Решение № 2-1006/2020 2-1006/2020~М-1133/2020 М-1133/2020 от 12 ноября 2020 г. по делу № 2-1006/2020Алданский районный суд (Республика Саха (Якутия)) - Гражданские и административные Дело № 2-1006/2020 Именем Российской Федерации город Алдан 12 ноября 2020 года Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайловой Т.Е., при секретаре Лапиной Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Алдан» о признании незаконным решение органа местного самоуправления и обязании предоставить равноценное жилое помещение, Истец ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Алдан» о признании незаконным решение органа местного самоуправления и обязании предоставить равноценное жилое помещение. В обоснование указал, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: ......., которую приобрел на основании договора дарения от [Дата]. Многоквартирный дом, в котором находится квартира, признан аварийным [Дата]. Решением администрации МО «Город Алдан» отказано в предоставлении другого жилого помещения взамен подлежащего сносу на основании ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, разъяснено право получения только выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретенного жилого помещения. С указанным решением истец не согласен, поскольку приобрел жилое помещение на основании договора дарения до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. Настаивает признать незаконным решение администрации МО «Город Алдан» [Номер] от [Дата] об отказе в предоставлении ФИО2 другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу по адресу: ........ Обязать администрацию МО «Город Алдан» устранить допущенное нарушение и законных интересов ФИО2, а именно предоставить ему равнозначное другое жилое помещение на праве собственности взамен аварийного и подлежащего сносу в соответствии с республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) № 50 от 27.03.2019 года. В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Настаивал признать незаконным решение администрации МО «Город Алдан» [Номер] от [Дата] об отказе ему в предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу по адресу: ....... ........ Обязать администрацию МО «Город Алдан» устранить допущенное нарушение и его законных интересов, а именно предоставить ему равнозначное другое жилое помещение на праве собственности взамен аварийного и подлежащего сносу в соответствии с республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) № 50 от 27.03.2019 года. В судебном заседании представитель истца ФИО3 требование истца поддержала, настаивала удовлетворить, по тем основаниям, что многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее истцу, признан аварийным, включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Следовательно, истец вправе требовать равноценное другое жилое помещение на праве собственности взамен аварийного и подлежащего сносу в соответствии с республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) № 50 от 27.03.2019 года, поскольку договор был заключен до вступления в законную силу изменений ст. 32 ЖК РФ. Полагает, что в соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных данным Кодексом. ФИО2 воспользовался своим правом на получения другого равноценного жилого помещения взамен аварийного, поскольку не имеет иного жилого помещения. Полагала, что администрация своим бездействием нарушает право истца. Настаивала признать незаконным решение администрации МО «Город Алдан» [Номер] от [Дата] об отказе в предоставлении ФИО2 другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу по адресу: ........ Обязать администрацию МО «Город Алдан» устранить допущенное нарушение и законных интересов ФИО2, а именно предоставить ему равнозначное другое жилое помещение на праве собственности взамен аварийного и подлежащего сносу в соответствии с республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) № 50 от 27.03.2019 года. В судебное заседание представитель ответчика администрации МО «Город Алдан» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в письменном ходатайстве просил провести судебное заседание без его участия. С учетом изложенного, суд полагает возможным с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) провести судебное заседание в отсутствие истца, представителя ответчика. Из письменного возражения следует, ответчик не согласился с требованием истца, полагал отказать, поскольку в адрес истца направлено письмо, а не решение об отсутствии возможности предоставления жилого помещения. Тем самым правоотношения между ФИО2 и администрацией МО «Город Алдан» не возникли. Кроме того, истец имеет право согласно ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Суд, выслушав истца, представителя истца, изучив, огласив материалы дела, приходит к следующему. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилого фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1). В пункте 3 статьи 2 приведенного выше Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилого фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ. Судом установлено, истец в соответствии с договором дарения от [Дата] приобрел квартиру по адресу: ....... является собственником жилого помещения. На основании заключения межведомственной комиссии МО «Город Алдан» от [Дата], утвержденного распоряжением администрации МО «город Алдан» [Номер] от [Дата] многоквартирный дом по адресу: ....... признан аварийным. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от [Дата] [Номер] указанный жилой дом включен в республиканскую адресную программу РС (Я) по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы. В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, граждане которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Данная норма вступила в силу 28.12.2019 года, при этом Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. По смыслу приведенной правовой нормы размер возмещения не может превышать стоимость приобретения гражданами жилого помещения после признания его аварийным и подлежащим сносу. По общему правилу размер такого возмещения не может превышать стоимость приобретения жилого помещения. Исключение составляют случаи приобретения жилого помещения по договору, в котором отчуждение помещения производится бесплатно (например, по договору дарения). В этом случае размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного помещения (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2020 N 15026-МЕ/06). Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ. Таким образом, суд полагает доводы стороны истца о том, что к данным спорным правоотношениям ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применению не подлежит, поскольку договор дарения квартиры был заключен до вступления в законную силу изменений ст. 32 ЖК РФ, тем самым истец вправе требовать о предоставлении администрации МО «Город Алдан» ему равноценное другое жилое помещение на праве собственности взамен аварийного и подлежащего сносу в соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) № 50 от 27.03.2019 года, являются ошибочными и не могут быть приняты судом во внимание. В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Как следует из ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации введена часть 8.2 статьи 32, вступил в силу, согласно содержащейся в нем ст. 3, со дня его официального опубликования, то есть с 28.12.2019 (дата опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). Согласно заявлению от [Дата], истец выбрал способ обеспечения жилищных прав в виде согласия на предоставление ему другого жилого помещения. Впоследствии, с учетом разъяснений ГКУ РС (Я) «Дирекция единого строительства РС (Я)», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ [Дата] ответчик направил ответ ФИО2, что истец имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. В случае несогласия, собственник вправе обратиться в суд с исковым заявлением к ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» о предоставлении ему жилого помещения в рамках Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) № 50 от 27.03.2019 года, поскольку источником финансирования данной программы является ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)». Данная норма вступила в силу 28.12.2019 года Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие попадают все случаи перехода права собственности (крое наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, принимая во внимание, что спорная квартира приобретена истцом по договору дарения от [Дата] после признания дома аварийным, суд приходит к выводу, что истец, как собственник жилого помещения, имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. При таких обстоятельствах, исковые требования истца к ответчику о признании незаконным решение МО «Город Алдан» [Номер] от [Дата] об отказе в предоставлении ФИО2 другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу по адресу: ....... обязании устранить допущенное нарушение предоставив ФИО2 равнозначное другое жилое помещение на праве собственности взамен аварийного и подлежащего сносу в соответствии с республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) № 50 от 27.03.2019 года подлежат отказу. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Алдан» о признании незаконным решение органа местного самоуправления и обязании предоставить равноценное жилое помещение, - отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 30 дней. Судья Алданского районного суда РС (Я) Михайлова Т.Е. Суд:Алданский районный суд (Республика Саха (Якутия)) (подробнее)Судьи дела:Михайлова Татьяна Евгеньевна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |