Решение № 2А-3674/2026 2А-3674/2026~М-1727/2026 М-1727/2026 от 26 апреля 2026 г. по делу № 2А-3674/2026




№а-№


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

<адрес> 13 апреля 2026 года

Судья Ленинского районного суда <адрес> Молокова А.И. (адрес: <адрес>, каб. 1101), при секретаре ФИО8,

с участием: представителя административного истца ФИО12, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика –главного государственного налогового инспектора ФИО4 по <адрес> № ФИО9,

представителя административного ответчика – заместителя начальника отдела УФНС ФИО1 по <адрес> ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-№/2026 по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействительным решения УФСН ФИО1 по <адрес> №/И от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец ФИО10, в лице представителя ФИО12, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании недействительным решения УФСН ФИО1 по <адрес> №/И от ДД.ММ.ГГГГ Мотивируя заявленные требования тем, что ФИО1 по <адрес> № проведена проверка по НДФЛ за 2023 г. на основании п.1.2 ст.88 НК РФ, по результатом которой вынесено решение о привлечении к ответственности за налоговое нарушение от ДД.ММ.ГГГГ №, сумма доначисленного налога пени и штрафа в размере 1052842 руб. УФНС ФИО1 по <адрес> рассмотрена жалоба по результатам которой вышеуказанное решение отменено и принято новое решение от ДД.ММ.ГГГГ №/И, согласно которому доначислен НДФЛ в сумме 799185 руб. и штраф 59938,88 руб. С решением не согласна в силу того, что налоговыми органами ошибочно определены действительные налоговые обязательства ФИО2, не исследованы обстоятельства.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в деле имеются сведения. Дело рассмотрено в отсутствии истца.

Представитель административного истца ФИО12, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – главный государственный налоговый инспектор ФИО4 по <адрес> № ФИО9, в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований административным истцом, представила письменные возражения.

Представитель административного ответчика – заместитель начальника отдела УФНС ФИО1 по <адрес> ФИО11, в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований административным истцом, представила письменные возражения.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1.2 ст.88 НК РФ, в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ, физические лица производят исчисления и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой;

В соответствии с п.17.1 ст.217 и п.2 ст.217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с п.4 ст.217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п.3 ст.217.1 НК РФ.

На основании пп. 1 п.3 ст. 217.1 НК РФ, в целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

Таким образом, минимальный предельный срок владения недвижимым имуществом для целей обложения налогом на доходы физических лиц исчисляется с даты государственной регистрации права собственности на указанный объект после расторжения договора купли-продажи.

В этой связи в случае нахождения объекта недвижимого имущества в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения таким объектом доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Налоговая декларация налогоплательщиками, указанными в ст.227,227.1 и п.1 ст.228 НК РФ, представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.229 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.228 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2023 г. не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом положений ст.6.1 НК РФ), срок уплаты налога на доходы физических лиц за указанный налоговый период – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено и подтверждается исследованными материалами дела в судебном заседании, ФИО2, согласно поступившим из Управления Росреестра сведениям, в 2023 г. получила доход от продажи недвижимого имущества: - земельного участка с кадастровым номером №; - иного строения с кадастровым номером №; - хозяйственного строения с кадастровым номером №.

Нежилое помещение с кадастровым номером № ФИО13 получено на основании договора дарения ДД.ММ.ГГГГ от дочери и находилось во владении с 2016 г.

В отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами № – государственная регистрация прав на указанные объекты, до даты внесения записи в государственный реестр о возникновении права собственности на них на имя ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно), на иные лица не была произведена.

Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.

Согласно представленном в материалы дела Решению от ДД.ММ.ГГГГ №-сх-ТР Департамента имущественных отношений <адрес>, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастром плане территории для индивидуального жилищного строительства ФИО2 в <адрес>, ориентировочной площадью 2408,7 кв.м, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № (площадью 1837 кв.м.) и земель (ориентировочно площадью 571,7 кв.м.), находящихся в государственной собственности.

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №/ПЗ/Ф-129 о перераспределении земельных участков данный земельный участок с кадастровым номером №, полученный ФИО2 по договору дарения, прекратил свое существование и ДД.ММ.ГГГГ возник новый объект: -земельный участок с кадастровым номером № с площадью 2408 кв.м., который прекратил свое существование ДД.ММ.ГГГГ с образованием новых объектов:

- земельный участок с кадастровым номером № площадью 400 кв.м. (реализован ДД.ММ.ГГГГ);

- земельный участок с кадастровым номером № площадью 2008 кв.м. (реализован ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с образованием нового объекта - земельный участок с кадастровым номером № площадью 2008 кв.м. (реализован ДД.ММ.ГГГГ), объективность перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной собственности, путем образования земельного участка с кадастровым номером №, не имеют значения по существу.

Земельный участок с кадастровым номером № площадью 2008 кв.м. находился в собственности ФИО2 менее минимального предельного срока владения, установленного п. 3ст. 217.1 НК РФ, в связи с этим, в силу п.17.1 ст.217 НК РФ и п.2 ст.217.1 НК РФ доходы от продажи данного объекта подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

ФИО1 по <адрес> № проведена проверка по НДФЛ за 2023 г. на основании п.1.2 ст.88 НК РФ, по результатом которой вынесено решение о привлечении к ответственности за налоговое нарушение от ДД.ММ.ГГГГ №, сумма доначисленного налога пени и штрафа в размере 1052842 руб.

Согласно п.14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

УФНС ФИО1 по <адрес> рассмотрена жалоба, по результатам которой вышеуказанное решение отменено и принято новое решение от ДД.ММ.ГГГГ №/И, согласно которому доначислен НДФЛ в сумме 799185 руб. и штраф 59938,88 руб.

Согласно п.2.1. ст.217.1 НК РФ, доход от продажи объекта недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем пункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, если одновременно соблюдаются следующие условия:

- налогоплательщик и (или) его супруг (супруга) являются родителями (усыновителями) не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или вне зависимости от возраста, если дети признаны судом недееспособными), или налогоплательщик является одним из указанных детей. Возраст детей для целей настоящего пункта определяется на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение, а детей, родившихся после даты осуществления указанной государственной регистрации, на 30 апреля следующего календарного года, после календарного года, в котором осуществлена указанная государственная регистрация;

- в календарном году, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение, либо не позднее 30 апреля следующего календарного года налогоплательщиком (членами его семьи, указанными в абзаце втором настоящего пункта) на основании договора купли-продажи (договора мены) приобретено иное жилое помещение или доля в праве собственности на жилое помещение и осуществлена государственная регистрация перехода права собственности от продавца к налогоплательщику (членам его семьи, указанным в абзаце втором настоящего пункта) на приобретаемое жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) или осуществлена полная оплата стоимости приобретаемого налогоплательщиком (членами его семьи, указанными в абзаце втором настоящего пункта) жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение в соответствии с договором участия в долевом строительстве (договором инвестирования долевого строительства или другим договором, связанным с долевым строительством), договором об участии в жилищно-строительном кооперативе, в которой для указанных целей не учитывается дополнительная оплата в связи с увеличением площади указанного жилого помещения после ввода в эксплуатацию соответствующего объекта строительства;

- общая площадь приобретенного жилого помещения (общая площадь жилого помещения, указанная в полностью оплаченном договоре участия в долевом строительстве (договоре инвестирования долевого строительства или другом договоре, связанном с долевым строительством), договоре об участии в жилищно-строительном кооперативе) или его кадастровая стоимость, определяемые с учетом совокупного размера долей налогоплательщика и членов его семьи, указанных в абзаце втором настоящего пункта, превышает соответственно общую площадь в проданном жилом помещении или его кадастровую стоимость, определяемые с учетом совокупного размера долей налогоплательщика и членов его семьи, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

кадастровая стоимость проданного жилого помещения независимо от размера продаваемой доли налогоплательщика в соответствующем праве собственности не превышает 50 миллионов рублей (если кадастровая стоимость может быть определена);

- налогоплательщику, его супругу (супруге), его детям (в том числе усыновленным), не достигшим возраста 18 лет, его родителям (если налогоплательщик является лицом, не достигшим возраста, указанного в абзаце втором настоящего пункта) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение не принадлежит в совокупности более 50 процентов в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью или кадастровой стоимостью, превышающими общую площадь или кадастровую стоимость в приобретенном жилом помещении, независимо от размера приобретаемой доли налогоплательщика в соответствующем праве собственности.

Если доход от продажи доли в праве собственности на жилое помещение, полученный налогоплательщиком, освобождается от налогообложения на основании настоящего пункта, доходы от продажи долей в таком жилом помещении, полученные его детьми (в том числе усыновленными) и подопечными, также освобождаются от налогообложения при условии, что их доли в праве собственности на такое жилое помещение проданы одновременно с долей налогоплательщика в праве собственности на такое жилое помещение.

В целях настоящего пункта кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества (или соответствующая доля) определяется как кадастровая стоимость этого объекта (или соответствующая доля), внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный (приобретенный) объект недвижимого имущества, в случае образования объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - как кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества (или соответствующая доля), определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет.

В случае, если на основании абзаца восьмого настоящего пункта кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не может быть определена, в целях абзаца четвертого настоящего пункта проверяется выполнение условия только в части общей площади жилого помещения.

Доход от продажи земельного участка, на котором расположено жилое помещение (доли в праве собственности на земельный участок, связанной с долей в праве собственности на жилое помещение), освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого земельного участка (доли в праве собственности на земельный участок) при соблюдении установленных настоящим пунктом условий в отношении жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение). Продажа указанного земельного участка (доли в праве собственности на земельный участок) должна осуществляться одновременно с продажей жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение). Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер площади земельного участка, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения.

Доход от продажи хозяйственных строений и (или) сооружений, которые расположены на земельном участке, указанном в абзаце десятом настоящего пункта (доли в праве собственности на хозяйственные строения и (или) сооружения, связанной с долей в праве собственности на такой земельный участок), освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемых хозяйственных строений и (или) сооружений (доли в праве собственности на хозяйственные строения и (или) сооружения) при соблюдении установленных настоящим пунктом условий в отношении такого земельного участка (доли в праве собственности на такой земельный участок). Продажа указанных в настоящем абзаце хозяйственных строений и (или) сооружений (доли в праве собственности на хозяйственные строения и (или) сооружения) должна осуществляться одновременно с продажей указанного в абзаце десятом настоящего пункта земельного участка (доли в праве собственности на такой земельный участок) и жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).

Доход от продажи имущества, указанного в абзацах десятом и одиннадцатом настоящего пункта, освобождается от налогообложения при условии, что такое имущество не использовалось в предпринимательской деятельности.

В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

ФИО2 не предоставлены документы, подтверждающие о том, что налогоплательщик относится к указанной категории физических лиц, в базе данных налоговых органов также информация отсутствует.

Перечень является исчерпывающим, необходимо соблюдений всех условий одновременно, и при несоблюдении вышеуказанных установленных условий не предоставляется возможным применение положений п.2.1 ст.217.1 НК РФ по освобождению доходов, полученных ФИО2 от продажи в 2023 г. земельного участка и нежилых помещений.

Оспариваемое решение УФСН ФИО1 по <адрес> №/И от ДД.ММ.ГГГГ вынесено правомерно и обоснованно, не нарушает права и законные интересы административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 по <адрес> №, к УФНС ФИО1 по <адрес> о признании недействительным решения УФСН ФИО1 по <адрес> №/И от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд <адрес>.

Решение изготовлено с помощью компьютера ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.И. Молокова



Суд:

Ленинский районный суд г.Тюмени (Тюменская область) (подробнее)

Ответчики:

УФНС России по Тюменской области (подробнее)

Иные лица:

ИФНС России №1 по г. Тюмени (подробнее)

Судьи дела:

Молокова Алена Игоревна (судья) (подробнее)