безопасности. Прохождение обучения после начала осуществления обязанностей ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности не является основанием для прекращения производства по делу. На основании вышеизложенного *** ФИО1 обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Неустранимых сомнений в виновности *** ФИО1 в совершении административного правонарушения не имеется, положения статьи 1.5 КоАП РФ соблюдены, в связи с чем довод жалобы об отсутствии в его действиях события и состава вмененного административного правонарушения обоснованным признать нельзя. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание *** ФИО1 назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности нарушены не были. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых решений не имеется, в связи с чем жалоба не подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановление заместителя начальника управления-начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области от 14 августа 2023 года и решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 20 декабря 2023 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** *** ФИО1 оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения. Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В. Суд:Оренбургский областной суд (Оренбургская область) (подробнее)Судьи дела:Хлынина Евгения Владимировна (судья) (подробнее)Судебная практика по:По пожарной безопасностиСудебная практика по применению нормы ст. 20.4 КОАП РФ |