Решение № 2-3561/2020 2-3561/2020~М-3227/2020 М-3227/2020 от 29 октября 2020 г. по делу № 2-3561/2020




Дело № 2-3561/2020


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

29 октября 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Сердюковой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Андрееве С.Е.

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2, клиентской службе (на правах отдела) в Ульчском районе центра ПФР №2 по установлению пенсий в Хабаровском крае о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности, установлении тождественности должностей, признании права на досрочную страховую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:


ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства: (дата) клиентской службой (на правах отдела) в Ульчском районе УПФ РФ ГУ в Николаевском районе Хабаровского края в отношении ФИО2 принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях». С данным решением не согласен по следующим основаниям: с (дата) по (дата) (01г.11 мес.15 дней) он служил в составе Вооруженных сил СССР. До 01 октября 1993 года действовало постановление Совмина от 17 декабря 1959 г. № 1397, согласно п.1 указанного Положения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж учителям и другим работникам просвещения служба в Вооруженных Силах СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Таким образом, служба в составе Вооруженных Сил СССР по призыву подлежит включению в стаж медицинским и педагогическим работникам в целях назначения досрочной пенсии, т.к. я проходил службу до (дата). Для зачета в педагогический стаж службы в армии нет требования о предшествующей или последующей педагогической работе. В настоящее время вопрос включения в стаж службы в армии регулируется Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно которому «Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы».

С (дата) по (дата) (10 мес.13 дней) он работал на должности «старший вожатый» (Богородская школа основного образования). В зачете в специальный стаж работы, необходимо учитывать вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых мной функций, условий и характера деятельности тем работам, (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Должность «старшего вожатого» тождественна с должностью «организатора внеклассной работы». Должность старшего вожатого входила в Перечень должностей, работа на которых давала право на назначение пенсии за выслугу лет работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Данное Постановление действовало по 22.09.1993. На период работы истца в качестве старшего вожатого указанный нормативный акт утратил силу, что и явилось причиной отказа ответчиком включения этого периода в педагогический стаж. Однако на указанный период действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет". В данный список включена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Считает, что должность "старший вожатый" по сути, соответствуют должности "организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми", включенной в список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет Согласно должностной инструкции вожатого - организатор досуга, есть педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни во внеурочное и классное время. Согласно Приказу Министерства просвещения СССР от 30.04.1986 "Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы" основными обязанностями организатора являются: создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися; вовлечение школьников в различные кружки, секции, объединения в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства; участие в планировании внеурочной воспитательной работы, ее организации и контроль за осуществлением и т.д. Таким образом, он осуществлял трудовую деятельность, тождественную работе, входящей в список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, и вырабатывал необходимое количество часов недельной нагрузки. Однако, в Список включена только должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, которая тождественна по своим функциям должности старшего вожатого.

Решением ответчика не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках: с (дата) по (дата) (26 дней)- курсы повышения квалификации; с (дата) по (дата) (24 дня)- курсы повышения квалификации; с (дата) по (дата) (9 дней) - курсы повышения квалификации; с (дата) по (дата) (22 дня) - курсы повышения квалификации; с (дата) по (дата) (6 дней) - учебный отпуск, с (дата) по (дата) (13 дней) - учебный отпуск. Считает, что не включение данных периодов в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии является не законным, так как Федеральным законом от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Просит решение клиентской службы (на правах отдела) в Ульчском районе Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае от (дата) (№) признать незаконным, обязать Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 2 включить в специальный стаж ФИО2 периоды учебных отпусков: с (дата) по (дата) (6 дней), с (дата) по (дата) (13 дней), периоды учебы на курсах повышения квалификации: с (дата) по (дата) (26 дней), с (дата) по (дата) (04 дня), с (дата) по (дата) (9 дней), с (дата) по (дата) (22 дня), период службы в армии: с (дата) по (дата) (01г.11 мес.15 дней); установить тождественность между должностями "старший вожатый" и "организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми" и включить в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы в МБОУ СОШ с.Богородское на должности «старший вожатый» с (дата) по (дата) (10 мес.13 дней); признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по возрасту в связи с педагогической деятельностью с (дата)

В судебном заседании истец ФИО2 участие не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель клиентской службы в Ульчском районе Центра ПФР №2 по установлению пенсий в Хабаровском крае в суд не явился по неизвестной суду причине. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК Российской Федерации.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям указанным в письменном отзыве на исковое заявление. Пояснила, что в соответствии с решением УПФР от (дата) (№) в стаж работы, дающей право ФИО2 на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включен период с (дата) по (дата) (01/11/15) - служба в армии по призыву. По нормам действующего законодательства служба в армии не учитывается в педагогический стаж. Ответчиком не засчитан в специальный стаж период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР с (дата) по (дата), поскольку на тот период у него отсутствовал стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в применяемых до 1 ноября 1999 г. списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую- деятельность в учреждениях для детей. В спорный период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, подпунктом «г» пункта 1 которого была предусмотрена возможность зачета учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР. С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом «м» пункта 1 постановления № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень № 1397. Поскольку с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности истца имело место с (дата), то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР (с (дата) по (дата)), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении. Данная правовая позиция Центра согласуется и изложена в Определении Верховного Суда РФ от 15 октября 2018 г. N 25-КГ18-4.

Кроме того, в соответствии с решением Центра от (дата) (№) в стаж работы, дающей право ФИО2 на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ не включен период работы с (дата) по (дата) - в должности «старший вожатый» (Богородская школа основного образования), поскольку наименование должности не предусмотрено разделом 1 «Наименование должностей» Списка № 781, а также не предусмотрено ранее действующим Списком № 463. Право на пенсию определяется при наличии двух условий: работа в определенных учреждениях для детей и в определенных должностях, предусмотренных Списком № 781, в соответствующих разделах согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Список № 781, а также действующий в период работы истца Список № 463 являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. В указанных Списках должности «старший вожатый» («старший пионервожатый») «вожатый» не поименованы. Несостоятельны доводы истца в обоснование своих требований со ссылкой на тождественные, по мнению истца, функции по должностям «старший вожатый» и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», поскольку это самостоятельные должности с различными характеристиками работ и трудовыми функциями.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 16 — п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается. В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» имеются самостоятельные должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» и «старший пионервожатый» (теперь - старший вожатый, вожатый).

Как следует из квалификационных характеристик должностные обязанности «старшего пионервожатого» и «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» различны. Из представленной должностной инструкции № 11 «старшего вожатого», утвержденной директором МБОУ СОШ с. Богородское ФО (дата) (не охватывающей спорный период работы истца), должностные обязанности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» и «старшего вожатого» различны: основными функциями, выполняемыми старшим вожатым, являются организация развития и деятельности детских общешкольных организаций, руководство ими и контроль за их функционированием. Как сам отметил истец, функциями вожатого является организация досуга детей. Несостоятельны доводы истца о том, что должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» была переименована в должность «старший вожатый», поскольку указанные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не основаны на законе. В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 № 313 в Перечень № 1397 была включена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Одновременно, в соответствии с абзацем четвертым п. 2 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, также предусматривалось включение в стаж работы учителей, и других работников просвещения для назначения пенсии работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых (при соблюдении условий, указанных в п. 4 данного Положения). Действующим с 1 января 1992 г. Списком № 463 должность «старший пионервожатый» была исключена из списка, должность же «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» предусмотрена.

Поскольку должности «вожатый», «старший пионервожатый», «старший вожатый» в общеобразовательных школах Списком № 781 и Списком № 463 не предусмотрены, период работы истца с (дата) по (дата) не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Не включены в стаж на соответствующих видах работ согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках, поскольку в соответствии с п. 4 и п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж на соответствующих видах работы включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Иные периоды, такие как отпуск без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации, учебные отпуска и т.п. не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Несостоятельны доводы истца в подтверждение своих доводов о включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках со ссылкой на ст. 187 Трудового Кодекса РФ, так как в возникшем правоотношении нормы трудового законодательства силы прямого действия не имеют, поскольку не содержат положений, определяющих льготные условия приобретения права на страховую пенсию по старости. Основным условием досрочного пенсионного обеспечения для лиц, работающих в указанных Списках должностей и в учреждениях, является выполнение работы за должностной оклад в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. В периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах за истцом сохранялось рабочее место, и сохранялся средний заработок. При этом работа на ставку заработной платы, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня, в должности и в учреждении, указанных в Списке № 781, истцом не осуществлялась. Периоды прохождения курсов повышения квалификации с сохранением заработной платы и учебных отпусков включены в страховой стаж истца. Включение указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, Правилами, а также Правилами № 516 не предусмотрено.

Дата обращения истца с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости - (дата). В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ и сведениями, представленными работодателем на индивидуальный лицевой счет (ИЛС) истца в Центр, согласно выписке из ИЛС (№) ФИО2, стаж на соответствующих видах работ п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в период с (дата) и по настоящее время (как требует истец), в должностях и учреждениях, установленных Списком № 781, выполняемых на ставку заработной платы, не подтвержден. Стаж работы ФИО2, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, составляет на дату обращения в Центр - ((дата)) 21 лет 01 месяц 09 дней, при требуемом стаже 25 лет.

Согласно части 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение в соответствии с пунктом 19 части 1 указанной статьи, назначается со сроков, указанных в приложении № 7 указанного Закона. В соответствии с приложением № 7 к Закону № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в 2019 году назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Для граждан, которые в период с (дата) по (дата) приобретут стаж на соответствующих видах работ, Законом №350-Ф3 предусмотрено право назначить пенсию на полгода ранее наступления сроков, предусмотренных приложением № 7.

Таким образом, установление досрочной страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в 2019 году возникает через 6 месяцев со дня возникновения права (через 6 месяцев со дня выработанного стажа 25 лет педагогической деятельности). С учетом изложенного, отсутствуют правовые основания для установления истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ как на дату его обращения (дата), так и с (дата), отсутствуют. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закона № 400-ФЗ) право на установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно части 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение в соответствии с пунктом 19 части 1 указанной статьи, назначается со сроков, указанных в приложении № 7 указанного Закона.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно частям 2, 3, 4 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила №781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее - Список № 1067), с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Список № 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального - (персонифицированного) учета и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 4, п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., которые применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2019 № 211п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Хабаровском крае», 02.09.2019 проведена реорганизация в форме присоединения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Николаевском районе Хабаровского края к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края 02.09.2019 переименовано в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 (сокращенное наименование - Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае).

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО2, (дата) года рождения, обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Ульчском районе (дата) с заявлением и необходимыми документами, о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи педагогической деятельностью в учреждениях для детей, на основании пункта 19, части 1 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400, "О страхов пенсиях".

Решением (№) от (дата) (в материалах отказного дела решение (№) от (дата)) ФИО2 было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия 25 лет специального стажа., требуемого в соответствие с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В специальный стаж истца не зачтены периоды учебных отпусков: с (дата) по (дата) (6 дней), с (дата) по (дата) (13 дней), периоды учебы на курсах повышения квалификации: с (дата) по (дата) (26 дней), с (дата) по (дата) (04 дня), с (дата) по (дата) (9 дней), с (дата) по (дата) (22 дня), период службы в армии: с (дата) по (дата) (01г. 11 мес. 15 дней); период работы в должности "старший вожатый" с (дата) по (дата) (10 мес.13 дней).

Рассматривая вопрос о законности действия ответчика по не включению вышеуказанных периодов в специальный страховой стаж, суд приходит к следующим выводам:

Как следует из материалов дела, ФИО2 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (дата) и имеет страховое свидетельство (№).

В обоснование требования о включении в специальный стаж периода службы в армии с (дата) по (дата) (1 год 11 мес. 15 дней), поскольку до 01 октября 1993 года действовало постановление Совмина от 17 декабря 1959 г. № 1397, согласно которому служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж учителям и другим работникам просвещения служба в Вооруженных Силах СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Таким образом, служба в составе Вооруженных Сил СССР по призыву подлежит включению в стаж медицинским и педагогическим работникам в целях назначения досрочной пенсии, т.к. он проходил службу до 01.10.1993.

С данными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям:

Как следует из трудовой книжки истца (№), (дата). ФИО2 принят на должность старшего вожатого детской организации по 7 разряду, и работал в данной должности до (дата). С (дата). истец принят на должность воспитателя в Богородский детский дом ульчского района. (дата). ФИО2 был переведен в школу №2 с.Богородского. (дата) он был принят учителем физической культуры в той же школе. В дальнейшем, школа была реорганизована, ФИО2 (дата). был переведен учителем физической культуры МОУ СОШ №1 с.Богородское, в данной должности работает до настоящего времени.

Согласно военному билету, ФИО2 с (дата) по (дата) служил в армии по призыву.

В спорный период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (далее - Положение №1397), подпунктом «г» пункта 1 которого, была предусмотрена возможность зачета учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР.

С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 «Об Утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953) были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом «м» пункта 1 постановления № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень Положения № 1397.

Как следует из трудовой книжки истца, ФИО2 до (дата) (утрата силы постановления № 1397) не осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.

Поскольку с 1 января 1992г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не учитываются при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности истца имело место фактически с 1996 года, то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР (с (дата) по (дата)), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения № 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.

Таким образом, доводы истца в данной части основаны на неверном толковании действующих правовых норм, поскольку ответчиком обоснованно не засчитан в специальный стаж период прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР с (дата) по (дата), поскольку на тот период у него отсутствовал стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в применяемых до 1 ноября 1999 г. списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую- деятельность в учреждениях для детей. С учетом изложенного, исковые требования в данной части являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

Рассматривая исковые требования об установлении тождественности между должностями «Старший воспитатель» и «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», и включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочную пенсию по старости периода работы истца в должности старшего вожатого с (дата). по (дата) (10 мес. 13 дней) суд приходит к следующему выводу:

В обоснование своих доводов о том, что ответчик незаконно не включил в специальный стаж период его работы в должности старшего вожатого с (дата) по (дата)., истец ссылается на то, что действующее до (дата) законодательство предусматривало зачет в специальный стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на пенсию за выслугу лет, работу «старшего вожатого», кроме того, он выполнял тождественные функции работе в должности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

Право на пенсию по п. 19 ч.1 ст. 30 Закона Российской Федерации №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» определяется при наличии двух условий: работа в определенных учреждениях для детей и в определенных должностях, предусмотренных Списком № 781, в соответствующих разделах согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее - Правила).

Список № 781, а также действующий в период работы истца Список № 463, являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. В указанных Списках должности «старший вожатый» («старший пионервожатый») «вожатый» не поименованы.

Факт работы истца в должности старшего вожатого с (дата) по (дата). подтверждается трудовой книжкой истца, архивной справкой от (дата). (№), справой комитета по образованию, (№) от (дата)., приказами (№) от (дата)., (№) от (дата)., (№) от (дата)., (№) от (дата)., (№) от (дата)., заявлением гражданки ФИО 1 и не оспаривался ответчиком.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" было утверждено "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". Пунктами 2, 4 указанного Положения предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" установлено, что на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года не применяется постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Таким образом, после 1 октября 1993 года пенсионное законодательство, вопреки позиции истца, не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической деятельности, учитываемой в целях назначения пенсии по старости на льготных условиях, работы в должности старшего вожатого.

В представленных истцом документах, уточняющих особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающих постоянную занятость на льготной работе, отсутствуют сведения о выполнении истцом работы по совместительству в должности учителя, имеется указание лишь на должность старшего вожатого в спорный период. Таким образом, бесспорных доказательств осуществления педагогической деятельности в должности, работа в которой подлежит включению в специальный стаж истца, в указанный период истцом не представлено.

Доводы истца о том, что занимая должность старшего вожатого, он фактически исполнял обязанности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, подлежат отклонению, так как должность старшего вожатого и должностные обязанности по ней предусмотрены постановлением Минтруда Российской Федерации от 11 ноября 1992 года N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации". Предусмотрена указанная должность и должностные обязанности по ней и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н.

В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» имеются самостоятельные должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» и «старший пионервожатый» (теперь - старший вожатый, вожатый).

Функционал вышеуказанных должностей различен по своему содержанию, так, к примеру, в силу вышеуказанных норм, «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь учителям, классным руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы. Организует обмен опытом работы классных руководителей, обобщает и распространяет передовой опыт воспитательной работы. То есть, организует и руководит воспитательной работой с детьми, обеспечивает ее выполнение.

При этом в должностные обязанности «старшего пионервожатого» входят иные функции: работа в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, учителями школы, работниками внешкольных учреждений, дворцов и Домов культуры, театров, кинотеатров, по организации пионерской работы в школе, по месту жительства детей, в пионерском лагере; развитие активности, самодеятельности и инициативы школьников и т.п.

Из представленной должностной инструкции № 11 «старшего вожатого», утвержденной директором МБОУ СОШ с. Богородское ФО (дата) (не охватывающей спорный период работы истца), должностные обязанности «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» и «старшего вожатого» различны: основными функциями, выполняемыми старшим вожатым, являются организация развития и деятельности детских общешкольных организаций, руководство ими и контроль за их функционированием. То есть, функциями вожатого является организация досуга детей.

При таких обстоятельствах, возможность установления тождества выполняемых истцом функций, условий и характера ее деятельности в должности организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и в должности старший вожатый в данном случае отсутствует. Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Так же следует отметить, что из правовой позиции, изложенной в пунктах 16-17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», судом может решаться вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности имеющейся профессии тем работам, должностям профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой (ныне - страховой) пенсии по старости исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 № 313 в Перечень № 1397 была включена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Вместе с тем- одновременно, в соответствии с абзацем четвертым п. 2 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, также предусматривалось включение в стаж работы учителей, и других работников просвещения для назначения пенсии работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых (при соблюдении условий, указанных в п. 4 данного Положения). Действующим с 1 января 1992 г. Списком № 463 должность «старший пионервожатый» была исключена из списка, должность же «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» предусмотрена.

Поскольку должность «старший вожатый» в общеобразовательных школах Списком № 781 и Списком № 463 не предусмотрен, период работы истца с (дата) по (дата) не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С учетом вышеизложенного, исковые требования в данной части являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

Рассматривая исковые требования о включении с специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках, суд приходит к следующим выводам:

Согласно трудовой книжке ФИО2, (дата). он был принят учителем физической культуры в той же школе. ФИО2 Приказом (№) от (дата). ФИО2 был переведен учителем физической культуры МОУ СОШ №1 с.Богородское. (дата). с ФИО2 был заключен трудовой договор (№).

В периоды с (дата) по (дата) (6 дней), с (дата) по (дата) (13 дней) – ФИО2 находился в учебном отпуске, а в периоды с (дата) по (дата) (26 дней), с (дата) по (дата) (04 дня), с (дата) по (дата) (9 дней), с (дата) по (дата) (22 дня) - на курсах повышения квалификации. Данное обстоятельство подтверждено: личной карточкой работника Т-2 ФИО2, справкой уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии МБОУ СОШ им. В.Н.Сластина сельского поселения с.Богородское, расчетными листками за (дата) годы, свидетельствами о повышении квалификации за 2006 год, 2011 год, справками о периоде работы, справкой-вызове ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» от (дата). (№), справкой-вызове ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» (№) от (дата), удостоверением о повышении квалификации (дата)., приказом (№) от (дата), приказом (№) от (дата), приказом (№) от (дата), приказом (№) от (дата)., табелями учета рабочего времени за (дата) годы.

В данные периоды за ним сохранялось рабочее место, производилось отчисление страховых взносов, выплачивалась средняя заработная плата с учетом северного и районного коэффициента.

Должностной инструкцией педагога дополнительного образования №(№) от (дата). в п. (№) предусмотрена обязанность проходить обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности, повышать квалификацию по решению аттестационной комиссии, повышать свою квалификацию.

В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Таким образом, работнику, обучающемуся и повышающему квалификацию, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям.

По смыслу Конвенции Международной организации Труда от 24.06.1974 N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках", ратификация которой состоялась 27.05.2014, период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.

Согласно приведенной Конвенции, термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 196 ТК РФ предусматривает, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Как следует из ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.

Согласно п. 7 ч.1 ст. 48 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.

Доводы ответчика о неосуществлении истцом работы (трудовой деятельности) в период учебных отпусков и на курсах повышения квалификации основаны на неверном толковании закона. Более того, данные доводы не согласуются с п. 21 рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24.06.1974 "Об оплачиваемых учебных отпусках", в силу которого период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости (№) года в части не включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов нахождения в учебных отпусках с (дата) по (дата) (6 дней), с (дата) по (дата) (13 дней) и на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата) (26 дней), с (дата) по (дата) (04 дня), с (дата) по (дата) (9 дней), с (дата) по (дата) (22 дня) является незаконным, в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии ФИО2 вышеуказанные периоды.

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее - Закон № 350-Ф3), с 01.01.2019 года предусмотрено повышение пенсионного возраста, с учетом положений переходного периода.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона № 350-Ф3, если граждане в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на назначение пенсии, в том числе и досрочное, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, пенсия может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного достижения такого-возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, установление досрочной страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в 2019 году возникает через 6 месяцев со дня возникновения права (через 6 месяцев со дня выработанного стажа 25 лет педагогической деятельности). В 2020 году предусмотрено увеличение пенсионного возраста на 18 месяцев (24 месяца - 6 месяцев).

Поскольку по состоянию на (дата). у ФИО2, с учетом включения периодов его нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, отсутствует 25 лет специального стажа, требуемого в соответствие с п. 19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», то право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с (дата). у него так же отсутствует, в связи с чем в удовлетворении иска в части признания за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить ему пенсию по п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с (дата). надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2, клиентской службе (на правах отдела) в Ульчском районе центра ПФР №2 по установлению пенсий в Хабаровском крае о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности, установлении тождественности должностей, признании права на досрочную страховую пенсию, – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости (№) от (дата) в части не включения в специальный стаж дающий ФИО2 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п. 19 ч.1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов нахождения в учебных отпусках и курсах повышения квалификации: с (дата) по (дата) (6 дней), с (дата) по (дата) (13 дней), с (дата) по (дата) (26 дней), с (дата) по (дата) (4 дня), с (дата) по (дата) (9 дней), с (дата) по (дата) (22 дня).

Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 включить в специальный стаж дающий ФИО2 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п. 19 ч.1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды нахождения ФИО2 в учебных отпусках и курсах повышения квалификации: с (дата) по (дата) (6 дней), с (дата) по (дата) (13 дней), с (дата) по (дата) (26 дней), с (дата) по (дата) (4 дня), с (дата) по (дата) (9 дней), с (дата) по (дата) (22 дня).

В удовлетворении остальных исковых требований ФИО2 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья А.Ю. Сердюкова



Суд:

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) (подробнее)

Судьи дела:

Сердюкова Анна Юрьевна (судья) (подробнее)