Решение № 12-330/2023 от 25 декабря 2023 г. по делу № 12-330/2023




Дело № 12-330/2023

УИД 79RS0002-01-2023-004798-32


Р Е Ш Е Н И Е


25 декабря 2023года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда ЕАО Шарипова Ю.Ф., рассмотрев жалобу администрации Муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО на постановление врио главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору ФИО1 от 10.11.2023 № о привлечении администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:


Постановлением врио главного государственного инспектора г.Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору ФИО1 от 10.11.2023 № администрация муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО (далее администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель администрации подал жалобу, в которой просит отменить постановление и производство по делу прекратить. Считает, что инспектором не выявлены причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения. Осмотр территории Валдгеймского сельского поселения проводился без представителя администрации, в связи с чем, проведена необъективная оценка исполнения требований пожарной безопасности. В постановлении указано, что на территории Валдгеймского сельского поселения <адрес> имеется в наличии только 1 искусственный пожарный водоем. Фактически имеется в <адрес> 2 пожарных водоема для целей пожаротушения. Место нахождение водоема было разъяснено в устной форме, но проверяющими лицами водоем в <адрес> так и не был найден. В 2023 году при возникновении пожара на территории поселения в <адрес> пожарный автомобиль производил заправку воды у второго водоисточника, находящегося в районе 19 км. <адрес>. Также в постановлении указано, что на территории Валдгеймского сельского поселения <адрес> отсутствуют указатели направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения. С выводами о нарушении требований пожарной безопасности в <адрес> не согласен, администрацией поселения ранее были установлены указатели указывающие наличие источников противопожарного водоснабжения в <адрес>.

В судебном заседании законный представитель администрации ФИО2 доводы и требования жалобы поддержал. Суду пояснил, что проверка проведена в отсутствие представителя администрации, поскольку о ней он узнал в день её проведения. Второй пожарный водоем в <адрес> есть, из него уже осуществлялся забор воды. Согласно ответу начальника пожарной части забор воды из него возможен. В Федеральном законе № 69-ФЗ не указано, какие характеристики должны быть у пожарного водоема.

В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района Ница М.В. с доводами жалобы не согласился. Суду пояснил, что проверка проводилась прокуратурой с участием пожарного надзора. Естественный источник водоснабжения в <адрес> имеется, но он не оборудован в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, поэтому не может быть расценен как источник противопожарного водоснабжения. О проведении проверки администрация была извещена надлежащим образом. Глава администрации выехал на первый объект проверки, затем сославшись на занятость, уехал.

В судебном заседании свидетель П. суду пояснила, что работает инспектором отдела надзорной деятельности по г. Биробиджану и Биробиджанскому району УНДиПР ГУ МЧС России по ЕАО. Сотрудник, с участием которого проводилась проверка в Валдгеймском сельском поселении, ФИО1 в настоящее время не работает, в связи с чем, явиться для дачи показаний не смог. Суду пояснила, что ей известно о том, что при проведении проверки в октябре 2023 не был зачтен естественный источник на р. Бира, расположенный в <адрес>, поскольку в нарушение п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479, к нему не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Также пояснила, что сотрудники пожарной части не имеют полномочий устанавливать соответствие пожарных водоемов требованиям действующего законодательства, так как это исключительные полномочия отдела надзорной деятельности.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.

Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (статья 37 Федерального закона N 69).

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Биробиджанского района совместно с представителями ОНДиПР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району УНДиПР Главного Управления МЧС России по ЕАО проведена проверка на предмет соблюдения администрацией Валдгеймского сельского поселения законодательства в сфере защиты лесов и населённых пунктов от пожаров, готовности к пожароопасному периоду, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

- в нарушение части 4 статьи 6, статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пункта 10.3 СП 8.13130.2020 в населённом пункте <адрес> имеется в наличии 1 искусственный пожарный водоём. Требуется не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение;

-в нарушение п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №, в <адрес> отсутствуют указатели направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения.

По данному факту прокурором Биробиджанского района ЕАО в отношении администрации Валдгеймского сельского поселения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.10.2023 №.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Валдгеймского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.

Довод жалобы о наличии в <адрес> двух водоисточников (водоёмов) для целей пожаротушения опровергается имеющейся в деле информацией ГУ МЧС России по ЕАО от 16.10.2023.

Проверка возможности забора воды пожарным автомобилем с берега реки Бира в <адрес> произведенная в мае 2023 года, не свидетельствует о наличии водоисточника, отвечающего требованиям п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479.

При этом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что решением судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 03.07.2023 по делу №, вступившим в законную силу, установлено, что фактическое количество пожарных водоёмов (резервуаров) не соответствует требуемому. Доказательства того, что после июля 2023 года администрацией муниципального образования совершены действия, направленные на устранение ранее выявленного нарушения, не представлены.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.10.2023 №, информацией о выявленных нарушениях от 16.10.2023.

В ходе рассмотрения настоящего дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ по делу установлены: наличие события административного правонарушения, лицо совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При установленных по делу обстоятельствах выводы должностного лица о наличии в действиях администрации Муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, являются правильными.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (пункт 13 статьи 21 Закона о прокуратуре).

Из материалов дела следует, что решение о проведении проверки принято и.о. прокурора района 11.10.2023.

Поводом для проведения проверки послужило задание прокуратуры ЕАО о проведении проверки исполнения законодательства об охране населенных пунктов от пожаров.

Копия указанного решения была вручена главе администрации Б. 12.10.2023.

Кроме этого следует исходить из того, что прямого указания о направлении копии решения о проведении проверки лицу, в отношении которого она проводится, вышеприведенные положения части 3 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не содержат.

Таким образом, оснований полагать, что были нарушены требования законодательства Российской Федерации при проведении проверки, не имеется.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Административное наказание назначено, с применением положений ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:


Постановление врио главного государственного инспектора г. Биробиджана и Биробиджанского района по пожарному надзору ФИО1 от 10.11.2023 № по делу об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, оставить без изменения.

Жалобу администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.Ф. Шарипова



Суд:

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области (Еврейская автономная область) (подробнее)

Судьи дела:

Шарипова Юлия Фаритовна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По пожарной безопасности
Судебная практика по применению нормы ст. 20.4 КОАП РФ