Решение № 2А-1129/2024 2А-1129/2024(2А-5560/2023;)~М-4632/2023 2А-5560/2023 М-4632/2023 от 30 января 2024 г. по делу № 2А-1129/2024Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область) - Административное № 2а-1129/2024 44RS0001-01-2023-006532-26 Именем Российской Федерации 30 января 2024 года г. Кострома Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Подкопаеве В.В. с участием представителя истца Департамента здравоохранения Костромской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента здравоохранения Костромской области к ведущему судебному приставу-исполнителю СОСП по Костромской области ГМУ ФССП ФИО4, ГМУ ФССП России, УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Департамент здравоохранения Костромской области обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с административным иском к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Костромской области, в обоснование заявленных требований указано, что ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области (в настоящее время реорганизован в Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов СОСП по Костромской области) ФИО1 02.09.2021 вынесено Постановление № о взыскании с департамента здравоохранения Костромской области исполнительского сбора в размере 50000 руб. Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Решением Свердловского районного суда г. Костромы по делу № 2-2295/2021, вступившим в законную силу 09.08.2021, на департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность обеспечить ФИО2 <дата> г.р. медицинскими изделиями MiniMed Quick-Set ММТ-399 (6мм/60см) – 10 шт. в месяц, или Sure-T ММТ-864 (6мм/60см) – 15 шт. в месяц в соответствии с медицинскими показаниями в полном объеме до минования надобности. Согласно п. 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 (далее - Порядок) за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. В силу положений п. 14 Порядка при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В п. 19 Порядка установлено, что в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. Согласно данным единой региональной системы, ФИО2 обеспечен необходимыми ему медицинскими изделиями в соответствии с выписанными ему рецептами, в количестве, определенном судебным решением, что подтверждается прилагаемыми счетами пациента. В связи с изложенным просил освободить департамент здравоохранения Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению №, вынесенному 02.09.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области (в настоящее время реорганизован в Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов СОСП по Костромской области) ФИО5 Н.Н., обратить решение суда у немедленному исполнению, приостановить взыскание исполнительского сбора по постановлению № до вынесения решения суда. К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФССП России по Костромской области, ведущий судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России ФИО5 Н.Н., в качестве заинтересованного лица привлечена взыскатель по исполнительному производству об обеспечении ФИО2 медицинскими изделиями – ФИО10 В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 требования поддержал, в случае пропуска срока для обращения в суд с настоящим заявлением ходатайствовал о его восстановлении. Полагал, что решение суда исполнено надлежащим образом, ФИО2 обеспечен медицинскими изделиями, основания для взыскания исполнительского сбора отсутствовали. Исполнительное производство по обеспечению ФИО2 медицинскими изделиями не окончено, поскольку исполнение решения суда имеет постоянный характер, не ограничено сроком. Судебным приставом в отношении департамента выносилось постановление о привлечении к административной ответственности за неисполнение решения суда, которое отменено Костромским областным судом с прекращением дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения. Ходатайство о приостанволении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора не поддержал. Административные ответчики ведущий судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области ГМУ ФССП ФИО12., ГМУ ФССП России, УФССП России по Костромской области в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области ГМУ ФССП ФИО13. ходатайствовала о рассмотрении административного искового заявления в ее отсутствии, возражала против удовлетворения заявленных требований. Заинтересованное лицо ФИО10, будучи уведомленной о рассмотрении дела, в судебном заседании не участвует. В телефонограмме пояснила, что решение суда исполняется, претензий к департаменту здравоохранения Костромской области не имеет. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-2295/2021, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 12-629/2022, суд приходит к следующему. Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона. Срок для добровольного исполнения составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ). В силу ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от <дата> №-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав. Судом установлено, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 09.08.2021 по гражданскому делу №2-2295/2021 удовлетворены исковые требования ФИО10 Признано незаконным бездействие департамента здравоохранения Костромской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению медицинскими изделиями MiniMed Quick – Set MMT-399 (6мм/60см) – 10 шт. в месяц, или Sure-T MMT – 864 (6мм/60см) – 15 шт. в месяц ФИО2 <дата> года рождения в соответствии с медицинскими показаниями лечащего врача. Департамент здравоохранения Костромской области обязан обеспечить ФИО2 <дата> года рождения медицинскими изделиями MiniMed Quick – Set MMT-399 (6мм/60см) – 10 шт. в месяц, или Sure-T MMT – 864 (6мм/60см) – 15 шт. в месяц по медицинским показаниям в полном объеме до минования надобности. Решение об обязании обеспечения медицинскими изделиями обращено к немедленному исполнению, взыскателю выдан исполнительный лист. Департамент здравоохранения Костромской области 31.08.2021 обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, указав на невозможность немедленного исполнения ввиду отсутствия в бюджете денежных средств на закупку медицинских изделий по решению суда, необходимости соблюдения процедур закупки в контрактной системе, отсутствия в оптовом сегменте на территории Российской Федерации присужденных медицинских изделий. Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 17.09.2021 в удовлетворении заявления Департамента здравоохранения Костромской области об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-2295/2021 по иску ФИО10 отказано. Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО5 Н.Н. от 20.08.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении департамента здравоохранения Костромской области. С учетом обращения решения суда к немедленному исполнению должнику установлен срок добровольного исполнения в течение суток с момента получения копии постановления. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства должником получена 24.08.2021, что подтверждается штампом входящей корреспонденции. В рамках данного исполнительного производства ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО5 Н.Н. 02.09.2021 вынесено постановление о взыскании с департамента здравоохранения Костромской области исполнительского сбора в размере 50000 руб. На основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО7 10.11.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении департамента, предмет исполнения: исполнительский сбор 50000 руб. До настоящего времени исполнительский сбор должником не оплачен. Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ. В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО5 Н.Н., представитель ФИО3 указал, что департаментом здравоохранения Костромской области предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства по обеспечению ФИО2 медицинскими изделиями, решение исполнено в разумный срок. Департаментом здравоохранения Костромской области в материалы дела представлен расчет обеспеченности ФИО2 медицинскими изделиями во исполнение решения Свердловского районного суда г. Костромы от 09.08.2021 по делу № 2-2295/2021, согласно которому законным представителем ФИО2 получено: 03.11.2021 - 12 упаковок инфузионных наборов ММТ-399, что достаточно для обеспечения на 12 месяцев с августа 2021 года по июль 2022 года, 19.07.2021 - 3 упаковки инфузионных наборов ММТ-399 на август-октябрь 2022 года, 23.09.2022 - 3 упаковки инфузионных наборов ММТ-399 на ноябрь-декабрь 2022 года, январь 2023 года, 13.01.2021 - 3 упаковки инфузионных наборов ММТ-399 на февраль-апрель 2023 года, 24.04.2023 - 3 упаковки инфузионных наборов ММТ-399 на май-июль 2023 года, 18.04.2023 - 1 упаковка инфузионных наборов ММТ-399 на август 2023 года, 14.07.2023 - 3 упаковки инфузионных наборов ММТ-399 на сентябрь-ноябрь 2023 года, 16.10.2023 - 3 упаковки инфузионных наборов ММТ-399 на декабрь 2023 года, январь-февраль 2024 года. Постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области от 23.08.2022 Департамент здравоохранения Костромской области по факту неисполнения требования судебного пристава-исполнителя от 02.08.2022 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. Решением судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 05.10.2022 по жалобе защитника департамента здравоохранения Костромской области ФИО3 в резолютивную часть постановления врио начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области от 23.08.2022 внесены изменения, указано о совершении Департаментом здравоохранения Костромской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ вместо ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в остальном постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Решением по делу об административном правонарушении судьи Костромского областного суда решение судьи Свердловского районного суда г.Костромы от 05.10.2022 и постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области от 23.08.2022 в отношении Департамента здравоохранения Костромской области отменено, производство по делу прекращено в связи отсутствием состава административного правонарушения. В решении указано на исполнение департаментом решения суда с 03.11.2021 надлежащим образом. Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 74 Постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Принимая во внимание, что департамент здравоохранения Костромской области является органом государственной власти Костромской области и существует в форме бюджетного учреждения, финансирование его обязательств осуществляется за счет средств бюджета Костромской области, исполнение полномочий, в том числе при исполнении вступившего в законную силу решения суда, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, требования исполнительного документа были исполнены в разумный срок и исполняются до настоящего времени, суд приходит к выводу, что неисполнение решения суда к сроку, установленному судебным приставом-исполнителем, имело место вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО5 А.А. срок в полном объеме. Предусмотренный ст. 219 КАС РФ 3-месячный срок для подачи административного искового заявления суд применим к искам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и из должностных лиц, поскольку подобные требования истцом не заявлены в настоящем деле суд отсутствуют основания к применению данного срока и отказу в иске за его пропуском. С учетом вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решение суда об освобождении должника от исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд Административное исковое заявление Департамента здравоохранения Костромской области удовлетворить. Освободить Департамент здравоохранения Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО14 от 02.09.2021 № №, принятого в рамках исполнительного производства №№ от 20.08.2021. Обратить настоящее решение к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы. Судья О.Д. Тележкина Суд:Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область) (подробнее)Судьи дела:Тележкина Ольга Дмитриевна (судья) (подробнее) |