Решение № 2А-2685/2024 2А-2685/2024~М-1587/2024 М-1587/2024 от 11 июля 2024 г. по делу № 2А-2685/2024Колпинский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административное УИД: 78RS0007-01-2024-007909-78 КОПИЯ Дело № 2а-2685/2024 02 июля 2024 года И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Изготовлено в окончательной форме 12 июля 2024 года Колпинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Федоришкиной Е.В. при секретаре Папян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, МИФНС России № по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, просит суд взыскать налог за 2020год в размере 114.400 рублей 00 копеек, пеня за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9.683 рубля 95 копеек, штраф в размере 11.440 рублей 00 копеек, штрафы за налоговые правонарушения в размере 17.160 рублей 00 копеек, восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика и в соответствии с 23 НК РФ обязан уплачивать налоги. В ходе проверки установлены нарушения по п.1.1 ст. 204, п.3, ст. 214.10, п.2.1 ст. 210 НК РФ, что привело к неуплате налога в размере 114.400 рублей 00 копеек, в результате неисполнения налогоплательщиком обязанности по предоставлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении дохода полученных от приватизации недвижимого имущества. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки обязанность по уплате налогов ФИО1 не исполнена, на сумму образовавшейся задолженности в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени согласно «Карты расчета пени». В целях извещения налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС налоговым органом в соответствии со ст. 69 НК РФ направлено требование об уплате задолженности № на сумму 149.797 рублей 26 копеек со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, срок исполнения требования истек, требование не исполнено. МИФНС России № по Санкт-Петербургу обратилось с заявлением к мировому судьей судебного участка № Санкт-Петербурга о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №а-218/2023-76 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям того, требование не является бесспорным. Представитель административного истца МИФНС России № по Санкт-Петербурга ФИО3 в судебное заседание явилась, требования поддержала. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении дела и доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представил, в связи с чем в силу ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Суд, исследовав материалы, заслушав представителя административного истца, приходит к следующему. Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Налог на доходы физических лиц относится к категории федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ). Пунктом 6 ст. 227 НК РФ установлено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. При этом согласно пункту 1 статьи 229 и пункту 4 статьи 228 Кодекса такие физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также обязуется уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утрачивает силу Закон № 2003-1. Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона № 284-ФЗ). Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из п. 1 ст. 1 Закона № 2003-1 и ст. 400 НК РФ (в ред. Закона № 284-ФЗ). Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании п. 6 ст. 2 Закона № 2003-1 и пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1 и п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами. До 1 января 2015 г. налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1) Согласно п. 4 ст. 5 Закона № 2003-1 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Данная обязанность предусмотрена также в п. 4 ст. 85 НК РФ. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утрачивает силу Закон № 2003-1. Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона № 284-ФЗ). Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из п. 1 ст. 1 Закона №N 2003-1 и ст. 400 НК РФ (в ред. Закона № 284-ФЗ). Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании п. 6 ст. 2 Закона № 2003-1 и пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1 и п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами. До 1 января 2015 г. налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1) Согласно п. 4 ст. 5 Закона № 2003-1 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Данная обязанность предусмотрена также в п. 4 ст. 85 НК РФ. В соответствии с положениями статей 208 и 209 НК РФ объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Пунктом 6 ст. 227 НК РФ установлено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. При этом согласно пункту 1 статьи 229 и пункту 4 статьи 228 Кодекса такие физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также обязуется уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Просрочка исполнения обязанности по уплате налога влечет начисление пени в соответствии со ст. 75 НК РФ. В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4 ст. 69 НК РФ). Как усматривается из материалов дела, ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика и в соответствии с 23 НК РФ обязан уплачивать налоги. В ходе проверки установлены нарушения по п.1.1 ст. 204, п.3, ст. 214.10, п.2.1 ст. 210 НК РФ, что привело к неуплате налога в размере 114.400 рублей 00 копеек, в результате неисполнения налогоплательщиком обязанности по предоставлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении дохода полученных от приватизации недвижимого имущества. По результатам проведенной камеральной налоговой проверки за 2020 год, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно «Карты расчета пени», недоимка с учетом частичных оплат налогоплательщика с момента обязанности по уплате налога по НДФЛ за 2020 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 2.678 рублей 86 копеек. В связи с введением «Единого налогового счета» пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 7.005 рублей 09 копеек. В целях извещения налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС налоговым органом в соответствии со ст. 69 НК РФ ФИО4 направлено требование об уплате задолженности № на сумму отрицательного сальдо ЕНС 149.797 рублей 26 копеек. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, срок исполнения требования истек, требование ФИО4 не исполнено. МИФНС России № по Санкт-Петербургу обратилось с заявлением к мировому судьей судебного участка № Санкт-Петербурга о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №а-218/2023-76 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям того, требование не является бесспорным. Из объяснений представителя административного истца усматривается, что до настоящего сумма налога не уплачена, в связи с чем, настоящий административный иск предъявлен в суд. Для взыскания в судебном порядке налога и пени п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок, исчисляемый с даты истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации) и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма по почте (ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации). Частью 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. К административному иску приложено ходатайство административного истца о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, в обоснование которого административный истец указывает, что налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности установленном законом порядке, уполномоченным государственным органом выражена воля на взыскание в принудительном порядке с ФИО1 неуплате: суммы налога. Подавая заявление о вынесении судебного приказа в шестимесячный срок после установленный даты исполнения требования об оплате налога, налоговый орган не моги предвидеть, что суд откажет в выдаче судебного приказа. Также инспекция с момента вынесения мировым судьей определения об отказе в вынесении судебного приказа не превысила 6 месяцев для обращен административным иском в суд, что в свою очередь по мнению налогового органа: указывать на разумность срока действий налогового органа. Таким образом, указанную причину пропуска срока обращения с иском суд полагает уважительной. В соответствии с пунктом 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Доказательств оплаты недоимки по налогу и пени в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения административного искового заявления в полном размере. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 48, 227-228 НК РФ, ст.ст. 150, 175-180, 286 КАС РФ, суд Восстановить Межрайонной ИФНС № по Санкт-Петербургу пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления в суд. Взыскать с ФИО1 ИНН № в пользу Межрайонной ИФНС № по Санкт-Петербургу недоимки за 2020 год: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2020 год в размере 114.400 рублей 00 копеек, пеня за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9.683 рубля 95 копеек, штраф в размере 11.440 рублей 00 копеек; штрафы за налоговые нарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) в размере 17.160 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Колпинский районный суд города Санкт-Петербурга. Судья Федоришкина Е.В. Суд:Колпинский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)Судьи дела:Федоришкина Елена Владимировна (судья) (подробнее) |