Решение № 2-А-719/2021 2А-719/2021 2А-719/2021~М-398/2021 М-398/2021 от 22 марта 2021 г. по делу № 2-А-719/2021

Ессентукский городской суд (Ставропольский край) - Гражданские и административные



УИД 26 RS0012-01-2021-000843-50

Дело № 2-а-719/2021


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2021 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,

при секретаре Тилик И.А.

с участием процессуального истца – Прокурора <адрес> ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации к административному ответчику ФИО6» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:


прокурор <адрес> края в защиту интересов Российской Федерации обратился в Ессентукский городской суд с административным иском к административному ответчику ФИО7» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, указывая, что Прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», на основании Приказа Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» в период с января по февраль 2021 года проведена проверка исполнения организациями <адрес> края законодательства о противодействии коррупции. Проверкой установлено, что, комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в Обществе с ограниченной ответственностью «Автомагистраль СК», отсутствует. В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, следует, что Обществе с ограниченной ответственностью «Автомагистраль СК» является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. Проверкой установлено, что комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Закона № - ФЗ, в ООО «Автомагистраль СК», отсутствует. В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов. По данному факту прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление в адрес Общества, однако согласно полученного ДД.ММ.ГГГГ объяснения представителя по доверенности по доверенности ООО «Автомагистраль СК» № б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, меры по разработке мероприятий по противодействию коррупции до настоящего времени не разработаны и не приняты. Таким образом, из вышеизложенного следует, что в нарушение требований ст. 13.3 Закона № - ФЗ в ООО «Автомагистраль СК» до настоящего времени не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации, не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении обществом ФИО1 антикоррупционного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «ФИО8», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О противодействии коррупции».

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «ФИО9» разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О противодействии коррупции».

В судебном заседании процессуальный истец - прокурор <адрес> ФИО4 исковые требования поддержал по основаниям в нем изложенным.

Представитель административного ответчика ФИО10» в судебное заседание не явился. Представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исковые требования признают.

Выслушав объяснения процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью шестой статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», на основании Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» в период с января по февраль 2021 года проведена проверка исполнения организациями <адрес> края законодательства о противодействии коррупции.

Проверкой установлено, что, комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в Обществе с ограниченной ответственностью «ФИО11 отсутствует. В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Федеральным законом № - ФЗ устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 1 Закона № - ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законности, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Закона № - ФЗ.

В соответствии с указанной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, следует, что Обществе с ограниченной ответственностью «ФИО19» является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.

В силу ст. 13.3 Закона № - ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии с со ст. 13.3 Закона № - ФЗ и п. 25 Указа Президента, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной политики Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской ФИО1 на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Так же необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)». Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Проверкой установлено, что комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Закона № - ФЗ, в ООО «ФИО12», отсутствует.

В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

По данному факту прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление в адрес Общества, однако согласно полученного ДД.ММ.ГГГГ объяснения представителя по доверенности по доверенности ФИО18» № б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, меры по разработке мероприятий по противодействию коррупции до настоящего времени не разработаны и не приняты.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в нарушение требований ст. 13.3 Закона № - ФЗ в ФИО17 до настоящего времени не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации, не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении обществом ФИО1 антикоррупционного законодательства.

Разработка и принятие комплекса мер, направленных на противодействие коррупции в организации позволит исключить возможность проявления коррупционных факторов при осуществлении уставной деятельности и выполнении обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Бездействие ответчика делает невозможным исполнение требований федерального закона и нарушает интересы Российской Федерации, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, это препятствует формированию единого подхода к обеспечению работы по профилактики и противодействую коррупции, может привести к коррупционным проявлениям, нарушить интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации к административному ответчику ФИО15» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «ФИО14», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О противодействии коррупции».

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «ФИО13» разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О противодействии коррупции».

Взыскать с ФИО16 государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Е.А. Аветисова



Суд:

Ессентукский городской суд (Ставропольский край) (подробнее)

Судьи дела:

Аветисова Елизавета Арутюновна (судья) (подробнее)